Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем выражаются субъектные проявления дошкольника. Какие качества позволяют ребенку стать субъектом детских видов деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта, – носителя активности как потребности в деятельности. Истоки понимания феномена детской субъектности, несомненно, имеют психологические основания. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В.А. Петровский). С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л.С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения: в раннем возрасте – восприятие; в дошкольном возрасте – память; к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление. Продолжатели идей Л.С. Выготского, его ученики (1930 г.) – А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, определяют в качестве движущей сила развития дошкольника как субъекта – стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею. Акценты в исследовании ребенка как субъекта деятельности начинают приобретать личностные смыслы деятельности, мотивы деятельности, строение и формирование предметного действия (ориентировочная и исполнительная часть). С позиции Д.Б. Эльконина, – развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционально-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта. Исходя из концепции Д.Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности: 1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения; 2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет); 3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности; 3-5 лет – ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий. 5 лет – ребенок субъект общественной деятельности; 6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Петербургская научная школа, возглавляемая А.М. Леушиной и В.И. Логиновой, внесла существенный вклад в вопрос рассмотрения ребенка как субъекта деятельности. В фундаментальных теоретических работах (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Е.Н. Герасимова) и многочисленных диссертациях (О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, М.Н. Полякова и др.) доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны: с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации; с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе. Собственно поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом: 1. Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; 2. Эмоционально-деятельностная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность; 3. Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека. Следовательно, качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, становятся: ценностное отношение; интерес; избирательная направленность; инициативность; свобода выбора; самостоятельность; автономность; творчество.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.103 (0.008 с.) |