Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова структура педагогического исследования?

Поиск

Дошкольная педагогика развивается в процессе накопления и анализа новых фактов. Вместе с тем, каждое исследование стоится на основе общепринятой структуры, включающей следующие этапы.

Первый этап - этап теоретического анализа. На этом этапе исследователь осуществляет общее знакомство с проблемой, определяет объект и предмет своего исследования, общую цель работы.

На этом этапе определяются концептуальные подходы, на которых будет строиться исследование - философские, культурологические, психологические. Выбор методологии - исходной концепции, определяющих теоретических положений, важный шаг исследования, который определяет своеобразие исследовательского подхода ученого.

На этом же этапе выдвигается гипотеза - научное предположение, отражающее основную идею педагогического исследования. На ее основе формулируются исследовательские задачи.

На этом этапе исследования преимущественно используются методы изучения теоретических источников – анализ монографий, научно-методических пособий, статей.

Второй этап исследования - экспериментальный, в ходе которого исследователь проверяет достоверность поставленной гипотезы - доказывает или опровергает ее. Экспериментальная часть педагогического исследования включает три ступени (этапа).

Констатирующий этап эксперимента позволяет оценить особенности педагогических явлений в реальной педагогической практике до вмешательства исследователя. Например, для того, чтобы проверить предположение о том, что развитие любознательности детей среднего дошкольного возраста возможно в ходе совместного с педагогом экспериментирования, необходимо выявить какие технологии развития детского экспериментирования используются в дошкольном учреждении и как они влияют на познавательную активность детей 4-5 лет.

На данном этапе исследователь использует методы сбора информации- наблюдение, беседу, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование.

Анализ выявленных проблем и определение возможных путей их решения дает возможность перейти к следующему экспериментальному этапу - формирующему (преобразующему). На этом этапе, на основе теоретического анализа, данных полученных в ходе констатирующего эксперимента, разрабатывается и апробируется новое содержание, технологии, условия организации педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Так, например, выявив, что применяемая в детском саду технология организации экспериментирования не развивает детскую любознательность и познавательную активность, исследователь предлагает свой подход к организации экспериментальной деятельности дошкольников. Предлагаемая технология апробируется в средних группах нескольких дошкольных учреждений.

Для того чтобы оценить эффективность разработанной технологии исследователь проводит контрольный эксперимент, методика которого, в целом, повторяет методы констатирующего эксперимента. Сравнив данные констатирующего и контрольного эксперимента можно доказать эффективность изменений, предлагаемых в ходе преобразующего этапа.

Третий этап научного исследования – аналитический, в ходе которого исследователь осуществляет количественный и качественный анализ полученных результатов, выделяет основные связи, закономерности организации образовательного процесса дошкольного учреждения. На основе анализа формулируются основные выводы и рекомендации, происходит окончательное оформление педагогического исследования.

Этот этап предполагает использование методов качественной и количественной обработки данных - методов корреляционного, факторного, кластерного анализа, методов, включающих разные уровни математико-статистической обработки результатов. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Четвертый этап - внедрение полученных результатов в практику дошкольного образования. Для того, чтобы сделать свои результаты доступными для других исследователей и практиков ученый выступает на научных и научно-практических семинарах, конференциях, симпозиумах. На этом этапе осуществляется подготовка и публикация статей, пособий, монографий по проблемам научного исследования.

На основе результатов исследования педагог предлагает практические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений и родителей дошкольников, разрабатывает методические пособия, тематические тетради, книги, альбомы для детей.

Педагогическое исследование считается завершенным, если его результаты полностью или частично внедрены в образовательную практику.

 

 

Дошкольное образование как система.

Система дошкольного образования Российской федерации: состояние и перспективы развития.

Система дошкольного образования в нормативных документах.

Что представляет собой Система образования в Российской Федерации?

Согласно Закону РФ «Об образовании» (1992; Статья 8) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:

· преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

· сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

· органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

· объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Что представляет собой Система дошкольного образования в Российской Федерации?

· представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи;

· решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;

· реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями родителей воспитанников (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);

· предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;

· создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;

· взаимодействует с семьёй по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

· встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);

· развивается в условиях социального партнерства.

· учитывает региональные особенности развития образования.

Какие из компонентов системы дошкольного образования являются объектом рассмотрения дошкольной педагогики?

Для дошкольной педагогики представляют интерес образовательные программы дошкольного образования различной направленности, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и особенности их реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

Какое место занимает дошкольное образование в системе образования Российской Федерации?

Согласно «Закону об образовании» (1992; Статья 18):

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

3. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Какие учреждения называются «образовательными»?

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Дошкольное образовательное учреждение является типом образовательного учреждения. (Закон «Об образовании». 1992). Соответсвенно. особенности функционирования дошкольных образовательных учреждений раскрываются в Типовом положении.

Какие особенности функционирования дошкольных образовательных учреждений раскрываются в «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении»?

Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением (утвержденоПриказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562).

Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Как в Типовом положении определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения?

Основные задачи:

· охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

· обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

· воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

· взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

Какие виды дошкольных образовательных учреждений определены в Типовом положении?

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

В качестве основной структурной единицы выделена ДОУ группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь различную направленность – общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную; могут работать в режиме полного (12 ч), укороченного (10 ч), продленного (14 ч) дня, круглосуточного или кратковременного (3–5 ч) пребывания.

В группах общеразвивающей направленности осуществляются обучение и воспитание в соответствии с образовательной программой учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на базе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий воспитанников, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. Такие группы ориентированы на дошкольное образование детей, а также проведение санитарно­гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур.

В группах комбинированной направленности реализуется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых будут получать дошкольное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. дети­-инвалиды. Таким образом, созданы нормативные правовые основы инклюзивного или совместного дошкольного образования.

Типовым положением также предусмотрено, что группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных образовательных учреждений). Тем самым нормативно закреплены новые вариативные модели дошкольного образования.

Кто участвует в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении?

Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники.

Каковы преимущественные черты системы дошкольного образования на современном этапе?

· целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер, «допредметное» содержание образования.

В условиях дошкольного образования обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, что необходимо в связи с возрастными особенностями дошкольника, гибкостью, подвижностью и сензетивностью в развитии соматики, физиологии, психики.

· наличие в учреждениях дошкольного образования эмоционально-комфортной, развивающей ребенка образовательной среды.

Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Как в Типовом положении определяются особенности содержания образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении?

Согласно Типовому положению содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно на основе «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи.

Когда и как появились образовательные программы для детских садов?

Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, начатки знаний о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась роль воспитателя в организации педагогического процесса. В 1938 году было опубликовано «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. Более четко говорилось об учете возрастных особенностей детей. «Руководство» по-прежнему определяло содержание работы с детьми не по возрастным группам, а по отдельным разделам воспитания. Это затрудняло воспитателя в отборе программного материала для работы с детьми того или иного возраста.

В 1953 г. в связи с введением обучения в детском саду в целях подготовки детей к школе «Руководство» было переработано. В программе было достаточно четко выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.

В основу нового документа легли данные дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребенка в сочетании с обобщением лучшего опыта воспитания детей дошкольного возраста. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 г.

«Программа воспитания в детском саду» была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в большей мере в ней были отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривалось формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка. Программа включала режим занятий, отдыха, развлечений, сна, питания, прогулок.

В 1969 г. была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последующие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми дополнениями и исправлениями. Так, в 1978 г. было опубликовано 8-е, исправленное издание.

«Программа воспитания в детском саду» охватывала четыре возрастные ступени физического и психического развития ребенка на протяжении дошкольного возраста: ранний возраст — от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет; средний дошкольный возраст — до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период, в связи с необходимостью обеспечения преемственности детского сада и начальной школы.

Программа раскрывала содержание обучения и воспитания детей, была построена с учетом положения о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии, указывала на необходимость целенаправленного руководства воспитателем различными видами детской деятельности — игровой, трудовой, учебной, бытовой, в процессе которых могут активно усваиваться знания, умения, определенные формы поведения.

В программе подчеркивалась особая роль детского сада в подготовке детей к школе, ответственность воспитателя за их коммунистическое воспитание, организацию педагогического процесса и осуществление задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Программа просуществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Васильевой.

Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?

В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы образования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарирный стиль взаимодействия, идеологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.). В Концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы программы дошкольного образования:

· «Радуга» (1989) программаразработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т.Н.Дороновой).

· «Детство» (1991) программабыла создана научным коллективом,кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена под руководством В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Н.А.Ноткиной.

· «Развитие» (1994) программабыла создана в Лаборатории способностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.

· «Истоки» (1995, Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, рук. Л.А.Парамонова, С.Л.Новосёлова и др.,) - программа рекомендована к использованию в Москве и московском регионе.

· «Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004 г., рук. М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова, и др.). Данная программа является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (1985)

Данные программы являлись комплексными программами дошкольного образования и включали все основные направления развития ребёнка. Программы ориентированы на светский характер воспитания и принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Содержание программ ориентировано на общемировую и национальную (российскую) культуру и включает развитие речи ребенка, знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие. Программы нацелены на развитие детской любознательности, способностей ребенка, творческого воображения, коммуникативности. Предусматривалась организация детской жизни в трёх формах: на занятиях (организованная форма обучения), в нерегламентированных видах деятельности и свободном времени ребёнка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер.

Наряду с комплексными программами появилось большое количество парциальных программ, включающих одно или несколько направлений развития ребёнка.

Что понимают под примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования на современном этапе?

Образовательная программа – это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Термин «основная» отражает направленность образовательной программы на реализацию основного, т.е. обязательного содержания образования. Наряду с основной программой может существовать дополнительная образовательная программа, направленная на реализацию задач дополнительного образования детей, т.е. образования, которое расширяет или углубляет содержание обязательного образования.

В чем особенность современных программ дошкольного образования?

В соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (16.03.2010 г.) программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Каким основным принципам должна соответствовать общеобразовательная программа дошкольного образования?

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» указаны следующие принципы:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Из каких частей состоит общеобразовательная программа дошкольного образования? Какие требования предъявляются к ним в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»?

Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Какие разделы должна включать обязательная часть общеобразовательной программы дошкольного образования?

Согласно «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка";

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Какие требования к содержанию образовательных областей раскрываются в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»?

1. Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

2. Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

3. Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- переда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.014 с.)