Какие особенности развития ребенка раннего возраста необходимо учитывать в педагогическом процессе?
Похожие статьи вашей тематики
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста (Н.А. Аксарина).
Анализируя этот возрастной этап, практически все учёные отмечают, что периоду раннего детства свойственны следующие характеристики:
1.Интенсивность физического и психического развития (скачкообразность).
Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывание зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие,- значительно раньше отмечается кризис трёх лет.
2.Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость).
Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и как следствие - неустойчивое эмоциональное состояние.
3.Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма.
Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные).
4.Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия – уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).
5.Этому возрасту свойственно яркое удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей:
- сенсомоторной потребности;
- потребность в эмоциональном контакте;
- потребности во взаимодействии и общении со взрослыми:
(контактное общение в 2-3 мес познавательное общение в 3-10 мес
вербально-невербальное в 10 мес.-1,5 года игровое и деловое общение в 1,5 года-3 года).
6.Закономерность развития в раннем возрасте подтверждается специфичностью проявления нервных процессов:
- легкостью выработки условных рефлексов, но при этом же сложностью их изменения;
- повышенной эмоциональной возбудимостью;
- сложностью переключения процессов возбуждения и торможения;
- повышенной эмоциональной утомляемостью.
Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.
Соответственно, это тот возрастной период, когда особо важно учитывать и грамотно диагностировать все проявления ребёнка при взаимодействии с ним. В обратном случае могут происходить изменения в состоянии ребёнка, его развитии на психофизиологическом уровне с нежелательными последствиями.
|