Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие подходы и концепции составляют теоретические основы современной дошкольной педагогики.

Поиск

Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста:

· потребность в эмоциональном контакте с окружающими (воспитателем, детьми), в любви и доброжелательности

· потребность в активном познании и информационном обмене

· потребность в разнообразной деятельности по интересам и самостоятельности

· потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками

· потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

Культурологический подход позволяет рассмотретьсущность современного дошкольного образования через призму вхождения ребенка в культуру и его культурного развития.

Культурологический подход основывается на признании самоценности дошкольного детства как этапа вхождения ребенка в мир культуры, как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода развития личности, ее психического и физического здоровья. Ребенок дошкольник при этом рассматривается, прежде всего, с позиции его активности и субъектных свойств, т.е. в культурологическом подходе проявляется отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию в рамках доступного опыта.

Дошкольное детство представляет собой особый культурный мир, со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувств, действий.

С позиции культурологического подходадошкольное образование определяется как культурно-ориентированный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество детей и взрослых. Воспитатель выступает в роли проводника и посредника между ребенком и культурой. Глубоко осознавая особенности дошкольного возраста, воспитатель способен ввести ребенка в мир культуры,оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей.

Современный детский сад позиционируется как целостное, культурно-образовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходит социализация и индивидуализация ребенка, формируются первичные ценностные ориентации. Условием культурного развития дошкольника выступает содержательное взаимодействие всех субъектов дошкольного образования.

Реализация идей культурологического подхода находит отражение в содержании дошкольного образования. Культурный опыт, приобретаемый ребенком, включает в себя: культуру здоровья, культуру чувств и отношений, культуру познания и культуру деятельности, что в совокупности образует культурный потенциал развития, единство морфо-функционального и социального. Выражением его является положительная Я-концепция дошкольника, (как гармоничное ощущение единства Я - физического, Я-.реального, Я-социального и потенциального, будущего Я) и становление первооснов личностной культуры, проявляющейся в культурном отношении ребенка к миру.

Приобщаясь к культуре, дошкольник вступает во взаимодействие с ведущими сферами бытия: предметным, рукотворным миром, искусством, художественной литературой, музыкой, социальным миром, природой и миром собственного Я (внутренний, личностный мир ребенка). В каждой сфере бытия дошкольник осваивает:

· Наиболее характерные объекты культуры.

· Разнообразные способы и средства их познания (наблюдение, сравнение, анализ, умение пользоваться сенсорными эталонами, схемами, планами, моделями, приемами замещения, кодирования).

· Практические, деятельностные умения (универсальные умения построения деятельности, процессуальные и контрольно-оценочные умения, имеющие свои особенности в зависимости от вида детской деятельности).

· Творческие умения, позволяющие ребенку свободно и разнообразно воплощать свои замыслы.

· Коммуникативные умения, связанные с осуществлением общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

· Эмоционально-ценностные ориентации (ценности этические и эстетические, ценности сотрудничества и познания, ценности личного достоинства и самоуважения)

 

Психолого-педагогическая теория амплификации детского развития была создана в конце 70-х г. ХХ-го века Александром Владимировичем Запорожцем.

Ориентируемся в понятии! Амплификация –расширение, углубление тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста.

Непреходящими для дошкольного детства новообразованиями в развитии познавательной сферы А.В.Запорожец считал наглядно-образное мышление; в развитии эмоциональной сферы – социальные чувства (сочувствие, любовь к близким). Эти качества имеют важное значение, не только в жизни детей, но и в жизни взрослых. Недостаточное развитие наглядно-образного мышления приводит к отвлечённости интеллекта от реальной действительности, неблагополучие эмоциональной сферы чревато затруднениями в установлении социальных контактов.

Согласно этой концепции, оптимальные педагогические условия для развития личности ребёнка создаются не путём форсированного сверхраннего обучения, преждевременного превращения дошкольника в школьника, а путём максимального обогащения содержания и способов осуществления специфически детских видов деятельности (игровой, практической, изобразительной, продуктивной, общения и др.). Это создаёт предпосылки для возникновения таких свойств личности, которые составляют «золотой фонд» зрелой личности (развитие творческого воображения, социальных чувств ребенка, способности к децентрации и пр.)

Развивающий эффект достигается, когда деятельность остаётся подлинно детской самостоятельной. Например, сюжетно-ролевая игра не должна использоваться для обучения детей конкретным знаниям и умениям – эти функции выполняет дидактическая игра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.8 (0.009 с.)