Какова структура учебной деятельности ребенка? В чем её своеобразие? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова структура учебной деятельности ребенка? В чем её своеобразие?



В структуру учебной деятельности входят: задачи учебной деятельности, её мотивы, планирование, учебные действия, результат.

Учебные задачи – конкретизированные цели обучения, это задания, сформулированные педагогом и позволяющие ребенку понять какие действия необходимо совершить с учебным материалом.

В младшем дошкольном возрасте для детей характерна слитность учебной и практической задачи («Нарисовать дом», «Сосчитать, сколько кубиков»). На первых этапах обучения дети не воспринимают задания, возникающие по ходу учебной деятельности («Рисуя дорожку, надо набрать немного краски на кончик кисточки»), их привлекает сам процесс деятельности. Постепенно у детей формируется умение воспринимать учебные задания по ходу деятельности. Для этого необходимо сопоставление педагогом результата деятельности с заданием, совпадение вопроса или задания с действиями ребенка («Покати кубик, а теперь шарик. Что лучше катится?»).

В среднем дошкольном возрасте дети начинают дифференцировать практическую и учебно-познавательную задачу, например, принимают задачу рассмотреть предмет, чтобы потом нарисовать его; или внимательно послушать рассказ, чтобы пересказать. Условиями формирования умения принимать учебную задачу становится её конкретность, близость к детскому опыту, связь с практической деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте учебные задачи начинают приобретать учебно-познавательный характер, но при этом связь с практической деятельностью сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Этим обусловлено широкое использование в обучении дошкольников игровых и проблемно-игровых ситуаций, включение учебных задач в игровой сюжет или привлекательную для детей практическую деятельность.

Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя группами:

1. непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях ребенка (яркость, новизна, занимательность, внешние атрибуты - использование символических средств, вызывающих интерес (волшебные стёклышки, элементы костюмов), игра, тайна, сюрприз, стремление к поощрению);

2. перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знаний, стремлении к самоутверждению среди сверстников, к самореализации (мне это нужно для того чтобы, научиться делать самому …, пойти в школу …);

3. интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания (любознательность, познавательный интерес).

В дошкольном возрасте учитываются потребности, которые движут ребёнком в процессе познания (в признании со стороны взрослых и сверстников, в самоутверждении, в «радостном общении», игре и др.).

Планирование учебной деятельности включает предварительный отбор средств и способов достижения результатов, установление последовательности действий. В дошкольном возрасте дети первоначально действуют по плану воспитателя, к концу возраста самостоятельно могут составить план рассказа, рисунка и др.

Учебные действия направлены на решение учебной задачи. Это действия по принятию и пониманию учебной задачи, принятию или составлению плана решения задачи, исполнительские действия (слышать, видеть, выполнять), действия контроля и оценки. Действия самоконтроля и самооценкиформируются на основе аналогичных действий педагога. Требуют установленных критериев для анализа деятельности.

Учебные действия тесно связаны с познавательными, поэтому часто их называют учебно-познавательными.

Учебно-познавательные действия можно разделить на 2 большие группы: внешние действия (наблюдаемые) и внутренние действия (ненаблюдаемые). К внешним учебным действиям относятся: предметные (письмо, рисование), перцептивные (слушание, рассматривание, наблюдение), символические (рассказывание, счет). К внутренним учебным действиям относятся: мнемические (действия по запоминанию и воспроизведению информации); действия воображения; интеллектуальные действия (анализ, синтез, систематизация, обобщение и пр.).

Наиболее важными учебными умениями, формируемыми в дошкольном детстве являются:

· Умение наблюдать – это сложное умение включает разнообразные визуальные, сенсомоторные и интеллектуальные действия: визуальное целенаправленное восприятие, оперирование сенсорными эталонами, использование обследовательских и поисковых действий, сравнения, обобщения, классификации. Результат наблюдения представлен в речи, которая отражает уровень понимания наблюдаемого.

· Умение воспринимать и понимать речь взрослого проявляется в умениях слушать и слышать, развитии слухового внимания. У детей формируется умение воспринимать и понимать образное содержание и выразительные средства художественной речи (Л.М.Гурович).

· Умение действовать по словесному указанию взрослого позволяет осваивать разнообразные умения (А.П.Усова), выступает основой для планирования учебной деятельности. Данное умение лежит в основе способности соотносить учебные задачи, которые ставит воспитатель со своей деятельностью.

· Умение точно отражать в речи результаты познавательной деятельности – это свидетельство понимания детьми содержания осваиваемых знаний. Это умение проявляется в способности ребенка отвечать на вопросы воспитателя. Пользоваться развернутой формой речи, доказательством. Рассуждать, давать пояснения.

· Умение сотрудничать со сверстниками в учебной деятельности проявляется в способности взаимодействовать в решении учебной задачи, требующее объединения усислий участников, взаимное согласование действий на уровне цели, планирования, регуляции и достижения общих результатов (Л.С.Римашевская).

Результат учебной деятельности – это знания и умения, качества ума и интеллектуальное развитие личности, умение учиться, познавательная активность, освоение позиции субъекта детских видов деятельности и поведения.

Какое место занимает обучение в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения?

Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Целенаправленное обучение преимущественно строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества.

Обучение детей во время организации режимных моментов направлено на накопление опыта, который затем используется в организованной образовательной деятельности. Повседневная деятельность во время режимных моментов дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 3948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.006 с.)