Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое «форма организации педагогического процесса»?

Поиск

Форма – наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок.

Ориентируемся в понятии! Форма организации педагогического процесса – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса.

Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса.

Формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении могут быть классифицированы в соответствии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В чем своеобразие образовательной ситуации как формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении?

Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный с воспитателем и другими детьми характер.

Ориентируемся в понятии! В качестве основной единицы педагогического процесса выступает образова­тельная ситуация - форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педаго­гом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки). так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации могут «запускать» самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.

Образовательная ситуация включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу. Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и пр.). Рефлексивная оценка своей деятельности и её результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Особенности дошкольного детства определяют ведущее место игровых образовательных ситуаций в педагогическом процессе. Тем самым реализуется положение «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе детского сада. Вместе с тем, соотношение игровых и реально-практических ситуаций зависит от возраста детей и от решаемой педагогической задачи. В младших группах, несомненно, преобладание игровой формы ситуаций. В старшем дошкольном возрасте значительно усиливается роль реально-практических образовательных и условно-вербальных ситуаций. Вместе с тем игра остается любимой деятельностью и старших дошкольников, поэтому игровые образовательные ситуации продолжают включаться в организованную образовательную деятельность, но они становятся проблемными по своему содержанию, включают более сложные игровые задачи.

В качестве особой формы организации образовательного процесса выступает экскурсия. Например, экскурсия по помещениям детского сада, предполагающая знакомство с сотрудниками детского сада, трудовыми процессами, которые они выполняют; экологические экскурсии, направленные на формирование представлений о существовании живого организма в условиях экосистемы (лес, луг, водоем) и пр. Экскурсиина природу, по детскому саду, по родному городу позволяют познакомить детей объектами и процессами в условиях естественной среды, найти ответы на разнообразные проблемные вопросы и интеллектуальные задачи.

В чем особенности организации организованной образовательной деятельности?

Согласно «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» организованная образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, чтения.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Образовательная деятельность носят преимущественно игровой характер и основаны на сочетании разных видов игр: дидактических, сюжетно-дидактических, игр-этюдов, игр-экспериментов и пр.

Игра позволяет решать реальные образовательные задачи в воображаемой (условной) ситуации. Так, например, планирование по теме «Сказки А.С.Пушкина» в старшей группе ориентировано на театрализованную игру по «Сказке о Царе Салтане…». Практически все виды деятельности в проекте носят игровой характер. В образовательной ситуации «Град на острове стоит…» дети совершают воображаемое путешествие в старинный сказочный город и знакомятся с видами жилищ, утварью, одеждой людей в старину. Образовательная ситуация «Торговали мы…» в игровой форме воссоздает картину ярмарки, и по ходу игры дети осваивают измерение, взвешивание, решение задач Пиаже, прямой и обратный счет. В сетке организованной образовательной деятельности (ОД) игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности, основной формой оргнаизации образовательного процесса детского сада.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Продуктивная деятельность детей представлена разными видамихудожественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструктивной деятельностью. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественно восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. Конструктивная деятельность ребенка носит интегративный характер, так как преимущественно решает задачи образовательной области «Познание».

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями СанПин (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164).

Музыкально-художественная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

Чтение организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Трудовая деятельность включает обучение детей общим специальным трудовым умениям, характерным для каждого возрастного периода. В младшем возрасте – это обучение умениям самообслуживания, в средней группе дети овладевают умениями хозяйственно-бытового труда; в старших группах наиболее значимо освоение умений ручного труда.

В чем особенности образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов?

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов,требует определения особыхформ работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. Прежде всего, требуется определить, в чем специфика задач, реализуемых в данной образовательной деятельности. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходит обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что, в свою очередь, позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности, проявлять творчество.

Возможен и другой путь, когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности.

Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, является направленность деятельности воспитателя на сотрудничество с детьми в решении образовательных задач, установление партнерского характера отношений. Образовательная ситуация выступает как часть более широких и разнообразных форм работы педагога с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:

· наблюдения - в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);

· индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

· создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

· трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);

· беседы и разговоры с детьми по их интересам;

· рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

· индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

· двигательную деятельность детей, активность которой зависит от от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

· работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:

· подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

· наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

· экспериментирование с объектами неживой природы;

· сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

· элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

· свободное общение воспитателя с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня включает разнообразные формы работы с детьми:

· Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной игры.

· Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.).[9] Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

· Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

· Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

· Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, заниматель­ные задачи.

· Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

· Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Ручной труд служит средством реализации у детей творческих способностей, является источником становления самостоятельности ребенка.

Образовательная деятельность в режимных моментах во второй половине дня организуется с небольшими подгруппами детей или с группой в целом (например, досуги, музыкально-литературная гостиная). Параллельно детям предоставляется возможность для организации самостоятельной деятельности по интересам. Атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. В подгруппах используется прием совместного обсуждения с детьми и последующего практического выбора деятельности: в какие игры поиграть, чем и как лучше украсить группу к празднику, какие экспонаты подготовить к выставке, в каких центрах активности сегодня предпочитают действовать дети и пр. Главное, чтобы сделанный ребенком практический выбор позволял ему успешно решить поставленную воспитателем задачу, понять и оценить связь между целью и полученным результатом.[10]

В чем особенности организации самостоятельной деятельности детей?

Согласно «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» образовательная деятельность осуществляется в процессе самостоятельной детской деятельности. Это требует создания специальных условий:

Во-первых, организацию предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов.

Во-вторых, использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, к проявлению индивидуальных интересов и склонностей.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности:

· самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

· развивающие и логические игры;

· музыкальные игры и импровизации;

· речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

· самостоятельная деятельность в книжном уголке;

· самостоятель­ная изобразительная деятельность по выбору детей самостоятельные опыты и эксперименты;

· и др.

Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются различные центры активности, например:

· «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

· «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

· «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

· «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

· «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.

В зависимости от возрастной группы тематика и наполняемость центров активности будет разной. Этому вопросу посвящена отдельная глава данного учебника.

Самостоятельная деятельность оставляет за ребенком право выбора её содержания, времени, партнеров. Самостоятельная деятельность может быть условно разделена на два вида:

· самостоятельная деятельность, направляемая и поддерживаемая взрослыми, направленная на решение образовательных задач;

· свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам, направленная на удовлетворение потребности детей в самореализации и досуге.

Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в самостоятельной детской деятельности является направленность деятельности воспитателя на стимулирование и поддержки интересов детей, проявлений самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация выступает как короткий фрагмент деятельности детей, осуществляемой самостоятельно.

Как организовать самостоятельную деятельность, направляемую и поддерживаемую педагогом?

Именно в самостоятельной детской деятельности прослеживается интерес детей к реализуемой в текущее время теме образовательного процесса. Самостоятельная деятельность детей, как правило, опирается на знания и умения, приобретенные в процессе совместной со взрослым деятельности, обеспечивает практикование в приобретенных умениях, переход к творческому решению задач деятельности. Например, самостоятельной деятельности детей способствует превращение уголка природы в «лабораторию»[11], где создаются условия для самостоятельного повторения опытов и экспериментов, совершаемых совместно с воспитателем, возможность их расширения и дополнения. Воспитатель в этом случае уточняет у ребенка цель опыта, но не вмешивается в его ход. Затем дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал, у кого из них что получилось. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подготовить вопросы, противоречивые суждения, направленные на формулирование детьми самостоятельных суждений и выводов. После обсуждения у детей вновь возникает желание повторить опыт, происходит взаимообучение детей – опыт общения и сотрудничества в совместной деятельности. Таким образом, постепенно дети вовлекаются в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Организации самостоятельной деятельности детей способствуют проблемно-игровые вопросы и задания. Например, испытать кораблики, сделанные детьми из разных материалов и определить, как они держатся на воде, который из них быстрее добирается до берега.

Самостоятельная деятельность детей может быть организована на основе заполнения рабочих тетрадей, дневников, содержащих задания для выполнения ребенком. Например, заполнение «Экологического дневника» ориентирует детей на выполнение самостоятельных заданий: «Нарисуй стихотворение», «Присмотрись» и др[12].

Организации самостоятельной деятельности детей способствуют ситуации общения [13], возникающие в естественной деятельности детей. Например, ситуации общения, направленные на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. Воспитателю важно не нарушая деятельности детей, использовать ее для решения речевых задач. Довольно часто ребенок четырех лет предлагает взрос­лому послушать его рассказ о проказах котенка прошлым ве­чером, о приезде любимой бабушки и т.п. При этом далеко не всегда ребенок может самостоятельно реализовать цель, достичь прогнозируемого результата: часто рассказ об игрушке превращается в жалобу на сестренку, которая «все ломала и мешала играть». Поэтому воспитателю важно использовать возникшую ситуацию, чтобы не только поддерживать иници­ативу ребенка, но и помочь ему в реализации цели его речевой деятельности при помощи вопросов, подсказок слова или фразы.

Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описатель­ными - в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Например, приход нового ребенка в группу может быть содержанием для организации многочис­ленных значимых для развития речи ситуаций общения. Это и упражнение детей в способах знакомства и приветствия, и упражнение в составлении рассказов о своей группе, игруш­ках, играх и занятиях, упражнение в умении задавать вопросы и выслушивать ответы других детей. Ситуации общения пла­нируются воспитателем на прогулках, во время игровой дея­тельности детей, в процессе организации работы по развитию культурно-гигиенических навыков.

Самостоятельная деятельность детей может быть организована посредством проблемных ситуаций, созданных в предметно-развивающей среде. Например, через создание сюжетной ситуации для дальнейшего обыгрывания детьми; через внесение модели или пооперационной схемы для создания игрушки и постройки; новых книг в книжном уголке и пр. В этом случае задача воспитателя заинтересовать детей изменениями в среде, направить их активность.

Организации самостоятельной деятельности детей способствует постановка в позицию «мы самые старшие в детском саду». Например, «Мы играем с малышами в подвижные игры», «Мы учим малышей делать постройки из песка», «Мы помогаем перенести новый песок в песочницы» и пр.

Как способствовать развитию детского сообщества в условиях самостоятельной деятельности детей?

В среднем и старшем дошкольном возрасте источником динамичного развития детского общества выступает творчество как процесс групповой и индивидуальной самореализации. Развитие детского творческого сообщества представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга видов совместной деятельности для решения коллективным способом, имеющих коллективный и индивидуально-значимый результат (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе).

Проект решения детским сообществом общей задачи может иметь следующую последовательность:

1. Совместное выдвижение замысла коллективной деятельности. Важно вызвать у детей желание включиться в коллективную деятельность, эмоциональный подъём. Идея может выдвигаться путём «мозгового штурма», приводящего к накоплению банка коллективных идей.

2. Совместное планирование и поиск способов достижения общей цели. Организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности, прогнозирование промежуточных и конечных результатов: взаимный обмен мнениями, распределение ролей с учётом желаний и возможностей каждого. (Принятие решения о постановке спектакля – костюмеры, художники, актёры и др.). Педагог общается с детьми с позиции «на равных» – это симулирует детское творчество, способствует организации коллективного диалога. Возможен вопросительный стиль общения с группой, создание проблемных ситуаций (как лучше и интереснее провести День Именника, Вечер сюрпризов для малышей и др.).

3. Выбор способа организации сотрудничества. Самое простое – объединение детей общей целью и общим результатом: планирование и совершение действий проходит каждым ребёнком индивидуально. (например, общая цель – сделать пригласительные билеты для родителей, каждый ребёнок разрабатывает и выполняет свой вариант такого билета; результат – все родители получат билеты, чувство радости всех детей). Другой вариант – общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, укрепляет дружеские отношения. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого участника, возникает ощущение полезности. (Например, при создании общего панно «Волшебная страна», разделившись на подгруппы по собственному желанию, дети самостоятельно решают вопрос о том, кто какой сюжет будет делать).

4. Совместная самостоятельная деятельность детей. Задача воспитателя –организация взаимной поддержки и помощи в процессе выполнения деятельности, положительного подкрепления, что подчёркивает значимость промежуточных результатов. Взаимодействуя детьми, воспитатель выступает как «режиссер» и занимает разные позиции – в зависимости от степени освоения детьми деятельности и развития коллективных отношений – «организатора» (изучает детей, регулирует их взаимоотношения, планирует содержание и предлагает задачи, демонстрирует способы сотрудничества, помогает организовать совместные действия), «участника» (обсуждает и находит вместе с детьми варианты решения, вовлекает «изолированных» детей, подчёркивает их достоинства, стимулирует стремление к сотрудничеству), «консультанта» – помогает детям разрешить спорные проблемы, стимулирует сотворчество.

Важно правильно объединить детей в деятельности с учётом их поведенческих особенностей. Т.В.Сенько выделено несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию: общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные. Общительно-дружелюбных можно объединять со всеми детьми. Общительно-враждебных – нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными. Последних -нельзя объединять друг с другом.

5. Достижение, осознание и оценка значимости результата. Педагог акцентирует внимание на личном вкладе каждого участника в общее дело, подчёркивает значимость совместных усилий. Привлекает к оценке других, значимых для детей людей - родителей.

Тематика совместных дел может быть различной: «Готовимся встретить друга после болезни», «Сделаем выставку рисунков для наших родителей». «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Проводы зимы», «Готовимся к ярмарке» и др.

Как организовать свободную самостоятельную деятельность детей по выбору и интересам?

Воспитатель предоставляет ребенку возможность заниматься такой деятельностью в утренний отрезок времени, на прогулке и во второй половине дня. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня, ежедневно. В зависимости от возраста детей её общая продолжительность в течение дня от 15 до 45 минут. Основой взаимодействия педагога и детей выступает поддержка самостоятельности и творчества детей.

В чем особенности взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей по реализации основной общеобразовательной программы являются[14]:

· Подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие совместные выступления детей вместе с родителями, участие в конкурсах.

· Проведение разнообразных встреч с родителями и представителями старшего поколения семей («Очень бабушку мою, мму мамину люблю» - в связи с празднованием Дня пожилого человека; «Папа может все!» - в связи с празднованием Дня Защитника отечества и пр.).

· Привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и творческих проектах, сбору информации, подбору и оформлению вместе с ребенком наглядного материала (альбома, коллажа и пр.). Взаимодействие с родителями могут «запускать» проблемные вопросы и задания. Например, проверить действие магнита на различных предметах, совместно с родителями заполнить красочную таблицу «Испытание магнита» и презентовать её в группе, рассказав о результатах экспериментальной деятельности.[15]

Возможно использование и других разнообразных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе реализации общеобразовательной программы «Детство».

Таким образом, формы организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения проектируются по направлениям:

· образовательная деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

· образовательная деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

· самостоятельная деятельность детей;

· взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.89 (0.013 с.)