Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как происходит усложнение сюжетно-ролевой игры?

Поиск

Сюжетно-ролевая игра постепенно усложняется. Генезис сюжетно-ролевой игры был раскрыт Д.Б.Элькониным.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет–заместитель, ранее использованный в игре.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения детей – кратковременны. Основные сюжеты – бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые. В игре объединяются 2-3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры – по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли четко обозначены и определены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются(чаще по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий определяется в соответствии с ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают труд, быт взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся на интересе к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют длительное время. В игре чётко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовление (игрушек-самоделок) Требования соответствия жизненной логике распространяется на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6 детей.

Таким образом, усложнение сюжетно-ролевой игры Д.Б.Эльконин рассматривает через изменение ее структуры и содержания, длительности, разнообразия сюжетной линии.

В работах Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой (80-е г.г.) усложнение сюжетно-ролевой игры рассматривается через усложнение условных игровых действий (замещения). Игра строится как постоянный переход ребёнка из плана условных действий в план их словесного обозначения и обратно. Развертывание сюжета игры в единстве этих двух планов называется способом построения игры. Конкретный способ построения игры характеризуется тем, какой из элементов структуры сюжета выступает для ребёнка определяющим и в каком по форме игровом действии он реализуется.

Так можно говорить о последовательности предметно-игровых действий как способе построения игры. В 1,5-3 года ребёнок может осуществлять простейшие игровые действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное игровое взаимодействие со сверстниками.

В 3-5 лет ребенок может принимать и последовательно менять по ходу игры игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником. Этот способ носит название - ролевое поведение.

Третьим способом построения игры является сюжетосложение (5-7 лет), где для ребёнка ведущим выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие, включающее персонажей и действия. Сюжетосложение представляет собой обозначение и развертывание последовательности событий, преимущественно в речевом плане и минимальным их опредмечиваением через предметно-игровые действия, имитирующие функции заданного через событие персонажа.

Использование каждого последующего по сложности способа позволяет ребёнку развёртывать все более сложные сюжеты игры со стороны их тематического содержания и структуры. Способы построения игры появляются у детей постепенно, а затем сосуществуют, с преобладанием одного из них. В 3-5 лет у ребенка наступает период расцвета сюжетно-ролевой игры, которая затем, в связи с освоением сюжетосложения, постепенно преобразуется в новые виды игр, сочетающие в себе разные виды детской деятельности (рисование, сочинительство и др.). В конце 90-х в исследовании О.В.Солнцевой было доказано, что освоение сюжетосложения способствует переходу детей от сюжетно-ролевых к режиссерским играм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.238 (0.006 с.)