Принципы педагогической диагностики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы педагогической диагностики.



Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой педагогического процесса детского сада. Они определяют цели, содержание, формы, методы диагностических процедур, методику анализа полученных результатов.

Нередки высказывания о недостаточной объективности педагогической диагностики, поскольку активно используется включенное наблюдение, при котором диагност находится «внутри» изучаемого предмета, а не отстранен от него. Однако субъективизм оценок можно минимизировать, если следовать принципу объективности.

Этот принцип означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил:

Þ Адекватное отражение диагностируемого объекта в соответствующих терминах и величинах;

Þ Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых;

Þ Фиксация всех проявлений личности, а не только тех, которые подтверждают гипотезу или диагноз;

Þ Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей или исследователей;

Þ Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики;

Þ Постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:

Þ Рассмотрение объекта диагностирования как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов;

Þ Сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях;

Þ Выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.

Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.Педагогическая диагностика не рассматривает объект как нечто застывшее, развернута во времении раскрывает педагогический процесс как цикличное явление, в котором осуществляется переход между различными циклами реализации целей.

Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

Þ не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

Þ выявлять причины развития или регрессивных тенденций в диагностируемом объекте;

Þ сочетать констатирующие методы с корректирующими и развивающими;

Þ учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

Þ обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие диагностом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Этот принцип раскрывается

Þ в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

Þ в безопасности для испытуемого применяемых методик;

Þ в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

Þ в обоснованности данных и выводов;

Þ во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Этот принцип детализируется в правилах

Þ анализа индивидуальных особенностей человека;

Þ учета его конкретной жизненной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.006 с.)