![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зачем педагогу нужна субъектная позиция?Субъектность как личностное качество или свойство рассматривается в любом из вышеперечисленных подходов к анализу профессионально-педагогической деятельности. В исследованиях Н.В. Кузьминой речь идет о субъективных факторах профессионально-педагогической деятельности, важнейшим из которых, по мнению ученого, становится личностная направленность педагога. В работах А.К. Марковой рассматриваются субъективные характеристики учителя. Л.М. Митина выделяет более пятидесяти профессионально-значимых качеств и личностных характеристик педагога. Очевидно, что разброс личностных свойств и качеств широк и требует определенной систематизации или обобщения. Субъектную позицию студента педагога можно определить как особое развивающееся качество его личностной позиции, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществлением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений, с готовностью к выбору, решению и оценке разнообразных жизненных и профессиональных задач. Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции: ü характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение педагога к профессиональной деятельности, ее целям, и смыслу, процессу решению задач данной деятельности и результатам; ü выражается в умении педагога ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, в желании и умении видеть и определять свои личностно-профессиональные проблемы, находить условия и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения; ü проявляется в различных сферах жизни и, прежде всего – в профессиональной деятельности; ü выступает предпосылкой и показателем профессиональной компетентности педагога. Субъектная позиция базируется и проявляется в таких личностных качествах как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, то есть обязательные, личностные качества современного педагога-профессионала. Педагог дошкольного образования – кто он? Так кто же он – воспитатель детского сада? В истории дошкольной педагогики найти ответ на поставленный вопрос пытались Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович. Фрагментарно в психолого-педагогических исследованиях профессиональную деятельность воспитателя детского сада рассматривали Р.С. Буре, В.И. Логинова, А.А. Люблинская, Е.А. Панько, Л.Г. Семушина. В последних учебниках дошкольной педагогики для студентов средних педагогических учебных заведений авторами Л.Р. Болотиной, Т.С. Комаровой, С.П. Барановым и С.А. Козловой, Т.А. Куликовой предприняты попытки рассмотреть особенности данной профессионально-педагогической деятельности. Попытаемся сравнить взгляды на личность и профессиональную деятельность воспитателя детского сада во второй половине XIX века, в 70 - 90-е годы века XX и в начале века XXI. В этом помогут работы А.С. Симонович, В.И. Логиновой, А.А. Люблинской, С.Е. Кулачковской, Т.А. Куликовой. В работе датированной 1867 годом А.С. Симонович высказывается современно звучащая сегодня мысль: "Перевоспитание самого воспитателя – это первое и необходимейшее условие для хорошего воспитателя, ибо все главное влияние воспитателя заключается в примере, который он дает воспитаннику. Мельчайшие черты характера схватываются воспитанниками, и от них не ускользает то, что незаметно для самого воспитателя. Итак, прежде всего перевоспитание самого себя, самовоспитание!"[5]. Затем автор выделяет любовь к детям, основанную на знании жизни детей и в качестве "регулятора любви" – сознание цели жизни, которое, по мнению автора "устанавливает нормальную любовь, нормальные отношения воспитателя к детям и, следовательно, детей между собой… Такой воспитатель, у которого идеал жизни – самоперевоспитание и любовь к детям гармонируют между собой, имеет право быть воспитателем. Такой воспитатель живет в детях, и дети живут в нем"[6]. Таким образом, главнейшими требованиями к воспитателю во второй половине XIX века становятся: самовоспитание, любовь к детям, сознание цели жизни. Второстепенными требованиями являются: знание педагогики и психологии, "умение читать внутренние побуждения ребенка и человека вообще", такие качества как нравственность, твердость, сдержанность, спокойствие, ясность выражения мысли. Какие задачи профессиональной деятельности решает современный педагог дошкольного образования? Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения - это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Основой профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъектной позиции, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность. В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи данной деятельности выглядят следующим образом: § Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ – диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю: - знать индивидуальные особенности и возможности ребенка; - учитывать их в образовательном процессе ДОУ; - отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии; - определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий; § Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования – задачи педагогического проектирования образовательного процесса и его организации, содействующего целостному развитию здорового ребенка-дошкольника; § Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ – задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом; § Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения) – задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка; § Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование – задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.
Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.6.58 (0.006 с.) |