Какие классификации методов обучения существуют. Как их использовать в процессе обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие классификации методов обучения существуют. Как их использовать в процессе обучения.



Классификаций методов много:

· Классификация методов по источнику передачи информации и характеру её восприятия – наглядные, словесные и практические (Е.Я.Голант, Н.М.Верзилин и др.).

· Классификация методов по ведущим дидактическим задачам – методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).

· Классификация методов по логике изложения и подачи материала – индуктивные и дедуктивные (А.Н.Алексюк).

· Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся – информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

· Классификация методов на основе целостного подхода, отражающего единство целей, содержания обучения, характера познавательной деятельности (методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля в процессе обучения (Ю.К.Бабанский)).

В дидактике детского сада используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру её восприятия – это наглядные, словесные и практические методы (Е.Я.Голант, Н.М.Верзилин и др.). Подробно ознакомится с данной классификацией методов можно в «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед.институтов. В 2 ч. Ч.2 / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой – М.: Порсвещение, 1988).

Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности. Для того чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности важно рассмотреть классификацию методов обучения М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера. В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

 

Таблица…

Особенности применения классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер)

 

Название метода обучения и его краткая характеристика Особенности деятельности педагога в процессе обучения Особенности деятельности ребёнка в процессе обучения
Информационно-рецептивный метод – экономный путь передачи информации Предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения Восприятие знаний, осознание, запоминание.
Примеры применения Распознающее наблюдение (формированием представлений о мсвойствах, качествах предметов и явлений – величина, структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение.
Репродуктивный метод основан на многократном повторение ребёнком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления представлений. Предъявление заданий на воспроизведение знаний и способов деятельности, руководство их выполнением Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание.
Примеры применения методов Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель.
Проблемный метод (метод проблемного изложения) – педагог ставит проблему и показывает путь её решения. Постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений в природеи др. Восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание
Примеры применения методов Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идёт применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разрешение изображенной коллизии, дидактические игры «Лото», «Домино» и др.
Эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части-пробелемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях). Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей Восприятие и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание.
Примеры применения методов Упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактическая игры, в которых информация является продуктом деятельности), моделирование, эвристическая беседа.
Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, наосвоение способов решения проблем. Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов. Восприятие проблемы, составление плана её решения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль и самоконтроль.
Примеры применения методов Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование.

 

Таким образом, согласно данной классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, особенностями её организации воспитателем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.003 с.)