Что же такое коллектив и в чем особенности педагогического коллектива?
Похожие статьи вашей тематики
Ориентируемся в понятии!
В переводе с латинского, слово «коллектив» (collectivus) означает «собирательный», «собранный вместе».
|
Чаще всего мы употребляем это понятие для обозначения различных организованных групп людей. В работах В.С. Лазарева можно найти следующее определение «коллектива»:
Коллектив – это итог развития группы, ее высшая стадия. Очень важно выделить отличительные признаки коллектива. К ним мы можем отнести:
· наличие общей и социально-значимой цели совместной деятельности, которая одновременно личностно значима для каждого члена группы;
· построение особой структуры отношений между членами группы, опосредованной содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами, целями, задачами.
Выделенные особенности позволяют нам определить сущность понятия «педагогический коллектив дошкольного учреждения» и рассматривать его как группу совместно работающих воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, имеющих общие образовательные цели, достижение которых личностно значимо для каждого члена коллектива, реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению целей работы детского сада.
В исследованиях В.С. Лазарева, А.И. Донцова, Р.Х. Шакурова подчеркивается, что педагогический коллектив имеет ряд существенных отличий:
· Педагогический коллектив всегда коллектив единомышленников, у его членов выработаны единые взгляды и убеждения, путем совместного обсуждения выбраны единые и понятные для всех цели совместной деятельности, обозначены конкретные пути их достижения.
· На эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива огромное влияние оказывает уровень педагогической культуры его членов, характер межличностных отношений, степень организованности и готовности педагогов к сотрудничеству.
· Специфической особенностью педагогического коллектива детского сада является его женский состав, что, несомненно, влияет на характер профессиональных и личных взаимоотношений его членов. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны. Но мы можем выделить и явные преимущества женщин-педагогов: по своей природе они более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического взаимодействия, более работоспособны.
· Педагогический коллектив полифункционален – каждый его член одновременно может выполнять функции воспитателя, наставника, модератора, диагноста, методиста, исследователя, это позволяет создать единую команду профессионалов, готовых к решению разноплановых педагогических задач, гибко реагирующую на изменения окружающей социально-педагогической среды.
· Педагогический коллектив обладает высокой степенью самоуправляемости. Внутри коллектива могут быть созданы методические объединения, проектные группы, методические советы, советы по инновационной деятельности. Это позволяет развивать самостоятельность и инициативность каждого члена коллектива, способствует выработке общей ответственности за принятие решений и их выполнение.
· Еще одной особенностью педагогического коллектива становится коллективный характер труда воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования. Это определяет необходимость координирования действий каждого члена коллектива, обсуждения совместных целей и задач, выработки единых подходов к их решению. Например, для создания индивидуального образовательного маршрута для ребенка в коррекционном детском саду важно будет согласованность действий воспитателя, работающего с малышом на группе, логопеда, осуществляющего коррекционную работу, руководителя физического воспитания, педагога-психолога. Только совместная работа этих специалистов позволит учесть все особенности дошкольника, разработать эффективный маршрут развития ребенка, определить степень участия в этом маршруте каждого педагога.
· Важной особенностью жизнедеятельности педагогического коллектива является отсутствие четких временных рамок выполнения многих профессиональных задач. Это может приводить к перегрузке, отсутствию свободного времени у членов команды. Поэтому важно согласовывать деятельность членов коллектива между собой, разумно распределять нагрузку на каждого педагога, стремится к коллективному решению сложных и трудоемких задач, распределять поручения в соответствии с возможностями, потребностями и интересами каждого члена педагогического коллектива.
|