Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем выражаются субъектные проявления дошкольника. Какие качества позволяют ребенку стать субъектом детских видов деятельности.

Поиск

 

Ориентируемся в понятии! Большинство философских и психологических словарей определяют, что субъект – это источник познания и преобразования действительности, носитель активности. Субъект от лат. «subjectus» - лежащий в основе. Субъект- предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится (Даль). Субъект 1) В логике подлежащее суждение, то есть предмет, о котором что-либо говорится или мыслится; в психологии субъект - активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. 2) Субъект в грамматике, то же, что подлежащее (Брокгауз и Эфрон). Субъект - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом, как другом. В категориальной системе психологии субъект имеет характер субстанциональной психологии. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В.А. Петровский). Субъект - индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъект является источником активности, направленной на объект

 

В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта, – носителя активности как потребности в деятельности.

Истоки понимания феномена детской субъектности, несомненно, имеют психологические основания.

Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В.А. Петровский).

С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.

Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л.С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:

­ в раннем возрасте – восприятие;

­ в дошкольном возрасте – память;

­ к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление.

Продолжатели идей Л.С. Выготского, его ученики (1930 г.) – А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, определяют в качестве движущей сила развития дошкольника как субъекта – стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею. Акценты в исследовании ребенка как субъекта деятельности начинают приобретать личностные смыслы деятельности, мотивы деятельности, строение и формирование предметного действия (ориентировочная и исполнительная часть).

С позиции Д.Б. Эльконина, – развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционально-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

Исходя из концепции Д.Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

Петербургская научная школа, возглавляемая А.М. Леушиной и В.И. Логиновой, внесла существенный вклад в вопрос рассмотрения ребенка как субъекта деятельности. В фундаментальных теоретических работах (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Е.Н. Герасимова) и многочисленных диссертациях (О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, М.Н. Полякова и др.) доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны:

­ с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

­ с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Собственно поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:

1. Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;

2. Эмоционально-деятельностная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность;

3. Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Следовательно, качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, становятся:

­ ценностное отношение;

­ интерес;

­ избирательная направленность;

­ инициативность;

­ свобода выбора;

­ самостоятельность;

­ автономность;

­ творчество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.103 (0.008 с.)