Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое педагогическая диагностика. В чем ее отличие от других видов диагностики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Диагностика как универсальный метод анализа данных применима почти ко всем областям науки и практики. По своей значимости в любой сфере человеческой деятельности она занимает одно из ведущих мест. В буквальном переводе слово «диагностика» означает различительное познание. Исторически диагностика как деятельность складывалась под воздействием запросов практики: медицины, психологии, педагогики, а затем и промышленного производства. Согласно современному общенаучному представлению под диагностикой понимаются теория и практика постановки диагноза с целью прогноза поведения объекта или системы и принятия решения о возможностях воздействиях на это поведение в желательном направлении. В ХХ веке этот термин стал широко использоваться в философии, а затем в психологии, технике и других областях. С 1968 г. термин «диагностика» стал использоваться и в педагогике (по предложению немецкого педагога К. Ингенкампа). Педагогическая диагностика присутствует в любом образовательном процессе, начиная с взаимодействия воспитателя и ребенка и заканчивая управлением системой образования в целом. Она проявляется и в форме тестирования, и в оценке деятельности воспитателя, без нее не может быть состоятельным экспериментальное исследование, невозможен педагогический мониторинг, не обходится ни одна методическая или инспекторская проверка. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную профессиональную деятельность педагога. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, и завершает технологическую цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса. Без диагностической деятельности немыслима гуманизация педагогического процесса, поскольку именно диагностика помогает выявить реальные достижения и проблемы ребенка и направить усилия воспитателя на поддержку достижений и решение проблем. Внедрение педагогической диагностики в практику работы руководителей дошкольных образовательных учреждений дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный процесс, что закладывает основы качественного развития всей системы дошкольного воспитания. Без диагностики невозможно осуществление педагогических исследований. Однако до настоящего времени в педагогической науке нет единого подхода к определению понятия «педагогическая диагностика», так как цели диагностической деятельности педагога могут быть различными. Педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности. Для педагога-исследователя в большей степени значимо изучение разного рода причинно-следственных связей между условиями протекания педагогического процесса и его результатами. Для педагога – эксперта по оценке качества образования значимой целью диагностики будет выявление соответствия реального состояния образовательного процесса и нормативных требований к нему. Необходимо заметить, что педагог-практик может выступать как в роли исследователя (например, при ведении опытно-экспериментальной работы), так и в роли эксперта (например, при проведении самоэкспертизы). По своей сути, педагогическая диагностика – это деятельность педагога по изучению фактического состояния и тенденций развития субъектов взаимодействия в условиях образовательного процесса, направленная на управление качеством образования. Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации. Исходя из целей педагогической диагностики, можно выделить несколько ее функций. Одна из главных функций педагогической диагностики для педагога-практика – функция обратной связи или информационная. Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. Наблюдая за тем, как проявляет себя ребенок в разных ситуациях (в игре со сверстниками, на прогулке, на занятиях, в свободное время), педагог отмечает его реакции на конфликт и на похвалу, на предложение заняться какой-либо деятельностью. Так он узнает особенности интересов, умения, склонности, трудности, предпочтения ребенка, значимые для него объекты и ситуации, понимает причины поведенческих проявлений. Понимание ребенка помогает воспитателю определить своеобразие образовательных целей, снижает формальность, «усредненность» образовательного взаимодействия, ориентирует на поиск и применение лучшего варианта педагогическогорешения. Прогностическая функция п озволяет составить прогноз протекания педагогического процесса, определить перспективы развития диагностируемого объекта. Для составления прогноза педагогу необходимо сопоставить информацию о том, каким был изучаемый объект раньше, как проявляет себя сейчас. Выявленная динамика изменений (положительная или отрицательная) обеспечивает возможности прогнозирования изменений объекта и предупреждения нежелательных тенденций развития. Контрольно-корректировочная функция позволяет выявить конкретные трудности в протекании образовательного процесса, определить порождающие их причины. Проявляется преимущественно при проведении педагогической экспертизы и предполагает наличие стандарта, нормы или модели диагностируемого объекта. Оценочная функция направлена на установление степени изменения исследуемого педагогического объекта и зависимость этих изменений от условий образовательного процесса. Эта функция дает возможность качественно и количественно оценить достижения детей дошкольного возраста, результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом. Эта функция наиболее ярко проявляется при проведении мониторинговых и педагогических исследований. Объектом педагогической диагностики является образовательный процесс во всем многообразии его компонентов в отличие от диагностики психолога, объектом которой является ребенок. Диагностироваться может как весь образовательный процесс (комплексная диагностика), так и отдельные его компоненты (компонентная диагностика). Предмет педагогической диагностики определяется ее объектом. Если в качестве объекта рассматривается ребенок в педагогическом процессе, то предметом педагогической диагностики могут быть § обученность ребенка § воспитанность ребенка § деятельностные умения ребенка § интересы, предпочтения, склонности ребенка § личностные особенности ребенка § поведенческие проявления ребенка § особенности взаимодействия ребенка со сверстниками § особенности взаимодействия ребенка со взрослыми Если в качестве объекта рассматривается педагог в педагогическом процессе, то предметом педагогической диагностики могут быть § профессиональная компетентность педагога § личностные особенности педагога § особенности взаимодействия педагога с детьми Если в качестве объекта рассматриваются условия обучения и воспитания, то предметом педагогической диагностики могут быть § методы обучения детей дошкольного возраста § предметно-пространственная среда группы, детского сада § цели и содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста § средства обучения детей дошкольного возраста § взаимодействие с семьей, являющейся одним из основных факторов воспитания и обучения ребенка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.34 (0.006 с.) |