Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы условия взаимодействия детского сада и семьи?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Успешность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при готовности педагогов к взаимодействию с родителями и настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей. Поэтому прежде чем организовать взаимодействие с семьей воспитателям необходимо разобраться, что их самих волнует и радует в развитии детей их группы. Только такая заинтересованная позиция поможет воспитателям найти понимание и поддержку у родителей. Кроме того сам воспитатель должен хорошо понимать, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, уметь поддерживать с родителями как деловые, так и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Важной составляющей готовности педагогов к сотрудничеству с семьей является владение ими методами и формами взаимодействия, предполагающими развитие субъектной позиции родителей. Это такие формы как проведение дискуссий, круглых столов с родителями, совместного с ними анализа проблем семейного воспитания ребенка, проведения коммуникативных игр, элементов игротренинга. Для того чтобы заинтересовать родителей в процессе взаимодействия педагогу важно понять какие они, что для них важно в развитии их собственного ребенка, какие жизненные ценности они «исповедуют». Поэтому для организации взаимодействия воспитателя с родителями необходимым условием будет являться проведение диагностики семейного воспитания. Исходя из результатов этой диагностики, будут отличаться задачи, содержание и методы работы со всеми и с отдельными родителями Таким образом, осуществление эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях: - готовности педагогов к взаимодействию с родителями, - настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей - осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников. - определения значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, В исследованиях по дошкольной психологии предлагаются разные технологии проектирования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Так, например, в работе Т.И. Бабаевой разработана педагогическая технология взаимодействия воспитателей и родителей в подготовке детей к обучению в школе. Автор подчеркивает, что особое значение в этом взаимодействии принадлежит взаимопониманию и взаимному доверию педагогов и родителей, которое нашло отражение в общем девизе технологии - «Возьмемся за руки, друзья». На основе анализа исследований может быть определена общая технология проектирования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, которая строится по следующим этапам: Диагностический этап – направлен на изучение воспитателем особенностей семей и семейного воспитания дошкольников, интересов и потребностей родителей на основе методов психолого-педагогической диагностики. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование родителей на тему «Мой ребенок», беседа с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени. Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это различные модификации графических методик («Моя семья и я», «Семья в образах животных»), диагностические игры «Почта», «Подарок» (Е.П. Арнаутова), проективные методики («Методика изучения личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми» В.К. Котырло). Эти методики не только позволяют увидеть особенности семейных взаимоотношений, проблемы воспитания дошкольника в семье, но и, что особенно важно, понять причины таких проблем. Мониторинг, проводимый после реализации отдельных этапов взаимодействия с семьей позволяет оценить эффективность взаимодействия, удовлетворенность родителей совместной деятельностью, Мотивационно-образовательный этап (подготовительный) включает в себя – вовлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, развитие у них интереса к особенностям своего ребенка и формированию его личности. На этом же этапе воспитатель помогает родителям разрешить трудности в семенном воспитании дошкольников, обогащает их педагогические знания и умения, организует пихолго-педагогическое образование семьи. На этом этапе педагог помогает понять родителям, что их участие в совместной с воспитателем деятельности даст для развития их ребенка. В зависимости от выбранного направления такое сотрудничество сможет расширить кругозор детей и решить их коммуникативно-речевые проблемы, или развить детскую любознательность и познавательную активность, или повысить уверенность ребенка. Проектировочный этап – предполагает определение педагогами и родителями целей и задач и содержания совместной деятельности по воспитанию и развитию дошкольников в семье и детском саду, Постепенно педагог подводит родителей к обсуждению задач развития дошкольников, которые необходимо решать в совместной деятельности, … В ходе бесед, родительских собраний педагог не столько информирует родителей об особенностях развития их детей, их достижениях и проблемах, но предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, предложить пути решения поделиться проблемой. На этом этапе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы - возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время. Вместе с тем, в психолого-педагогических исследованиях отмечается, что для современных семей, воспитывающих детей дошкольного возраста характерен ряд проблем. В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания ученые выделяют эмоционального неблагополучие ребенка в семье, дефицит общения и совместной деятельности родителей с детьми. Все это приводит к тому, что около четверти дошкольников чувствуют себя недостаточно любимыми, недостаточно нужными своим родителям, испытывают тревожность и даже чувство враждебности к членам семьи. Кроме того, исследования по проблемам семейного воспитания показывают, что многие родители испытывают трудности в воспитании детей. Для 70% современных родителей в той или иной степени характерна неуверенность в правильности своей воспитательной позиции. Такая неуверенность взрослых негативно влияет на развитие личности дошкольников, порождая в его поведении неуравновешенность, тревожность, стремление управлять поведением родителей, затрудняет нормальные взаимоотношения в семье. При этом часто родители не осознают этих проблем, не понимают особой роли семьи в развитии ребенка в дошкольном детстве, а среди тех родителей, кто видит эти проблемы, только часть готова затратить усилия, чтобы их решать. Важной составляющей взаимодействия педагога с семьей на втором этапе технологии является педагогическое образование родителей. В отличие от педагогического просвещения, образование родителей предполагает не только их информирование по отдельным темам, но ориентировано на развитие педагогических умений, оптимизацию взаимоотношений родителей и детей в семье, развитие некоторых личностных качеств и умений, необходимых для успешного родительства – эмпатийности, терпимости, умения встать на точку зрения другого. В основу создания образовательных программ для родителей должны быть положены следующие принципы (Л.Г.Петряевская): · Принцип приоритетности влияние семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка. · Принцип значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи. · Принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка. · Принцип целостного развития ребенка, предполагающий отражение многообразия · Влияние семьи на формирование целостной структуры личности ребенка. Педагогическое образование родителей дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя (Носова Е.А., Петряевкая Л.Г.) Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей. Например, «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг». Педагогическое образование родителей должно помочь им научиться строить повседневное общение с ребенком на основе идей гуманистической педагогики: уважения личности ребенка, принятие его таким, каков он есть, учет его интересов и потребностей, умение ставить себя на место ребенка. Важно, чтобы программы педагогического образования родителей были ориентированы на запросы разных категорий родителей – разного возраста, с разным уровнем образования, педагогической компетентности, имеющих разную установку по отношению к воспитанию ребенка. Это могут быть такие программы как «Мамина школа», «Вместе с папой», «Программа для родителей с «балующим» типом воспитания», «Вместе готовим ребенка к школе». Реализация данного этапа позволяет решить многие проблемы семейного воспитания дошкольников, способствовать повышению заинтересованности родителей в во совместном с педагогами воспитании детей. Содержательно-практический (основной) этап нацелен на реализацию этих задач – На этом этапе организуется совместная деятельность воспитателя и родителей, направленная на развитие ребенка с учетом общих целевых установок и своеобразия индивидуальных особенностей детей, их потребностей и интересов. Так совместно решая задачи развития детской самостоятельности, инициативности родители и педагоги поддерживают стремление малышей участвовать в элементарной трудовой деятельности (вместе с мамой испечь пирожки, помочь навести порядок в комнате, сделать полку вместе с папой). Общаясь с родителями, педагог подчеркивает, что взрослым очень важно поощрять самостоятельность детей, поддерживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за помощь и заботу. На этом этапе воспитатель стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми - сюжетные и подвижные игры, совместное рисование, создание общих поделок. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком. Развитию совместного общения взрослых и детей поможет цикл игровых встреч с мамами - "Вот она какая, мамочка родная ". где мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют, угощаются сладостями собственного изготовления, «Сильные, ловкие, смелые» (дети вместе с родителями играют в подвижные игры), «Мы рисуем Новый год» (дети вместе с близкими рисуют). Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души», «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье праздник», На основе постепенно развивающейся активности родителей, педагог стремится сделать их участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует совместные праздники и досуги. Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не просто как зрители, а совместно с детьми выступали с концертными номерами, включались в детские театрализации, читали стихи, участвовали в конкурсах. Взаимодействуя с родителями, воспитатель подчеркивает, что именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, настроения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордости за свою семью, развитии представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитании культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи. Для решения этой задачи воспитатель проводит такие игровые встречи детей и взрослых как, например «Посмотрите это я, это вся моя семья» (вместе с гостями - разными членами семей, дети рассматривают фотографии, семейные альбомы, детские рисунки о семье, поют песни, танцуют). Видя рост достижений своего ребенка, сами родители более активно включаются в педагогический процесс, организуя совместную с детьми досуговую деятельность (детско-родительские праздники, развлечения, экскурсии и прогулки по городу). Оценочно-рефлексивный (подведение итогов взаимодействия)-, определение его результативности, внесение корректив в стратегию дальнейшего взаимодействия. Результаты детей становятся предметом обсуждения с родителями, в ходе которого важно уделить вниманию развитию педагогической рефлексии, что служит основой для определения перспектив совместного с семьей развития дошкольников. В процессе совместной с родителями деятельности воспитатель опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка. Совместное подведение итогов, анализ реальных изменений, которые произошли в развитии дошкольников, становятся основой проектирования очередного шага. В заключении следует отметить, что последовательность выделенных этапов технологии взаимодействия достаточно условна. В практике дошкольного образования в соответствии с выбранными задачами могут сосуществовать несколько этапов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Ребенок на пороге школы…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.011 с.) |