ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как развивалась дошкольная педагогика в России?



В России в 60-70 г.г. XIX в. дошкольная педагогика начала развиваться под значительным влиянием педагогической системы Ф.Фребеля, которая вскоре была существенно преобразована отечественными педагогами на основе идей К.Д.Ушинского о народности воспитания, его развивающей направленности. В первых детских садах значительное место уделялось развитию речи детей, ознакомлению с устным народным творчеством, использованию народных игр и песен, родиноведению (Е.Н.Водовозова, А.С.Симонович, Е.И.Конради). Были определены задачи умственного, нравственного, физического развития ребёнка.

Начало XX в. характеризовалось преобладанием концепций свободного воспитания детей (К.Н.Вентцель, М.Х.Свентицкая, Л.К Шлегер), реконструкцией метода М.Монтессори (Ю.И.Фаусек).

В отечественной дошкольной педагогике особое место принадлежит работам Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1943), в которых была разработана теория и методика обучения детей родному языку, математике, ознакомлению с природой. Ведущее место в педагогической теории и практике Е.И.Тихеевой занимала идея использования детской деятельности для развития ребёнка, использования игры-труда. Была обоснована необходимость собственной активности ребёнка в процессе обучения и воспитания через использование экспериментов, элементарных опытов, игр, труда. Е.И.Тихеевой создана одна их первых концепций предметной развивающей среды детского сада.

В 20 – начале 30-х г. для дошкольной педагогики нашей страны было характерно наличие разнообразных педагогических теорий и систем (М.Монтессори, Ф.Фребель, Е.И.Тихеева, использование в детских садах идей О.Декроли и Д.Дьюи), их сравнение и анализ эффективнеости применения. В этот же период появились установки, основанные на марксистско-ленинском учении: о значении воспитания у детей коллективизма, усилении идей трудового воспитания, необходимости коммунистического воспитания в детском саду. К 1936 году, с связи с усилением в государстве тоталитаризма, произошел отказ от разработки разнообразных педагогических теорий, было запрещено использование зарубежных педагогических систем как противоречащих идеалам коммунистического воспитания детей.

К концу 30-х г. сложились основные положения советской дошкольной педагогики, которые оставались общепризнанными до середины 80-х г. XX в.: о ведущей роли воспитателя в формировании личности ребёнка, об идейной направленности дошкольного воспитания, о связи воспитания с общественной жизнью и семьёй, об учёте в педагогическом процессе возрастных психофизиологических особенностей ребёнка, о программности и плановости педагогического процесса детского сада.

Период от 40-80-ых г.г. ХХ в. знаменуется фундаментальными исследованиями разных научных направлений дошкольной педагогики: эстетического воспитания и обучения детей родному языку (Е.А.Флерина) умственного и сенсорного воспитания детей (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, А.П.Усова), детской игры (Д.Б.Эльконин, А.П.Усова и др.) обучения (А.П.Усова), художественно-эстетического и музыкального воспитания детей (Н.А.Ветлугина). Досконально были изучены вопросы развития и воспитания детей раннего возраста (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, Е.И.Радина и др.) В 70-е г. разработана теория амплификации детского развития (А.В.Запорожец) и проведены многие другие исследования, которые являются основой современной дошкольной педагогики.

Значительные исследования в области дошкольной педагогики проводились в этот период в Ленинграде (ЛГПИ им. А.И.Герцена): в области формирования математических представлений у детей (А.М.Леушина), формирования систематизированных представлений о явлениях природы (П.Г.Саморукова), формирования у детей системных знаний о социальной действительности (В.И.Логинова), воспитания у детей дружеских отношений и основ гуманности (Т.И.Бабаева).

Исследования, проведенные во 2-й половине ХХ в. существенно обогатили теорию дошкольной педагогики, позволили уточнить содержание образовательной программы детского сада, дали представление о новых методах воспитания и обучения детей (например, методах моделирования, экспериментирования и др.).

Социальная ситуация в России конца XX в века послужила катализатором педагогических инициатив в отечественном образовании. Активный инновационный педагогический поиск, новые ценности образования, переосмысление зарубежного опыта привели к смене образовательной парадигмы. Совершился переход от авторитарной педагогики и учебно-дисциплинарной образовательной модели к педагогике, центрированной на человеке, обращенной к проблемам личности. Термин личностно-ориентированное образование был принят и получил как теоретическую и практическую поддержку в педагогической науке, и дошкольной педагогике, в частности.

Следует отметить, что современная дошкольная педагогика находится в развитии, ее теоретические концептуальные основы еще окончательно не сложились. Конец XX века и начало нового столетия были отмечены появлением ряда серьезных теоретических исследований в области педагогики дошкольного детства (Р.М.Чумичева, М.В..Крулехт, М.В. Корепанова, Т.В. Фуряева, Е.Н.Герасимова и др.) и широкого спектра прикладных исследований, которые позволяют выявить основные тенденции и проблемы развития отечественной дошкольной педагогики.





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.006 с.)