Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 53 из 53 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Центральным новообразованием старшего дошкольного возраста, свидетельствующим о становлении личностной готовности ребенка к решению задач школьного обучения, является формирующаяся субъектная позиция в деятельности, общении и познании. Она характеризуется новыми достижениями и возможностями старшего дошкольника самостоятельно решать широкий круг доступных познавательных, продуктивных, коммуникативных и творческих задач в детской деятельности, развитием познавательных мотивов и положительных личностных социальных ожиданий, связанных с новой школьной позицией. Степень готовности к обучению в школе определяется возможностями будущего школьника решать адекватные возрасту задачи детской деятельности, общения и познания разной сложности: - на уровне простого повторения и воспроизведения предложенного образца решения (репродуктивная самостоятельность), - на уровне самостоятельного переноса аналогичного решения в другие условия (операторная самостоятельность), - на уровне самостоятельного внесения отдельных новых элементов в решение задач (инициативная самостоятельность) - на уровне творческого подхода к решению (творческая самостоятельность). Высокий уровень готовности к школьному обучению определяется умением ребенка самостоятельно действовать как в нормативно заданных, так и в свободно выбираемых условиях детской деятельности и общения, а также наличием активно выраженного стремления к познанию и будущей социально-статусной роли школьника. Интерес в современной дошкольной педагогике вызывает освещение проблемы готовности ребенка к школе с позиции компетентностного подхода. В соответствии с ним, готовность к школе рассматривается в аспекте формирования у старшего дошкольника начальных компетентностей. Компетентности ребенка это интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности. В системе начальных компетентностей старшего дошкольника выделяются начальные ключевые компетентности и начальные специальные («допредметные») компетентности (А.Г. Гогоберидзе). Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, их овладение позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной, жизни и деятельности, они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях. Начальные ключевые компетентности требуют целостного развития ребенка (его личностной, эмоционально-чувственной, интеллектуальной сферы) как субъекта деятельности и поведения. Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура). В структуре начальных ключевых компетентностей выделяются начальные здоровьесберегающая, личностно-социальная, учебно-познавательная компетентности, отражающие способность детей самостоятельно решать задачи, связанные с укреплением и сохранением здоровья, с деятельностью, с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми, совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, развитием основных познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Выделение в начальных ключевых компетентностях здровьесберегающей, социально-личностной и учебно-познавательной сфер отражает современное понимание целостности процессов развития и образования ребенка старшего дошкольного возраста. Именно становлению начальных ключевых компетентностей определяется ведущее место в образовании детей. Начальные специальные допредметные компетентности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию, содержание которого определяется набором учебных предметов. В структуре начальных специальных компетентностей ориентировочно можно выделить:начальную речевую компетентность начальную литературную компетентность начальную математическую компетентность начальную экологическую компетентность художественную компетентность Проявление начальных ключевых и начальных специальных (допредметных) компетентностей свидетельствует о готовности ребенка старшего дошкольного возраста к переходу на следующую образовательную ступень. Следует подчеркнуть, что проблема подготовки ребенка к школе относится к числу «вечных» проблем дошкольного воспитания. Поставленная еще в 17 веке Я.А.Коменским в «Наставлении к материнской школе», она до настоящего времени не утратила своего значения и служит предметом споров и обсуждений, поиска новых теоретических и методических, организационных подходов. В настоящее время проблема готовности к школе рассматривается в связи с реализацией концепции модернизации и непрерывного образования, федеральных требований к содержанию общеобразовательных программ дошкольного образования и проблемой предшкольного образования. Обращение к проблеме предшкольного образования связано с задачей выравнивания стартовых возможностей детей при переходе в школу, гуманизацией начала школьного обучения, созданием единой системы подготовки детей предшкольного возраста к школе.
Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду. Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе? Подготовка к школе в детском саду это содержательный, индивидуально ориентированный процесс, который решает задачи становления у старших дошкольников основных компонентов школьной готовности. Процесс подготовки к школе состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Подготовка к школе обеспечивает необходимый уровень развития и перспективу дальнейшего успешного продвижение ребенка в образовании. Недопустимо ограничивать подготовку к школе только интеллектуальной стороной, обогащением знаний детей, подготовкой к будущим учебным предметам, как это нередко все еще наблюдается на практике. Знания являются не столько самостоятельной целью, сколько одним из средств общего развития ребенка и становления его отношения к миру. Если ребенок обладает многими знаниями, но при этом не умеет общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, затрудняется самостоятельно решать доступные возрасту практические вопросы, не проявляет эмоциональной отзывчивости к окружающим, его могут ожидать серьезные личностные проблемы в школе. В детском саду подготовка к школе осуществляется на протяжении всего дошкольного детства и завершается в старшем дошкольном возрасте. Особую роль в этом выполняют старшая и, особенно, подготовительная группа, в которой процесс подготовки к школе разворачивается наиболее полно. Подготовка к школе является частью общей цели воспитания целостной личности ребенка в дошкольном детстве. Исходя из сущности готовности к школе, подготовка к школе направляется на развитие познавательной активности, коммуникативных умений, формирование детской самостоятельности, инициативы, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, а также развитие стремления к школе, к новой социальной роли ученика. Процесс подготовки к школе отвечает общим требованиям организации современного образовательного процесса в дошкольном учреждении, но вместе с тем, требует особых акцентов в отборе содержания, педагогических методов, средств, условий деятельности, в целях реализации готовности к школе в полном объеме. Одной из особенностей является направленность образовательного процесса в группах детей предшкольного возраста на перспективу предстоящего обучения в школе. В связи с этим решаются задачи - развития у старших дошкольников интереса к школе; обогащения представлений о школе и жизни школьников, воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника. Необходимость постановки и решения данных задач определяются логикой личностного развития. Психологические данные показывают, что личностная организация человека формируется как способ овладения будущим. Настроенность сознания, чувств, воображения личности на протекание будущих действий и отношений играет существенную роль в проявлении активности и целенаправленности ее деятельности, поступков и отношений. «Желание своего будущего есть желание развития» (Л.И.Анциферова). Поэтому необходимо формировать у старших дошкольников образ школы как образ желаемого будущего. Тем самым обогатить детские представления и снять присутствующую у части детей неуверенность и настороженность по поводу предстоящего обучения в школе. Формирование положительного образа ближайшего будущего у старшего дошкольника должно осознаваться взрослыми (педагогами и родителями) как особая задача подготовки к школе, требующая определенных средств и методов, и решаемая комплексно в единстве развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и поведенческих сторон личности будущего школьника. Для этого в детском саду используются разные формы детской жизни: экскурсии в школу, встречи с учителем и школьниками, песни о школе, музыкальные, литературные произведения, игры на школьную тему, рассказы воспитателя о школьных годах, совместные со школьниками праздники, встречи с учителем и пр. Целесообразно в группе выделить «учебную зону», где поместить школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу, повесить рабочие тетради, школьную доску и пр. Главное, чтобы в развитии интереса детей к школе не было формализма, чтобы школьная перспектива, входя в содержание образовательного процесса, связывалась, в первую очередь, с увлекательными делами детей, с переживанием ими ощущения своего взросления, возрастания самостоятельности, развитием уверенности в себе, стремления к школьному обучению. Переход в старший возраст связан с изменением статуса дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду. Вовлечь детей в новые коллективные дела, важные для их личностного развития, расширить сферу социального поведения. Старшие дошкольники участвуют в оформлении детского сада к праздникам, становятся помощниками воспитателя в группе, проявляют заботу о детях младшего возраста. Задача воспитателя – обеспечить условия для развития у старших дошкольников широкой самостоятельности, интереса к познанию и творчеству, гуманных чувств, ценностных ориентаций, стремления к школе, к новой социальной роли ученика. Сущность адекватно построенного процесса подготовки к школе состоит в создании условий, в которых у ребенка в разнообразной деятельности накапливается, расширяется, осмысливается личный субъектный опыт, насыщенный средствами и способами активного взаимодействия с миром. Старшие дошкольники осваивают разные способы самостоятельного познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Будущие школьники практически путем овладевают средствами самостоятельного выражения эмоционально-ценностного отношения к миру и установления контактов с людьми (речь, невербальные средства выражения социальных эмоций, моральные и эстетические нормы культуры общения и отношений, умения взаимодействия и сотрудничества). В разных видах деятельности дети осваивают соответствующие умения: познавательные, трудовые, изобразительные, коммуникативные, игровые, конструктивные. Все это в целом, обогащает субъектный опыт детей и возможность творческого самовыражения. Особое внимание уделяется освоению детьми универсальных умений: принять цель деятельности, элементарно спланировать, подобрать в соответствии с целью необходимый материалы, получить результат и выразить к нему свое отношение. В разных видах деятельности создаются условия для развития у детей способности осмысливать свой замысел, находить для его осуществления средства и способы, сравнивать затем полученный результат с замыслом, осуществлять элементарный самоконтроль. При этом воспитатель учит детей пользоваться наглядными средствами, помогающими планомерно осуществлять свой замысел: опорными схемами, моделями, пооперационными картами. Развитие субъектной позиции, а именно, детской самостоятельности, инициативы, творчества у старших дошкольников решается воспитателем широко, во всех формах образовательного процесса. Это достигается на основе интеграции образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности, их единой направленности на развитие познавательной активности, самостоятельности, общения, социальных чувств и стремления к будущей позиции школьника. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что дети нередко испытывают неуверенность в осуществлении своих замыслов, им необходима поддержка со стороны взрослых. Ребенок должен быть уверен, что его поймут и помогут при любом исходе его попыток решить возникшую перед ним задачу. Создать для каждого ребенка ситуацию успеха в самостоятельной деятельности важнейшая задача подготовки к школе. Каковы условия подготовки ребенка к школе? Условием формирования готовности к школе выступает развивающее педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми. Единицей развивающего педагогического взаимодействия в подготовке к школе выступает проблемная образовательная ситуация, которая разрешается ребенком в вариативном сотрудничестве с воспитателем. При этом позиция воспитателя динамично меняется от активного содействия и партнерства, к роли советчика и заинтересованного наблюдателя, что открывает простор для детской инициативы и творчества. Событийный сценарий жизни детей предшкольного возраста в детском саду выстраивается как система решения разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных ситуаций и задач, побуждающих старших дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творческому самовыражению. Воспитатель создает творческие ситуации в игровой, познавательной, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в общении со сверстниками, в ручном труде. Поддерживает творческие инициативы детей, атмосферу сотрудничества в коллективной творческой деятельности по интересам. Образовательные ситуации конструируются воспитателем как ситуации накопления и применения практического и игрового опыта, сотрудничества и взаимодействия, познания и экспериментирования, индивидуального и совместного со сверстниками творческого решения задач. Многие образовательные и воспитательные задачи решаются в рамках совместных детских проектов, которые объединяют детей решением общей, увлекательной задачи: организация театральной студии, выпуск иллюстрированной детьми книги «Любимые сказки», подготовка праздника «Наши домашние питомцы» и пр. В процессе взаимодействия с дошкольниками, воспитатель побуждает их к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение, задает вопросы, вовлекает в коллективное обсуждение. Используются разные формы общения с детьми: познавательное, деловое, произвольно-контекстное, внеситуативно-личностное, при этом учитывается уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры каждого ребенка. Продолжается воспитание доброжелательных и дружеских взаимоотношений детей. Под руководством воспитателя эти отношения становятся более устойчивыми, формируются избирательные отношения, основанные на взаимной симпатии детей и общих интересах. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в детском обществе. Это дает ему необходимое для полноценного личностного развития ощущение уверенности и защищенности. Воспитателю необходимо хорошо знать, как складывается система межличностных отношений в группе и своевременно оказывать помощь в преодолении трудностей в общении детей со сверстниками. Своим поведением воспитатель всегда показывает детям пример доброго, заботливого отношения к людям, ко всему живому. Он привлекает внимание детей к внешним признакам выражения эмоционального и физического состояния людей, учит «прочитывать эмоции», активно проявлять сочувствие и готовность помочь. Расширяется область применения детьми правил культуры поведения и общения: поведение на улице, в общественных местах, в транспорте, правила безопасного поведения, общения с незнакомыми людьми и пр. Все это составляет необходимую часть социальной готовности ребенка к школе. В подготовке к школе воспитатель постоянно опирается на растущую самостоятельность и достижения детей. Это выражается в постановке перед детьми новых, более сложных задач; в повышении требований к организованности и целенаправленности поведения и деятельности детей; в развитии умений самоконтроля и самооценки результатов; в постепенном формировании у детей воли, чувства личной ответственности за действия и поступки. В педагогическом процессе детского сада необходимо предусмотреть условия для разнотемпового продвижения с учетом возможностей детей, сохраняя тем самым естественный ход детского развития. Предметом особого внимания воспитателя является охрана и укрепление физического и психического здоровья будущих школьников, развитие двигательной деятельности и активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям здорового образа жизни. Между 6 и 7 годами происходит активное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствуются двигательные качества. Но организм ребенка чувствителен к деформирующим воздействиям. Необходим постоянный контроль позы и осанки детей, использование общеразвивающих физических упражнений, укрепляющих мышечную систему, а также специальные меры для предупреждения развития плоскостопия и функциональных отклонений осанки. Игровая деятельность сохраняет свое развивающее и образовательное значение в подготовке старших дошкольников к школе. В разнообразных сюжетных и творческих играх продолжают развиваться социальные навыки и умения, общение, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам, В играх с правилами у будущих школьников складываются ценные механизмы правилосообразного поведения, предпосылки учебной деятельности. Игра органично вплетается педагогом в непосредственно образовательную деятельность. Обучение старших дошкольников строится как увлекательная проблемно-познавательная деятельность. Ребенок овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. При этом активно используются игровые формы и методы обучения. Подбор разнообразных развивающих игр, игр, способствующих развитию памяти, внимания, речи, способов мышления, коммуникативных умений связывается непосредственно с развитием всех видов готовности к школе (интеллектуальной, речевой, социальной, волевой и пр.). Специальная готовность к школе - развитие математических представлений, родного языка, обучение началам грамоты - включается в общее содержание образовательного процесса. С этой целью используются игровые формы обучения, рабочие тетради, логические блоки, предметные и графические модели. Необходимы также печатные буквы, трафареты букв, вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон буквы (для обследования пальцами), кубики со слогами, картинки, подписанные печатными словами, настольно-печатные игры с буквами, цифрами, тетради, ручки и пр. Дети сами составляют из букв свои имена, приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки. В подготовительной группе можно прикреплять к предметам интерьера «этикетки», написанные печатными буквами: «стол», «стул», «картина», «рама» и пр. Это помогает в овладении чтением. Особое внимание уделяется развитию мелких мышц кисти рук, что подготавливает ребенка к освоению письма. С этой целью воспитатель использует пальчиковую гимнастику, графические упражнения: штриховки и закрашивание контурных изображений, обведение трафаретов, рисование и копирование узоров и орнаментов, занятия рукоделием, силуэтное вырезывание ножницами и пр. Эти упражнения включаются в занятия, а также становятся частью игр детей «в школу». Предметно-образовательная среда в старших группах проектируется с учетом задач активизации разных видов деятельности, развития детского сотрудничества и дружеских взаимоотношений, творчества и поисковой активности. В подборе материалов учитываются интересы мальчиков и девочек. В предметной среде обязательными являются материалы, активизирующие познавательную деятельность детей: развивающие игры, ребусы, кроссворды, технические игрушки и устройства, конструкторы, модели. Большой выбор предметов для развития исследовательской активности и экспериментирования: магниты, лупы, весы, мензурки, фильтры, микроскопы, электрические фонарики и т.п. Детские энциклопедии, иллюстрированные альбомы, проспекты обогащают представления о мире и расширяют общий кругозор необходимый будущему школьнику. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников. Воспитатель инициирует и поддерживает осуждение интересующих детей проблем, вовлекает их в совместные проекты и мини-исследования. Процесс формирования школьной готовности предполагает систематическое отслеживание хода развития детей в образовательном процессе. Педагогическая диагностика – необходимый инструмент современного компетентного воспитателя. Промежуточная педагогическая диагностика позволяет своевременно учесть проблемы в становлении основных компонентов готовности к школе и осуществить эффективный индивидуальный подход к ребенку. Условием эффективной подготовки детей к школе является взаимодействие детского сада и семьи. Их взаимодействие определяется единым пониманием сущности готовности к школе, содержания, форм и методов подготовки к школьному обучению в детском саду и семье. Взаимодействие воспитателей и родителей основывается на взаимном доверии и сотрудничестве и разворачивается как согласованное сопровождение подготовки ребенка к школе с учетом его индивидуальности и темпов развития. В целом, процесс подготовки к школе строится на основе «открывающейся перспективы», которая постепенно личностно принимается ребенком, эмоционально и практически переживается им как ощущение нарастающей самостоятельности и уверенности в успешном решении будущих задач. Какие изменения происходят с ребенком в процессе подготовки к школе? В результате подготовки к школе в развитии ребенка происходят следующие важные изменения: Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может кистью правой руки перекрыть левую ушную раковину (филиппинский тест). Идет смена молочных зубов на постоянные. Повысилась интеллектуальная и физическая работоспособность ребенка. Эти позитивные изменения развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необхо димой для начала школьного обучения. Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует отметить успехи в освоении движений,У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом. Сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения.Этопроявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных. За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение — принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения рекомендациями педагога или разрешить ее самостоятельно, используя известные способы (сравнение, анализ, измерение и т. п.), понятно выразить в речи итог познания. Главное — это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Он приобрел опыт успешной самостоятельной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Он способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли — ученика. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения и общения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение. Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно. В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются социально-ценные черты. Он доброжелателен, выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь,проявляет уважение к старшим, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Развивается самосознание ребенка, представления о себе, формируется положительный «образ Я». Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником, получить новый социальный статус. Все эти достижения в развитии ребенка на пороге школы свидетельствуют об успешном становлении готовности к началу школьного обучения.
Литература Нормативные документы Закон РФ «Об образовании» // http://минобрнауки.рф/документы/884 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования // http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html Федеральные государственные требования к структуре условиям реализации общеобразовательной программе дошкольного образования // http://www.rg.ru/2011/11/21/programma-doshk-dok.html Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html Стратегические документы Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" // http://nasha-novaya-shkola.ru/ Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы // http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html
Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования 1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011 – 528 с. 2. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ТЦ «Сфера», 2011 – 320 с. 3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с. 4. Радуга: программа воспитания, образования и 5 развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Науч. рук. Е. В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. 5. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. А.Г.Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина – М.: Просвещение, 2011. – 303 с.
Литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000. 2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж: «Учитель», 2004. 3. Айзман Р.И. Жарова Г.Н.Подготовка ребенка к школе.- М., 1991. 4. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 240 с. 5. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. Высш. и Сред.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.- 400с. 6. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1. 7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. - М.: 8. Бабаева Т.И. У школьного порога. М., 1993. 9. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие детей в детском саду // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. Т.И.Бабаевой. З.А.Михайловой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. 10. Барышева Т.А. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - СПб.: Феникс, 2004. - 416 с. 11. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М., 2006. 12. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу.- М., 2000. 13. Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Баранов С.П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2005. 14. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. 15. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. - М., - 2006. 16. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983. 17. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006. – 96 с. 18. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Минск, 1972. 19. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб.: «ДЕСТВО-ПРЕСС», 2006. -496 с. 20. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2007. 21. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. 22. Гогберидзе А.Г., Полякова М.Н. и др. Перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. – М., Центр педагогического образования. 2008 23. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб, Детство-пресс, 2010 24. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб., изд. РГПУ им. А.И. Герцена. 2004 25. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие – М., ИЦ «Академия», 2005 26. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. 2004. 27. Готовность к школе / Под ред.И.В.Дубровиной.- М., 1995. 28. Грядкина Т.С. Тренажеры для дошкольников. - СПб., 1992. 29. Грядкина Т.С. Помещения, инвентарь и оборудование для занятий физическими упражнениями дошкольниками Учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры/Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2004.стр.283-302 30. Грядкина Т.С. Развитие теории и методики физической культуры дошкольников в России // Учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры под ред. СО. Филипповой, Г.Н. Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2004. стр..18-29 31. Давайте поиграем. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2002. 32. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов – на Дону: Из-во Ростовского пед. университета, 2000. 440 с. 33. Детство. Педагогический альманах / под.ред. Бабаевой Т.И. Михайловой З.А. СПб 1999 34. Диагностика психического развития детей от рождения до трёх лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «Детство-пресс», 2005 35. Дошкольная педагогика. Учеб пособие для студентов пед.институтов. В 2 ч. Ч.2 Методика и организации коммунистического воспитания в детском саду / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с. 36. Дошкольная педагогика:: учеб. пособие для студ.сред. пед. заведений / Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с. 37. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. 38. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие./Сост. и ред. Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова. – СПб. 2010. 39. Дронь А.В., Данилюк О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. СПб,2011 40. Евдокимова Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М,,2005 41. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сф
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.158 (0.013 с.) |