Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен.

Поиск

Дошкольная педагогика

Тема 1. Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен.

Понятие «детство». Философско-педагогические концепции детства.

Что мы знаем о детстве?

Наука предпринимает многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения: философской, культурологической и педагогической (Ш.А. Амонашвили, В.В. Зеньковский, М.С. Каган, Я. Корчак, Н.Б. Крылова, Е.В. Субботский, Р.М. Чумичева и др.), психологической (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), исторической (Ф. Ариес, Ллойд де Моз, О.Е. Кошелева, Н. Постмен, Л. Поллак и др.), этнографической и социологической (И.С. Кон, М. Мид, Е.М. Рыбинский и др.), экологической (У. Бронфенбреннер). Каждая из этих наук имеет свой уникальный багаж знания о детстве, который в перспективе обязательно будет обобщен и позволит всего лишь приблизиться к пониманию данного феномена в развитии человечества.

Детство как самостоятельное понятие образовалось только к началу XVIII века. Предшествующий ему XVII век понимал детство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под которой понималась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к обучению, тут же становился взрослым и им закономерно считался.

Развитие ребенка как субъекта детской деятельности.

Портрет ребенка в поликультурном пространстве России.

 

Какие же ценности выбирают современные дошкольники?

Определено, что типичные ценностные ориентации современных детей старшего дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Дошкольники в возрасте от 5,5 до 7 лет чувствуют себя уверенно в жизни, стремятся к самостоятельности, инициативности, свободе, чувствуют в себе ответственность и за себя, и за других, более младших по возрасту детей. Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. Следует отметить, что среди опрошенных детей сегодня встречаются случаи абсолютной устойчивости ценностных ориентаций, примерно 1-2 ребенка на 25-27 детей возрастной группы. К предпочитаемым видам детской деятельности по-прежнему дети относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная.

Современные дошкольники 5-7 лет хорошо ориентируются в социальных категориях, в целом направлены на простые человеческие качества, такие как доброта, забота, внимание, защита, дружба. Дети оценивают сверстника по личностным качествам и свойствам и по достижениям в деятельности. Представления о человеке, о том, кто он есть – один из самых сложных для современных детей.

В какой стране живет современный дошкольник?

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети знают города, в которых они живут и совершенно точно знают свою страну. Они имеют разнообразные и глубокие представления о своем городе, знают его особенности и, даже, недостатки. О России у детей более скромные представления, хотя дети неплохо ориентируются в своей стране, знают, что она большая, что в ней живет много людей, что есть президент, другие города, с другим климатом, морем, солнцем, есть люди, непохожие на русских людей по внешнему виду. В оценке людей других национальностей дети сориентированы на внешние признаки и характер деятельности, это в целом присущая детям стратегия оценки других. Толерантность к национальностям у старших дошкольников есть, но она не является осознанной. В целом, отношение детей к своим городам можно охарактеризовать как типично созидательное, дети стремятся сделать свой город лучше, чище, красивее, приятнее, удобнее и совершеннее.

В дошкольном детстве

Возрастной период Естественная социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Психические новообразования
от рождения до года Взрослый ухаживает и общается с ребенком, удовлетворяет и вместе с тем контролирует его потребности. Тесная связь жизни ребенка с деятельностью взрослого, жизнеобеспечивающая зависимость от взрослых. непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми - потребность в общении; - хватание как основа мануальных и предметных действий; - физическая самостоятельность (овладение ходьбой); - овладение речью (звукоподражанием)
от 1 года до 3 лет Взаимодействие со взрослыми и сверстниками обусловлено эмоциональной импульсивностью ребенка, быстрым переходом от одного эмоционального состояния к другому и индивидуализмом. Появление конкретных страхов. Зарождение потребности в признании и уважении. Начинает перестраиваться социальная позиция ребенка по отношению к людям, к авторитету матери и отца. Ребенок ищет свое место в пространстве социальных отношений. Доминирует совместная деятельность со взрослым, при этом возникает интерес к детям, к общению с ними.   предметно-манипулятивная деятельность - опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; - развитие наглядно-действенного мышления; - возникновение новых социальных мотивов – войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые; - образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.
от 3 до 5,5 лет Появление круга элементарных обязанностей. Изменение характера взаимодействия со взрослыми: самостоятельное выполнение просьб и указаний взрослого, переход к самостоятельной деятельности. Интерес к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям. Возникновение взаимоотношений со сверстниками, образование «детского сообщества». Возрастающее осознание образа Я и значения своих поступков. Ориентация на положительное подкрепление и поддержку со стороны взрослых. игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра)   - освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; - развитие наглядно-образного мышления; - развитие способности к замещению и пространственному моделированию; - развитие познавательных интересов; - развитие произвольности в эмоциональной сфере; - появление новых социальных мотивов – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью  
от 5,5 до 7 лет Самосознание и представления о целостной картине мира все больше сближают детей друг с другом, зарождается самобытная детская субкультура. Для ребенка важна не только оценка взрослого, но и признание в группе сверстников, личная успешность и достижения. Ориентация на самопрезентацию Я и высокий результат в предпочитаемых видах деятельности. Углубление и систематизация познавательных интересов. Возникновение интереса к будущему обучению в школе, осознание необходимости учебной деятельности, ценности образования и в связи с этим будущих жизненных перспектив. игровая и продуктивная полидеятельность; переход к учебной деятельности - опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); - стремление к разностороннему общению; - развитие логического и понятийного мышления; - соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; - компетентность; - освоение новой социальной позиции.

Обратим еще раз внимание на то, что в контексте ведущей деятельности происходит активное развитие всех психических функций ребенка, приводящее к их качественным изменениям. И именно эти изменения являются источником противоречий в системе отношений ребенка и взрослых, и способами деятельности, поскольку новые возможности не соответствуют старой форме взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, и, прежде всего, людьми. Это несоответствие называется кризисом развития.

Что такое кризис развития и к каким новообразованиям он ведет?

Ориентируемся в понятии! Кризис развития по определению Л.С. Выготского это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Это переломный пункт в нормальном течении его психического развития. Кризис – это цепочка, прежде всего, внутренних изменений ребенка, влекущих за собой перестройку внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением.

 

Благодаря кризису развития возможен переход от одного этапа психического развития к другому, от завершения одного возрастного периода к началу следующего. На протяжении дошкольного детства ребенок переживает четыре кризисных периода: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет.

Преодоление ребенком кризиса во многом зависит от его жизненной ситуации, от того, как значимые взрослые (родители, воспитатели) учитывают происходящие с ним изменения и в соответствии с ними выстраивают взаимоотношения и взаимодействие. Немаловажную роль в мягком течении кризиса играет воспитание. «Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – процессом воспитания» - писал А. Н. Леонтьев.

Взаимодействие социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности через разрешение противоречий кризисного периода приводит к возникновению новых психологических образований, составляющих сущность каждого возрастного периода.

Ориентируемся в понятии! Под новообразованием понимается широкий спектр психических явлений, от психических процессов до отдельных свойств личности (обратите внимание на последний столбец в таблице 1 данного параграфа).

 

Психологические новообразования подразумевают психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в целом. Психологические новообразования представляют собой обобщенный результат всего психического развития ребенка за определенный период и становятся исходной точкой для развития психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Л.С. Выготский).

Подведем промежуточные итоги.

Итак, развитие психических процессов в дошкольном детстве определяется: социальной ситуацией развития ребенка; ведущим видом деятельности; противоречиями кризисов развития; психологическими и личностными новообразованиями.

Развитие психических процессов в дошкольном детстве определяется рядом показателей, а именно:

- развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

- формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и др.);

- овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

Как учитываются психические особенности ребенка при проектировании педагогического процесса?

Особенности развития психических процессов ребенка в дошкольном детстве характеризуются рядом принципов (В.П. Зинченко), которые необходимо учитывать при проектировании технологий воспитания, обучения и развития дошкольников, при организации исследования проблем современного детства. К ним относятся такие принципы, как:

1. Творческий характер развития, проявляющийся в порождении ребенком знаков, символов, когда он уже с младенчества выступает субъектом культуры;

2. Ведущая роль социокультурного контекста развития, по-разному проявляющаяся в разных периодах детства и влияющая на овладение ребенком простейшими орудиями и предметами, мимику и жесты, картину мира, характер деятельности и поведения;

3. Особая значимость сенситивных периодов развития (разных для разных возрастов), то есть периодов, наиболее чувствительных к осознанию, усвоению и реализации норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности (языка, способов общения, способов продуктивной деятельности и др.);

4. Совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка, передача детям взрослыми достижений исторического развития человека;

5. Наличие ведущей деятельности в каждом возрастном периоде и законы ее смены как основа преемственности периодов психического развития ребенка;

6. Определение зоны ближайшего развития растущего человека. «Зона ближайшего развития ребенка – это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощь задач, решаемых самостоятельно и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами» (Л.С. Выготский);

7. Амплификация (обогащение, расширение, углубление) детского развития как условие свободного поиска и нахождения ребенком себя в материале, той или иной форме деятельности и общения;

8. Непреходящая ценность для становления полноценной личности всех этапов детского развития, которая не позволяет форсировать процесс перехода ребенка от одной ступени развития к последующей (например, от образа к слову, от игры к учению, от приедметного действия к умственному и т.д.). Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия для перехода к новому, а его достижения останутся на всю жизнь;

9. Принцип единства аффекта и интеллекта или принцип активного деятеля, означающий становление сознания в результате совместной деятельности аффективной и личностной составляющих. Рассмотрение всех психических явлений сквозь призму их возникновения и становления в деятельности;

10. Опосредующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями;

11. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития, означающие переход от внешнего к внутреннему и наоборот, от внутреннего к внешнему;

12. Неравномерность и гетерохронность развития, проявляющиеся в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно, колебательно и неоднородно. Данный принцип позволяет объяснить индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка.

 

Педагогика Марии Монтессори

Мария Монтессори (1870-1952) была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 06 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты ею и последователями метода. М.Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась на занятия с нормальными детьми. В 1909 году М.Монтессори провела первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей, и издала свою первую книгу «Метод научной педагогики». С 1910 по 1952 г. - регулярно проводила международные учебные курсы для педагогов в разных странах. С 1929 г. активно действует, имеющая филиалы в Германии, Швеции, Дании и других странах, «Международная Монтессори-ассоциация» (AMI - Association Montessori Internationale). На сегодняшний день существует более 5 тысяч детских садов придерживающихся метода М.Монтессори, которые открыты в разных странах Европы, Азии, США и России.

Принципы воспитания

 

Принципы воспитания это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства.

Принципы воспитания можно считать своего рода законами педагогической деятельности каждого воспитателя (Н.Ф.Голованова). В принципах воспитания отражаются современные подходы к пониманию закономерностей воспитательного процесса, его оптимальной структуре, задачам, содержанию и технологии осуществления воспитания. Изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования закономерностей воспитательного процесса влияет на принципы воспитания. Современные принципы реализуют гуманистическую парадигму воспитательного процесса.

Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на ребенка через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса. Осуществляет единство и взаимосвязь основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия.

Принцип гуманизации воспитания. Данный принцип реализует идею самоценности дошкольного возраста и личности каждого ребенка, уважения его прав и свободы саморазвития. Принцип гуманизации воспитания регламентирует отношения педагогов и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип ориентирует воспитателя на проявление искреннего интереса к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, готовность оказать помощь и поддержку каждому ребенку. Принцип требует от воспитателя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон общения детей.

Принцип педагогического оптимизма. Иначе этот принцип можно назвать принципом опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания., подхода к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой» (А.С.Макаренко), оказания педагогической поддержки и помощи в стремлении освоить новое, давать ребенку пережить радость новых успехов, воспитывать уверенность и стремление к достойным поступкам, положительную самооценку. Опытные воспитатели щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении результатов, оказывают доверие детям, ободряют их при неудачах.

Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности.

Успех воспитания зависит от меры активности воспитанников, которые должны быть не просто объектами воспитательного влияния, а активными участниками воспитательного процесса. Педагогу необходимо максимально опираться на собственную активность ребенка, стимулировать и развивать его самостоятельность, инициативу, творчество. Под влиянием воспитания ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, поверить в свои силы, научиться быть успешным. Создание воспитателем заинтересованности детей, личной мотивации, стремления к самостоятельности и творчеству помогает дошкольнику успешно освоить новый опыт, подняться на новую ступень социально-нравственного развития.

Принцип создания перспектив движения к новым целям. В воспитательном процессе необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения. Не должно быть застоя и однообразия в организации образа жизни дошкольников. Дети должны видеть и ощущать свое движение вперед. Перспектива движения к новым целям (поступление в школу, участие в проекте, в подготовке спектакля), мобилизует активность детей. Задача педагога помочь дошкольникам осознать свои достижения, ощутить свое взросление, растущую самостоятельность и нацелить на решение новых задач. В детском саду необходимо создать возможность субъективной самореализация детей посредством активного освоения нового личностного опыта в обогащенном образовательном пространстве

Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, полоролевых особенностей детей. Этот принцип направляет педагогов на решение задачи развития уникальных, самобытных особенностей каждого ребенка. Современный педагог должен хорошо знать возрастные особенности, половые и индивидуальные различия детей дошкольного возраста, уметь изучать их и в соответствии с ними выбирать средства и методы воспитания, создавать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Профессионализм современного педагога, проявляется в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами педагогической диагностики и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников в детском саду.

Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников. Данный принцип реализует требование единства и согласованных действия всех участников воспитательного процесса в целях оптимального развивающего влияния на детей, нацеливает воспитателей на повышение педагогической культуры родителей и эффективности семейного воспитания. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия между педагогами и родителями, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально- личностного развития. Воспитателю необходимо показать родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой для совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании отношений с социальным миром.

В реальной практике принципы воспитания конкретизируются с учетом обстоятельств воспитательной деятельности. В этом проявляется творчество и педагогическое мастерство воспитателя.

 

Методы воспитания

 

В современной педагогике под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Ориентируемся в понятии! Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, для достижения воспитательных целей.

Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы воспитания являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают эффективное взаимодействие педагога и детей в решении задач воспитания. В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод

Методы воспитания это пути, избирает педагог для достижения воспитательных целей. Современный педагог решает проблему выбора методов воспитания с учетом общих и конкретных целей и задач воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, конкретных обстоятельств развития дошкольников в группе детского сада, уровня воспитанности детей и перспектив их развития. Методы воспитания отбираются с учетом профессиональной компетентности и мастерства педагога. Все современные методы воспитания имеют гуманистическую ориентацию, опираются на положительные качества ребенка, способствуют развитию его самостоятельности, активности и общей культуры.

В педагогике наблюдаются разные подходы к методам воспитания, нет единой, универсальной классификации. Исходя из особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социо-культурного опыта, выделяются несколько групп методов воспитания, отличающихся по решаемым задачам, содержанию и механизмам реализации.

Ø Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников

Ø Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности.

Ø Методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.

Что такое дидактика?

Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика даёт ответ на вопросы: «Для чего учить?» (цель обучения); «Чему учить?» (содержание обучения); «Как учить?» - (методы, формы обучения, контроль за освоением материала). Основатель дидактики – великий чешский педагог – Я.А.Коменский (1632 г. «Великая дидактика»).

Как шло становление дошкольной дидактики в истории педагогики?

Дошкольная дидактика детского сада имеет интересную историю. Её основы заложены в труде чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В труде «Материнская школа» (1628) представлена развёрнутая система воспитания и обучения детей от рождения до 7 лет. Материнская школа – первая ступень в образовании, на которой учителем является мать. Я.-А. Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, например, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры - круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема - шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».

Советуя матерям развивать память и мышление детей, Я.-А.Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира. Считал, что знания должны носить научный характер. Это основы будущего научного образования.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), швейцарский педагог, основоположник теории и методики элементарного образования. И.-Г. Песталоцци считал, что каждому ребенку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей.

Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность. Исходным моментом познания И.-Г. Песталоцци считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребенка следует прежде всего научить считать, измерять и говорить. И.-Г. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счету и измерению, упростив ее так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться в занятиях со своими детьми.

Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем обучении, т. е. таком построении процесса учения, которое ведет не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности. Эта идея оказалась весьма плодотворной и получила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов.

Главным и лучшим воспитателем И.-Г. Песталоцци считал мать. Он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». В тоже время И.-Г.Песталоцци предлагал организовать при школах детские классы, чтобы лучше готовить старших дошкольников к обучению в школе.

Термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире,ввелнемецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852). В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Ф. Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться.

Ф. Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Ф. Фребель определил этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Ф. Фребеля об организации работы детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага). Он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка.

Ф.Фребель определил содержание дошкольного обучения с точки зрения освоения ребёнком деятельности, в процессе которой развивается личность и показал, что деятельности надо обучать. Ведущая роль в обучении принадлежит садовнице, а форма обучения – это занятие, на котором садовница даёт детям образец деятельности, помогает ребёнку, стремится учитывать его интересы и проводить занятия интересно - «занимать» детей.

Итальянский педагог Мария Монтессори (1870—1952) доказала возможность самообучения детей дошкольного возраста в специально подготовленной развивающей среде основанной на принципе автодидактизма. Благодаря специально разработанным М.Монтессори материалам осуществляется сенсорное развитие ребенка, освоение счета, письма и чтения. Наряду с этим она разработала и другую форму обучения - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребенка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Функция учителя на уроке — констатация сенсорного движения ребенка; учитель не имеет права настаивать, чтобы ребенок усвоил то, чего не знает, или понял то, чего не понимает; он не имеет права дать почувствовать ребенку, что сделал ошибку. М. Монтессори допускала и коллективные занятия под руководством воспитателя (музыкальные, гимнастические). Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели — развитию органов чувств детей дошкольного возраста.

В отечественной педагогике, становление дошкольной дидактики связано с именем Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870). Работая с детьми в начальной школе, он увидел, что многое зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе. Он считал, что обучение дошкольников своеобразно, существенно отличается от школьного обучения: ребёнку необходимо помочь познать окружающий мир, научить выражать мысль в слове, необходимо использовать в обучении игру и наглядность.

Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933) вместе с мужем открыла в Санкт-Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад (1866 г.). Рассматривая детский сад как «связывающее звено между семьей и школой», она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.

Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) была последовательницей К. Д. Ушинского в области дошкольной педагогики. В своей работе «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» она предложила родителям и работникам детских садов оригинальные разработки для проведения игр и занятий с детьми. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр. Причем все занятия были расположены в постепенно усложняющейся системе.

Луизой Карловной Шлегер (1863-1942) на одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад (1905 г.), в котором введены так называемые предложенные занятия и обязательные занятия по плану воспитательницы. В ряде работ Л. К. Шлегер («Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду» и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств.

В начале ХХ в. Елизавета Ивановна Тихеева создала программу обучения детей в «Детском саду по методу Тихеевой» (1928 г.), который был организован при ЛГПИ им. А.И.Герцена. Е.И.Тихеевой были выделены основные разделы образовательной работы – знакомство с окружающим миром и природой, развитие речи, математика, сенсорное воспитание. Показала, что дошкольник обучается в процессе всей жизнедеятельности, участвуя вместе со взрослыми в труде, играх. Но не всё содержание образования может быть освоено ребенком в повседневной жизни, нужны специальные занятия, на которых ребёнок осваивает более трудное содержание.

Е.И.Тихеевой было показано, что занятие должно быть связано с детской деятельностью: у малышей с игрой, у старших дошкольников с активной познавательной деятельностью, трудом-игрой.

· Обучение на занятии должно быть организовано как свободный диалог воспитателя, как с группой детей, так и каждым ребёнком.

· На занятии должна быть создана свободная непринуждённая обстановка, так, чтобы дети могли свободно высказываться, двигаться (а не статично сидеть), обследовать предметы.

· Организация занятия предполагает создание элементарных житейских проблемно-поисковых ситуаций (например, догадаться отчего, когда мы ударяем по клавишам, рояль звучит, и высказать предположения; самостоятельно узнать, сколько разных крышек есть у рояля и рассказать об этом; узнать, все ли проталины весной одинаковые и рассказать о том, чем они похожи и, чем отличаются).

· Задача воспитателя на занятии (в частности, по развитию речи) придать процессу целенаправленный характер при помощи образца, плана, вопросов к детям, но при этом нужно дать ребёнку возможность для проявления самостоятельности.

Александра Платоновна Усова (1898-1965) разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. В труде «Обучение в детском саду» (1958) доказана целесообразность обучения детей на занятиях, необходимость программы обучения. А.П.Усовой выявлено, что обучение на занятиях обеспечивает высокий уровень развития познавательной деятельности детей. Была вскрыла сущность явления «необучаемости» у детей - это несформированность учебной деятельности. У дошкольников, которые не прошли через систематическое обучение, отсутствует способность принимать учебную задачу, воспринимать способы деятельности которым обучают на занятии, объяснения, дети легко отвлекаются. Была определена программа того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду. Дети, которых обучали в детском саду, лучше готовы к школе, у них складывается «обучаемость» как общая спос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 3345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.186 (0.013 с.)