Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности.



Данная группа методов базируется на положении о единстве сознания и деятельности. Целевое назначение данных методов состоит в моральном просвещении детей, в формировании представлений о нравственных нормах и ценностях, способствуют развитию адекватных социальных ориентаций в культурном поведении, правилах общения и взаимоотношений. Эти методы помогают дошкольникам понять смысл моральных требований к поведению и отношению к окружающим людям, осмыслить и оценить свои поступки, и поступки сверстников, получить представление о ценностях и нравственных качествах людей. В конечном итоге данная группа методов содействует переводу общественных целей и ценностей в личные мотивы деятельности и поведения детей.

В группу методовосознания детьми опыта поведения и деятельности входят: рассказ воспитателя на моральную тему, разъяснение нравственных норм и требований, этические беседы, чтение художественной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций (в детском саду, в семье, в городе, в стране). Главным инструментом данных методов является слово, которое чаще всего сочетается в дошкольном возрасте с наглядными методами развития сознания детей. Это - рассматривание и последующее обсуждение картин, иллюстраций, видеоматериалов на моральные, социально-значимые темы.

Инструментовка данных методов детально разработана в дошкольной педагогике и методике развития речи детей. Не останавливаясь на раскрытии каждого метода, подчеркнем общее, что их объединяет.

Они должны привлечь внимание дошкольников к определенным поступкам и отношениям, помочь осознать и оценить их сущность, связать с личным опытом детей, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, социально-нравственные чувства и переживания, стремление к положительным действиям и поступкам, проявлению культуры и уважения в отношениях с другими людьми (взрослыми и сверстниками, младшими детьми).

Особое место в развитии сознания и опыта поведения дошкольников занимает пример как метод воспитания. Пример используется в качестве средства развития сознания и формирования определенного способа поведения ребенка, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие асоциальных действий и поступков. Влияние примера основывается на ярко выраженной подражательности как особенности детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольники часто копируют поведение близких взрослых, воспитателей в группе. Воспитательный эффект дают только положительные образцы поведения взрослых. Пример поведения воспитателя становится для дошкольников эталоном: они копируют его действия, манеры, речь.

Задача педагога оказывать не только личный пример, но и привлекать внимание дошкольников к ярким примерам поведения людей, литературных и киногероев, к проявлению героизма, милосердия, смелости, доброты, справедливости, миролюбия. Отмечается более сильное, чем прежде, влияние массовой культуры на детскую субкультуру, что проявляется в виде особых поведенческих моделей, игровых сюжетов, объектов символизации, образцов для подражания дошкольников. К сожалению, современная детская субкультура содержит образцы поведения не только «героев», но «антигероев», которым дети подражают. Воспитателям надо тактично, ярко и убедительно направлять внимание детей на достойные примеры для подражания. Привлекая к этому и родителей дошкольников. Подражание – важнейший механизм формирования социального поведения. Маленькие дети всегда внимательны к действиям и словам взрослых. Все, что они постоянно наблюдают в поведении близких людей, становится частью их личного опыта. Поэтому в общении воспитателю необходимо доступно и выразительно показывать детям правильные формы поведения, вежливую речь, проявление добрых чувств и отношений.

Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей. Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении детей к социально одобряемому поведению.

Поощрение - это выражениеположительной оценки поступков и действий воспитанников. Цель поощрения вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселить веру в свои силы, закрепить положительные навыки и привычки, стимулировать стремление к социально-ценностным действиям и поступкам. Поощрение выступает в виде одобрения, похвалы, награждения подарком, эмоциональной поддержки, проявления особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, вызывать чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

Наказание – метод воспитания, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Формы наказания дошкольников разнообразны: замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определенных прав или развлечений (отмена поездки в зоопарк, отказ в покупке игрушки, запрет в прогулке с собакой). Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство ребенка и открывает ему путь исправления и улучшения поведения. Воспитателю необходимо выразить уверенность в том, что отрицательные действия ребенка больше не повторятся, и помочь ему выбрать правильную форму поведения. Отрицательная педагогическая оценка содержит суждение воспитателя о конкретном поступке или действии ребенка, но не о его личности.

В педагогике проблема методов воспитания находится в процессе изучения, продолжается поиск оснований для классификации методов, появляются новые методы воспитания. К примеру, в дошкольной педагогике последних лет начинает особо выделяться группа методов социально-эмоционального воспитания - развития эмоциональной сферы, социальных чувств, эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

К ним относятся методы эмоционально-образного перевоплощения; эмоционально-сенсорного воздействия; методы осознания смысла и внешнего выражения эмоций и чувств; метод стимулирования проявления сопереживания и социальных чувств; метод организации гуманистически направленной деятельности; а также метод развития социальных чувств детей в совместной общественно-ценной деятельности в детском саду. Разнообразные эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, возникающих по инициативе воспитателя и стихийно, совместная деятельность, движимая гуманистическими мотивами или мотивами общественной пользы обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств и тем самым открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми

Следует отметить также активный интерес дошкольной педагогики к использованию в воспитании детей метода проектов. Воспитательный потенциал данного метода достаточно велик. Помимо развития исследовательской активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, как основного предназначения данного метода, проект открывает большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных чувств и представлений. Проект расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание. В условиях совместного проекта дошкольник получает представление о своих возможностях, умениях, потребностях, сравнивает себя со сверстниками, образ Я ребенка становится более полным и осознанным.

Необходимо особо подчеркнуть и ценные в воспитательном отношении контакты педагогов, родителей и детей, которые развиваются и наполняются новым содержанием в процессе осуществления многих совместных проектов. Практика показывает, что совместное участие в проектной деятельности детей и взрослых оказывает обоюдно-положительное влияние. Взрослые и дети начинают лучше понимать друг друга, их взаимоотношения становятся более тесными, доверительными и содержательными.

Таким образом, методы воспитания как главные инструменты осуществления воспитательного процесса, находятся в постоянном развитии, отвечая на актуальные запросы современного дошкольного образования. Творческая позиция педагога в выборе методов воспитания является залогом успешного решения воспитательных задач.

В целом, воспитательный процесс, в котором на основе единых теоретических позиций объединены цели, задачи, содержание, принципы и методы воспитания, создает основу для полноценного развития личности дошкольника, введения его в культурный мир, формирования основ культуры здоровья, эмоциональной культуры, самосознания и творческого самовыражения в разнообразной детской деятельности.

 

Обучение детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Что такое дидактика?

Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика даёт ответ на вопросы: «Для чего учить?» (цель обучения); «Чему учить?» (содержание обучения); «Как учить?» - (методы, формы обучения, контроль за освоением материала). Основатель дидактики – великий чешский педагог – Я.А.Коменский (1632 г. «Великая дидактика»).

Как шло становление дошкольной дидактики в истории педагогики?

Дошкольная дидактика детского сада имеет интересную историю. Её основы заложены в труде чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В труде «Материнская школа» (1628) представлена развёрнутая система воспитания и обучения детей от рождения до 7 лет. Материнская школа – первая ступень в образовании, на которой учителем является мать. Я.-А. Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, например, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры - круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема - шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».

Советуя матерям развивать память и мышление детей, Я.-А.Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира. Считал, что знания должны носить научный характер. Это основы будущего научного образования.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), швейцарский педагог, основоположник теории и методики элементарного образования. И.-Г. Песталоцци считал, что каждому ребенку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей.

Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность. Исходным моментом познания И.-Г. Песталоцци считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребенка следует прежде всего научить считать, измерять и говорить. И.-Г. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счету и измерению, упростив ее так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться в занятиях со своими детьми.

Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем обучении, т. е. таком построении процесса учения, которое ведет не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности. Эта идея оказалась весьма плодотворной и получила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов.

Главным и лучшим воспитателем И.-Г. Песталоцци считал мать. Он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». В тоже время И.-Г.Песталоцци предлагал организовать при школах детские классы, чтобы лучше готовить старших дошкольников к обучению в школе.

Термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире,ввелнемецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852). В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Ф. Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться.

Ф. Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Ф. Фребель определил этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Ф. Фребеля об организации работы детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага). Он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка.

Ф.Фребель определил содержание дошкольного обучения с точки зрения освоения ребёнком деятельности, в процессе которой развивается личность и показал, что деятельности надо обучать. Ведущая роль в обучении принадлежит садовнице, а форма обучения – это занятие, на котором садовница даёт детям образец деятельности, помогает ребёнку, стремится учитывать его интересы и проводить занятия интересно - «занимать» детей.

Итальянский педагог Мария Монтессори (1870—1952) доказала возможность самообучения детей дошкольного возраста в специально подготовленной развивающей среде основанной на принципе автодидактизма. Благодаря специально разработанным М.Монтессори материалам осуществляется сенсорное развитие ребенка, освоение счета, письма и чтения. Наряду с этим она разработала и другую форму обучения - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребенка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Функция учителя на уроке — констатация сенсорного движения ребенка; учитель не имеет права настаивать, чтобы ребенок усвоил то, чего не знает, или понял то, чего не понимает; он не имеет права дать почувствовать ребенку, что сделал ошибку. М. Монтессори допускала и коллективные занятия под руководством воспитателя (музыкальные, гимнастические). Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели — развитию органов чувств детей дошкольного возраста.

В отечественной педагогике, становление дошкольной дидактики связано с именем Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870). Работая с детьми в начальной школе, он увидел, что многое зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе. Он считал, что обучение дошкольников своеобразно, существенно отличается от школьного обучения: ребёнку необходимо помочь познать окружающий мир, научить выражать мысль в слове, необходимо использовать в обучении игру и наглядность.

Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933) вместе с мужем открыла в Санкт-Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад (1866 г.). Рассматривая детский сад как «связывающее звено между семьей и школой», она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.

Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) была последовательницей К. Д. Ушинского в области дошкольной педагогики. В своей работе «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» она предложила родителям и работникам детских садов оригинальные разработки для проведения игр и занятий с детьми. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр. Причем все занятия были расположены в постепенно усложняющейся системе.

Луизой Карловной Шлегер (1863-1942) на одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад (1905 г.), в котором введены так называемые предложенные занятия и обязательные занятия по плану воспитательницы. В ряде работ Л. К. Шлегер («Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду» и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств.

В начале ХХ в. Елизавета Ивановна Тихеева создала программу обучения детей в «Детском саду по методу Тихеевой» (1928 г.), который был организован при ЛГПИ им. А.И.Герцена. Е.И.Тихеевой были выделены основные разделы образовательной работы – знакомство с окружающим миром и природой, развитие речи, математика, сенсорное воспитание. Показала, что дошкольник обучается в процессе всей жизнедеятельности, участвуя вместе со взрослыми в труде, играх. Но не всё содержание образования может быть освоено ребенком в повседневной жизни, нужны специальные занятия, на которых ребёнок осваивает более трудное содержание.

Е.И.Тихеевой было показано, что занятие должно быть связано с детской деятельностью: у малышей с игрой, у старших дошкольников с активной познавательной деятельностью, трудом-игрой.

· Обучение на занятии должно быть организовано как свободный диалог воспитателя, как с группой детей, так и каждым ребёнком.

· На занятии должна быть создана свободная непринуждённая обстановка, так, чтобы дети могли свободно высказываться, двигаться (а не статично сидеть), обследовать предметы.

· Организация занятия предполагает создание элементарных житейских проблемно-поисковых ситуаций (например, догадаться отчего, когда мы ударяем по клавишам, рояль звучит, и высказать предположения; самостоятельно узнать, сколько разных крышек есть у рояля и рассказать об этом; узнать, все ли проталины весной одинаковые и рассказать о том, чем они похожи и, чем отличаются).

· Задача воспитателя на занятии (в частности, по развитию речи) придать процессу целенаправленный характер при помощи образца, плана, вопросов к детям, но при этом нужно дать ребёнку возможность для проявления самостоятельности.

Александра Платоновна Усова (1898-1965) разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. В труде «Обучение в детском саду» (1958) доказана целесообразность обучения детей на занятиях, необходимость программы обучения. А.П.Усовой выявлено, что обучение на занятиях обеспечивает высокий уровень развития познавательной деятельности детей. Была вскрыла сущность явления «необучаемости» у детей - это несформированность учебной деятельности. У дошкольников, которые не прошли через систематическое обучение, отсутствует способность принимать учебную задачу, воспринимать способы деятельности которым обучают на занятии, объяснения, дети легко отвлекаются. Была определена программа того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду. Дети, которых обучали в детском саду, лучше готовы к школе, у них складывается «обучаемость» как общая способность к приобретению знаний. Благодаря исследованию А.П.Усовой понятие «дидактика детского сада», «обучение детей в детском саду» приобрели отчётливость.

Вера Иосифовна Логинова (1932-1992) обосновала применение принципа системности в обучении детей дошкольного возраста (1984 г.). Система знаний возникает на определенном этапе, когда дети осваивают знания о предметах и их особенностях. Система знаний создается путем выявления сущности объекта, в котором выделяются взаимосвязанные компоненты. Система знаний строится как переход от простой системы к более сложной. Такая система называется иерархической. В.И.Логинова выявила, что создание иерархических систем знаний для детей включает этапы:

1. Выбор центрального явления в той или иной области действительности и понятия, раскрывающего его сущность (например, труд как центральное явление социальной действительности и понятие о труде как деятельности человека по созданию материальных и духовных благ).

2. Выбор центральной связи, которая кладется в основу построения системы знаний (в данном примере, это связь порождения, т.е. создание предмета в результате труда, а центральный компонент понятия о труде – предмет как результат труда).

3. Постепенное построение системы знаний: раскрытие сущности предмета через установление его назначения; установление связи между назначением предмета, его строением и материалом; материал как единство свойств и качеств; создание человеком предмета в трудовом процессе; трудовой процесс как система компонентов (цель и мотивы, выбор материала, инструментов, трудовых действий, получение результата); вид труда как единство трудовых процессов и результатов труда; взаимодействие видов труда, обеспечивающих потребности людей (многообразие профессий).

Освоение детьми системных знаний возможно в условиях организованного обучения, которое выступает ведущим средством становления ребенка как субъекта умственной деятельности и познания.

Идеи В.И.Логиновой, раскрывающие принцип системности в обучении детей дошкольного возраста нашли отражение в современных общеобразовательных программах дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы», «Радуга» и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.029 с.)