На каких положениях базируется теория развивающего обучения детей дошкольного возраста?
Похожие статьи вашей тематики
1. Цель обучения – эторазвитие у ребенка образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и творческого воображения как наиболее характерных для дошкольного периода детства (А.В.Запорожец), познавательной активности и любознательности, эмоционально-чувственного опыта.
2. Включение в содержание обучения богатой картины мира и элементарных понятий об окружающей действительности. Картину мира составляют представления о людях, их отношениях, мире предметов и трудовой деятельности, природе и искусстве. Дети могут освоить элементарные понятия об окружающей действительности, представленные в образной форме - системные знания, Н.Н.Поддьяков, В.И.Логинова) и разнообразные способы познания (сенсорный анализ, экспериментирование, построение и использование наглядных моделей и др.).
3. Организация учебно-познавательной деятельности строится на основе решения ребенком широкого круга проблемно-игровых задач (развивающие игры, проблемно-игровые ситуации, творческие задания), побуждающих ребенка занять позицию субъекта деятельности. Творческие способности ребенка интенсивно развиваются в детском экспериментировании - это деятельность, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на разнообразные предметы или объекты с целью их познания.
4. Педагог организует сотрудничество детьми, используя как прямые, так и косвенные способы: "провоцирующие действия", совместное разрешение проблемных ситуаций, создание обстановки психологического комфорта, положительную оценку достижений, способы педагогической поддержки, направленные на оказание помощи ребенку, испытывающему определенные затруднения, снятие у него эмоционального напряжения.
5. Особенности взаимодействия дошкольников в учебно-познавательной деятельности:
- Совместно-индивидуальное сотрудничество, где связь выражена как "цель-результат" (в процессе лепки, аппликации, ручного труда, декоративного рисования)
- Совместно-последовательное сотрудничество - принятие общей цели, последовательное выполнение действий участниками (по типу "конвейера"), что требует взаимной регуляции. Осуществляется на основе проблемной ситуации, требующей взаимосвязи детей (в процессе образовательных ситуаций математического, экологического, речевого развития; например, пересказ по эпизодам, творческое рассказывание по ролям и др.)
- Совместно-взаимодействующее сотрудничество – работа в парах и микрогруппах, взаимодействие между ними в процессе создания общего продукта деятельности.
6. Результатом развивающего обучения становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, способность к учебно-познавательному сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Что такое теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина)?
Эта теория значима для организации обучения дошкольников, так как обучение, как правило, начинается с предметного восприятия.
Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным и сокращенным проходит ряд этапов. Рассмотрим данные этапы на примере освоения детьми сенсорных эталонов формы.
1. Этап знакомства с новым действием – перед ребенком раскрывается ориентировочная основа действия. "Как отличить круг и квадрат? (наличие – отсутствие уголков)"
2. Этап выполнения действия в материальном в иде – действие выполняется во внешней форме с развертыванием всехвходящих в него операций (Прокати: "катится - не катится").
3. Этап формирования действия как внешнеречевого – все элементы действия представлены во внешней речи, действие развернуто, не обобщенно. "Что нужно сделать, чтобы узнать, какая из фигур круг, а какая квадрат? Прокати".
4. Этап формирования действия во внешней речи про с ебя – действие выполняется беззвучно, как проговаривание "про себя". "Вспомни, что нужно сделать, чтобы узнать форму геометрической фигуры".
5. Этап формирования действия во внутренней речи – действие интериоризуется. "Как ты думаешь, какая это фигура – круг или квадрат?"
Далее ребенку достаточно беглого взгляда на геометрические фигуры для установления их формы.
|