Как проектировать предметно-развивающую среду?
Предлагаемый ниже алгоритм проектирования развивающей среды представляет систему действий, осуществляемых в определенной последовательности и сочетании, технологические шаги которой соответствуют этапам, выделенным в концептуальной модели организации развивающей среды. Технологический цикл включает в себя следующие технологические шаги.
1 шаг. Сформулируйте цели и задачи работы. Для этого проанализируйте образовательную программу группы детского сада. Формулирование задач помогает определить приоритетные направления развития ребенка и обозначить некоторые особенности подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы и детского сада.
2 шаг. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми (отражены в текстах программ) выпишите на листе бумаги
ü учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения
ü игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности
ü специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма для театра, ковролин и пр.)
С этой целью можно использовать примерные перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
3 шаг. Ориентируясь на список, составьте перечень дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и пр.). При необходимости определите задачи пополнения предметно-пространственной среды в ближайшем будущем (исходя из принципа необходимости и материальных возможностей).
4 шаг. Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевальной, умывальной и др. комнатах), придерживаясь принципа нежесткого центрирования. Целесообразно это сначала сделать схематично на листе бумаги, и только после определения оптимального варианта расставить оборудование в помещении.
5 шаг. Разместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.
Эти шаги желательно сделать еще до прихода детей в группу.
6 шаг. Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (используя методы беседы с детьми и родителями, анкетирование родителей) и внесите коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно и нужно привлечь детей в посильной для них форме к оформлению среды группы.
Например, можно совместно с детьми средней группы оформить кукольный игровой уголок. Дети старшей группы могут нарисовать значки на полках и играх, чтобы для каждой игры, пособия было четко определенное закрепленное пространство.
7 шаг. Продумайте последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года, учитывая при этом содержание образовательной программы, предположительную динамику развития детей, приобретение новых игровых материалов.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время - часть целого, поэтому каждый шаг служит целому, то есть всей организационно педагогической деятельности, и обеспечивает достижение поставленной цели - проектирование предметно-развивающей среды для обучения и развития детей дошкольного возраста.
Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами.
Корпоративная культура взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
Для обеспечения целостности педагогического процесса, эффективности его результатов необходима слаженная работа всего педагогического коллектива – воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, высокое качество взаимодействия всех членов педагогической команды.
|