Принципы педагогической диагностики.
Похожие статьи вашей тематики
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой педагогического процесса детского сада. Они определяют цели, содержание, формы, методы диагностических процедур, методику анализа полученных результатов.
Нередки высказывания о недостаточной объективности педагогической диагностики, поскольку активно используется включенное наблюдение, при котором диагност находится «внутри» изучаемого предмета, а не отстранен от него. Однако субъективизм оценок можно минимизировать, если следовать принципу объективности.
Этот принцип означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил:
Þ Адекватное отражение диагностируемого объекта в соответствующих терминах и величинах;
Þ Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых;
Þ Фиксация всех проявлений личности, а не только тех, которые подтверждают гипотезу или диагноз;
Þ Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей или исследователей;
Þ Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики;
Þ Постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:
Þ Рассмотрение объекта диагностирования как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов;
Þ Сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях;
Þ Выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.
Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.Педагогическая диагностика не рассматривает объект как нечто застывшее, развернута во времении раскрывает педагогический процесс как цикличное явление, в котором осуществляется переход между различными циклами реализации целей.
Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы
Þ не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;
Þ выявлять причины развития или регрессивных тенденций в диагностируемом объекте;
Þ сочетать констатирующие методы с корректирующими и развивающими;
Þ учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;
Þ обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.
Принцип компетентности означает принятие диагностом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
Этот принцип раскрывается
Þ в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
Þ в безопасности для испытуемого применяемых методик;
Þ в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
Þ в обоснованности данных и выводов;
Þ во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Этот принцип детализируется в правилах
Þ анализа индивидуальных особенностей человека;
Þ учета его конкретной жизненной ситуации.
|