В чем особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста?



Труд детей-дошкольников своеобразен. Наиболее существенной особенностью детского труда является отсутствие значимого результата, имеющего материальную ценность, продукты детского труда имеют ценность для самого ребенка или группы детей.

При сравнении детского труда и трудовой деятельности взрослых прежде всего усматривается различие в результатив­ности, неспособности ребенка в силу возрастных особенностей создавать материальные и духовные ценности, необходимые человеку. Подчеркивается неустойчивость целевой уста­новки в труде, преобладание игровой мотивации, отсутствие предварительного планирования, несформированность трудо­вых умений и способов самоконтроля, недостаток волевого усилия для преодоления внешних и внутренних препятствий для достижения цели и т. д.

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия. Но труд в отличие от игровой деятельности всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворении потребностей самого ребенка или детского сообщества. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет. Труд всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствует воображаемая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, достигая результата.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер. Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития и предполагают участие и помощь взрослого. Главное отличие, уникальность трудовой де­ятельности дошкольника - в ее многоплановом характере. В ней интегрируются результаты познания, приобретенные в процессе ознакомления с трудом взрослых и освоения пред­метной деятельности; игра, общение со взрослыми и сверст­никами.

Трудовая деятельность – понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из трудовых процессов (например, одевание, раздевание, мытье рук, накрывание на стол, обтирание мебели и т.д.). Трудовой процесс – единица трудовой деятельности. В его структуре представлены все компоненты: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека.

Трудовые процессы постепенно складываются в виды труда. Первым по времени ребенок овладевает самообслуживанием, характерной особенностью которого является направленность на себя, а содержанием – умение обслужить себя (одевание-раздевание, прием пищи, гигиенические процедуры). Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в окружающей обстановке группы детского сада, на участке, дома (накрыть на стол, подготовить необходимый материал для изготовления поделок и др.).

Труд в природе по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением гуманного отношения, актом помощи живому, поступком, побуждаемым гуманным мотивом, и требует от детей определенного круга представлений о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, проявления ответственности, поскольку он направлен на помощь живому.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей. В его содержание входит изготовление игрушек из бумаги, дерева, природного, бросового материала, ремонт книг, рукоделие и т.д. Он требует умений владеть ножницами, иглой, а также знания материалов. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами освоенного труда дети радуют других людей, создавая для них подарки, сюрпризы. Учатся украшать своими изделиями пространство группы, детского сада к празднику, оформлять выставки и т.д.

Применительно к старшему дошкольному возрасту можно говорить о зарождении умственного труда. Его результат выступает в виде логического решения какой-либо задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и т.д.). Взрослому необходимо приучать детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.40 (0.005 с.)