Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из каких компонентов проектируется предметно-развивающая среда детского сада?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для повышения качества образования, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию. Определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа (педагогическая идея), которой руководствуется образовательное учреждение. Например, приобщение детей к культуре своего народа предполагает среду, насыщенную атрибутами народной культуры; развитие общительности требует организации среды, в которой дети имеют все возможности активного общения со сверстниками и взрослыми; развитие субъектного начала требует среды, предоставляющей возможности разнообразного выбора ребенком деятельностей, стимулирующей детскую самостоятельность и творчество. Создавая предметно-пространственную среду группы, важно также учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и прочие характеристики. Например, если в группе будет пятнадцать мальчиков и семь девочек – среда группы будет иная, чем в той группе, где окажутся десять мальчиков и десять девочек. Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель – знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми – это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает больше внимания уделять изобразительной деятельности – и это также будет заметно в среде. Кому-то из педагогов близки идеи М. Мотессори, для кого-то определяющим является подход Вальдорфской педагогики – все это, так или иначе, найдет отражение в среде группы. Именно эти моменты определяют широкую вариативность в построении предметно-пространственной среды различных дошкольных образовательных учреждений. В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать особый, неповторимый характер. С учетом всех приведенных требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях. Не может быть жестких единых требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы (педагогические идеи) и условия работы каждого конкретного детского сада могут существенно отличаться друг от друга. Таким образом, предметно-пространственная среда для каждого дошкольного учреждения проектируется на основе: · реализуемой в детском саду образовательной программы; · требований нормативных документов; · материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); · предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; · общих принципов построения предметно-пространственной среды Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности; учебно-методические пособия, используемые взрослым в процессе обучения детей; оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (мольберты, кукольный игровой уголок, ковролины, горки и лесенки для развития движений и пр.) Предметное содержание должно быть определенным образом организовано в пространстве, что обеспечит его активное использование детьми. Изменения предметного содержания и его пространственного размещения во времени необходимы для стимулирования детской активности, учета происходящих в ребенке изменений, связанных с его ростом и развитием. Эти три компонента (предметное содержание среды, его пространственная организация и изменения, вносимые в среду), с одной стороны, составляют основу любой образовательной среды любого образовательного учреждения, а с другой стороны, обеспечивают высокую степень вариативности развивающей среды. Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Принципиально неверно прилагать усилия только для оформления и организации отдельного помещения групповой комнаты, не меньше внимания следует уделить обустройству других помещений. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада (гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов - коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, "комнаты сказок" и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса, участка). Детский сад с многообразием помещений, их разным назначением, характером деятельности людей в них очень интересная для ребенка микросреда, которая должна составлять первый опыт его знакомства с миром. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни. Детское учреждение должно принадлежать не только взрослым, но и детям. Им должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Если позволяют условия учреждения, можно организовать общую столовую, обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе и защищенности. Создание в группах и помещениях детского сада функциональной, разнообразной, «открытой» для использования и преобразования самими детьми предметно-игровой среды обеспечивает ребенку возможность осуществлять выбор деятельности в соответствии с его интересами. В некоторых помещениях детского сада (в сенсорной комнате, кабинете педагога-психолога, в помещении, отведенном для семейной гостиной, музыкальном зале) могут использоваться специальные информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект «погружения» в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, использования мультимедийных презентаций и клип-арта. Желательно оборудовать помещения для художественного творчества детей – изостудию, музыкальную или театральную студии. При наличии необходимых помещений можно оборудовать сенсорную комнату с оптическим смещением цветового освещения при смене светофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений. Большое значение в выявлении пространственной характеристики сооружения приобретает цвет. Он может зрительно ограничить, приблизить, разделить или сгруппировать пространственные зоны. Цвет способен также изменить восприятие объемов, их масштабность и форму. Формирование функциональных зон цветом может найти свое воплощение в интерьере дошкольных учреждений. В рамках ограниченного пространства интерьера эмоциональное воздействие цвета на дошкольников становится еще более сильным и конкретным. Психологи считают, что развитие восприятия цвета у ребенка в большей степени зависит от зрительного опыта, ознакомления с цветовыми сочетаниями и отношениями, чем от возрастных особенностей. Этот вывод представляется очень важным с двух точек зрения. Во-первых, он определяет, что не возрастной фактор является ограничителем в развитии культуры восприятия цвета, а окружение ребенка, если оно не содержит в себе условий для обогащения зрительного опыта. И, во-вторых, что воспитание художественного вкуса начинается уже в дошкольном возрасте. Цвет вызывает определенные эмоции и настроения, способность цвета видоизменять окружающую среду общеизвестна. Цвет способен визуально изменять пространства: теплые насыщенные цвета уменьшают пространство, а холодные светлые тона - зрительно расширяют пространства. При подборке цвета необходимо учитывать расположение помещения. Помещение, выходящее на южную сторону с избытком естественного освещения, должно окрашиваться в холодные цвета. В помещении, выходящем на северную сторону, должны использоваться теплые цвета. Цветовая характеристика интерьеров зависит в первую очередь от функциональных особенностей помещений, а затем уже от их объема, формы, пропорций, освещенности. Естественно, что в помещениях для сна необходима атмосфера покоя, равновесия. Колористическая характеристика этих помещений может создаваться использованием светлых, разбеленных холодных оттенков. Зеленые, серые и голубые тона создают ощущение света, воздуха и чистоты помещения. В контрасте с ними может решаться тональная характеристика тех помещений, где дети находятся короткое время. Это раздевальные комнаты, лестничные клетки, внутренние переходы и т. д. Короткое пребывание детей в них позволяет активизировать пространственно-цветовую характеристику за счет насыщенного цвета. В этих помещениях целесообразно использовать плотные огненно-красные, оранжевые, охристые, зеленые теплых оттенков тона. Это создает разнообразие эмоций и ощущений, строит общую пространственно-колористическую характеристику на контрастах, сопоставлениях, акцентах. Значительную роль в развитии ребенка - дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т.д., с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей. Все произведения искусства в интерьере должны быть подчинены требованиям места и времени. Необходимо, чтобы произведение декоративного искусства выполнялось для определенного интерьера. При этом учитывают назначение помещения, его высоту, освещенность и т.д. Восприятие конкретной графической и предметной формы также доступно маленьким детям, различение формы предметов – один из основных способов ориентации детей в предметно-пространственной среде. От примитивных методов анализа формы в младшем дошкольном возрасте ребенок переходит к сложному сравнительному анализу воспринимаемого объекта, сопоставляя его или отдельные его части с другими предметами. К концу дошкольного возраста развитие сложных методов зрительного анализа формы начинает выявляться со всей очевидностью, приобретаются первые общие понятия о форме предметов как плоскостных, так и объемных, их соотношениях и свойствах. В детском саду не должно быть излишества, подражания убранству общественных помещений, малохудожественных росписей, доминирования отдельных элементов. Соединение современного интерьера и природного мира должно вызывать у детей чувство гармонии, уюта, спокойствия и защиты. В целом, помещение группы детского сада - это явление не только архитектурное, имеющее определенные структурные и функциональные характеристики. Пространство, в котором живет ребенок, оказывает огромное психологическое и педагогическое воздействие, в конечном счете, выступая как культурный феномен. Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Использование продуктов детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщает здание особой энергетикой, позволяет дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.008 с.) |