Что представляет собой доинституциональный период развития дошкольной педагогики? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что представляет собой доинституциональный период развития дошкольной педагогики?



Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. До зарождения письменности они имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц и поговорок. Особое место занимают колыбельные, потешки, прибаутки как форма материнского воспитания и выражения любви к ребенку, магического заговора на его здоровье. Особенности отношения родителей к детям, ценности воспитания нашли отражение в сказках, мифах и легендах.

Истоки теоретического осмысления вопросов воспитания детей заложены в трудах античных философов. Исходный вопрос философско-педагогического мировоззрения Платона (ученика Сократа) звучит так:«Можно ли научить добродетели?», отсюда «воспитание – то, что ведет к добродетели», заставляя человека страстно стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать». Платонсчитал, что в дошкольном возрасте закладывается основа последующего развития, поэтому до 3-х лет детей надо ограждать от страданий, чтобы нрав их был веселым, до 6 лет – доставлять детям как можно больше удовольствий, но при необходимости наказывать. Период ухода, как только ребенок научиться говорить, сменяется периодом игр и сказок. Благодаря играм ребенок приобретает разнообразные знания; сказки отбираются так, чтобы формировать у детей благочестие. Целенаправленное обучение начинается с семи лет.

Аристотель, Квинтиллиан исходят из факта, что способность к образованию дана человеку от рождения. Дать образование может только тот, кто знает приемы и особенности развития ребенка. Аристотел ь определяет высшее благо человека как счастье (эвдемония), которое реализуется через «дельность» человека – разумную деятельность. Он выделяет возраст до 7 лет как период, когда ребенок воспитывается дома. Воспитание должно восполнить то, чего не достает от природы. До 5 лет не должно быть никакого обучения, только игры, движения, строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений, ограждение от непристойного. Специальным людям – «педономам» – поручается цензура детских сказок. В возрасте от 5 до 7 лет дети должны присутствовать на уроках по предметам, которые им предстоит изучать в дальнейшем - гимнастика, грамматика, музыка и рисование

Все, что приобретает человек в процессе воспитания должно служить нравственному самосовершенствованию – один из важнейших педагогических выводов античности.

Дальнейшее развитие дошкольной педагогики происходит в русле становления идей необходимости воспитания и развития детей для подготовки к обучению в школе. Становление теории и практики школьного обучения ставит вопрос о подготовленности детей к школе. Возникает проблема чему и как обучать детей до школы?

Ян Амос Коменский (1592-1670) наметил единую структуру образования. Образование должно начинаться в материнской школе, продолжаться в народной, латинской и в университете. Разработал содержание образования на каждой из ступеней. В работе «Материнская школа» (1632) раскрыл соотношение физического и нравственного воспитания детей, взаимосвязь умственного воспитания и речи, роль активной деятельности и игр в воспитании ребенка. Рассматривал мать как первого учителя своего ребенка.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) считал, что обучение должно развивать ребенка, т.е. быть развивающим, раскрывать присущие природе ребенка духовные и физические силы. Воспитание должно быть природосообразным – соответствовать естественному ходу развития ребенка. Основная цель воспитания – возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей, логического мышления. Исходный момент обучения – чувственное познание окружающего мира. В процессе обучения ребенок осваивает три важнейших элемента – слово, число и форму. Считал, что дошкольников необходимо специально готовить к школе в подготовительных классах.

Подробная характеристика педагогических взглядов Я.-А.Коменского и И.-Г. Песталоцци на содержание и способы образования детей до школы представлены в главе данного пособия, посвященной проблеме обучения детей.

На протяжении XV – XVIII в.в. развитие теоретических идей дошкольной педагогики осуществлялось в связи со становлением гуманистического понимания природы ребенка и описывалось в романах и трактатах. Так, Жан-Жак Руссо (1712-1778) призывал принимать детство как особенный, чрезвычайно значимый период жизни человека: «Люди! Будьте человечны! Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам…». Им создана теория естественного воспитания в основе которой, лежит свободная самостоятельная деятельность детей. Воспитание должно учитывать естественные потребности, возникающие у ребенка и следовать за ними, учитывать возрастные возможности ребенка (принцип природосообрзности). Особую роль в воспитании играют два свойства человека – способность воспринимать мир через ощущения и любовь к себе. До 2 лет – наиболее важным является физическое развитие ребенка. С 2 до 12 лет – ребенок учится добывать знания сам, из наблюдений за живой природой и собственного опыта. При этом наставник должен создавать ситуации, в которых ребенок захочет получать знания либо делать открытия.

Произведения Э.Ротердамского, Ф.Рабле, Т.Мора, Ж.-Ж.Руссо и др. были результатом гуманистической образованности их авторов, плодом просветительской деятельности, а не результатом научных исследований. Их появление повлияло на становление институциональных форм дошкольного образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.252.87 (0.002 с.)