Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зачем педагогу нужна субъектная позиция?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субъектность как личностное качество или свойство рассматривается в любом из вышеперечисленных подходов к анализу профессионально-педагогической деятельности. В исследованиях Н.В. Кузьминой речь идет о субъективных факторах профессионально-педагогической деятельности, важнейшим из которых, по мнению ученого, становится личностная направленность педагога. В работах А.К. Марковой рассматриваются субъективные характеристики учителя. Л.М. Митина выделяет более пятидесяти профессионально-значимых качеств и личностных характеристик педагога. Очевидно, что разброс личностных свойств и качеств широк и требует определенной систематизации или обобщения. Субъектную позицию студента педагога можно определить как особое развивающееся качество его личностной позиции, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществлением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений, с готовностью к выбору, решению и оценке разнообразных жизненных и профессиональных задач. Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции: ü характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение педагога к профессиональной деятельности, ее целям, и смыслу, процессу решению задач данной деятельности и результатам; ü выражается в умении педагога ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, в желании и умении видеть и определять свои личностно-профессиональные проблемы, находить условия и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения; ü проявляется в различных сферах жизни и, прежде всего – в профессиональной деятельности; ü выступает предпосылкой и показателем профессиональной компетентности педагога. Субъектная позиция базируется и проявляется в таких личностных качествах как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, то есть обязательные, личностные качества современного педагога-профессионала. Педагог дошкольного образования – кто он? Так кто же он – воспитатель детского сада? В истории дошкольной педагогики найти ответ на поставленный вопрос пытались Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович. Фрагментарно в психолого-педагогических исследованиях профессиональную деятельность воспитателя детского сада рассматривали Р.С. Буре, В.И. Логинова, А.А. Люблинская, Е.А. Панько, Л.Г. Семушина. В последних учебниках дошкольной педагогики для студентов средних педагогических учебных заведений авторами Л.Р. Болотиной, Т.С. Комаровой, С.П. Барановым и С.А. Козловой, Т.А. Куликовой предприняты попытки рассмотреть особенности данной профессионально-педагогической деятельности. Попытаемся сравнить взгляды на личность и профессиональную деятельность воспитателя детского сада во второй половине XIX века, в 70 - 90-е годы века XX и в начале века XXI. В этом помогут работы А.С. Симонович, В.И. Логиновой, А.А. Люблинской, С.Е. Кулачковской, Т.А. Куликовой. В работе датированной 1867 годом А.С. Симонович высказывается современно звучащая сегодня мысль: "Перевоспитание самого воспитателя – это первое и необходимейшее условие для хорошего воспитателя, ибо все главное влияние воспитателя заключается в примере, который он дает воспитаннику. Мельчайшие черты характера схватываются воспитанниками, и от них не ускользает то, что незаметно для самого воспитателя. Итак, прежде всего перевоспитание самого себя, самовоспитание!"[5]. Затем автор выделяет любовь к детям, основанную на знании жизни детей и в качестве "регулятора любви" – сознание цели жизни, которое, по мнению автора "устанавливает нормальную любовь, нормальные отношения воспитателя к детям и, следовательно, детей между собой… Такой воспитатель, у которого идеал жизни – самоперевоспитание и любовь к детям гармонируют между собой, имеет право быть воспитателем. Такой воспитатель живет в детях, и дети живут в нем"[6]. Таким образом, главнейшими требованиями к воспитателю во второй половине XIX века становятся: самовоспитание, любовь к детям, сознание цели жизни. Второстепенными требованиями являются: знание педагогики и психологии, "умение читать внутренние побуждения ребенка и человека вообще", такие качества как нравственность, твердость, сдержанность, спокойствие, ясность выражения мысли. Какие задачи профессиональной деятельности решает современный педагог дошкольного образования? Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения - это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Основой профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъектной позиции, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность. В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи данной деятельности выглядят следующим образом: § Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ – диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю: - знать индивидуальные особенности и возможности ребенка; - учитывать их в образовательном процессе ДОУ; - отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии; - определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий; § Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования – задачи педагогического проектирования образовательного процесса и его организации, содействующего целостному развитию здорового ребенка-дошкольника; § Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ – задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом; § Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения) – задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка; § Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование – задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.
Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.200 (0.007 с.) |