Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм взаимодействия детского сада с социальным партнером

Поиск

 

Наименование этапов Цель этапа Основные действия
1. Выбор партнера Осуществить выбор социального партнера для решения организационной или педагогической проблемы Провести анализ социального окружения детского сада; Принять решение о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партнером; Информировать социального партнера о желании детского сада осуществлять сотрудничество Получение согласия (несогласия) социального партнера на взаимодействие Заключение договора о сотрудничестве
2. Планирование совместных действий Разработать план совместных действий, необходимых для решения выделенной организационной или педагогической проблемы Провести переговоры с социальным партнером, в ходе которых необходимо обозначить Цель взаимодействия, сроки сотрудничества (на месяц, полгода, год), содержание общения, наиболее привлекательные для каждой стороны формы сотрудничества. Разработать план совместных действий по решению обозначенной проблемы Согласовать разработанный план
3. Реализация сотрудничества Осуществление взаимодействия в рамках запланированной совместной работы Проведение запланированных мероприятий, акций, иных форм сотрудничества По необходимости внесение корректив в разработанный план в случае невозможности проведения мероприятия или необходимости изменения сроков его проведения Осуществление необходимого взаимодействия представителей детского сада и социального партнера в ходе подготовки мероприятий
4. Анализ результативности сотрудничества Определить результативность совместной работы и степень разрешения обозначенной проблемы Проведение оценки результативности взаимодействия Определение сильных сторон сотрудничества и трудностей и проблем, возникающих в ходе совместной работы Совместное обсуждение полученных результатов Принятие решения о дальнейшем сотрудничестве.
В случае принятия положительного решения детский сад совместно с социальным партнером продолжает взаимодействие, начиная осуществление совместных действий со второго этапа.

 

Для того чтобы наглядно представить особенности взаимодействия детского сада с социальными партнерами давайте рассмотрим особенности взаимодействия дошкольного учреждения с социокультурным пространством города. Взаимодействие с социальными партнерами в аспекте использования социокультурных ресурсов города может выступать условием амплификации детского опыта, расширения познавательного кругозора, использования уникальных ресурсов, средств и форм, применение которых невозможно или осложнено в условиях дошкольного образовательного учреждения. Пространство города в данном аспекте рассматривается как «осваиваемая среда», насыщенная разнообразными объектами (архитектурные ансамбли, музеи и театры, выставки, библиотеки и др.), интересными детям (Н.И. Ванюшкина, А.П. Платохина, Р.М. Чумичева, З.А. Серова). Подлинные предметы - музейные экспонаты, необычное пространство – спроектированная на идеях развития визуальной культуры экспозиция, проявление ценностного отношения и интереса к предметам со стороны посетителей, - являются источниками ценных ярких впечатлений детей. В исследованиях (А.В. Бакушинский, Н.И. Романов, Ф.И. Шмидт, Д. Никол, Е.Г. Ванслова, Б.А. Столяров) обоснованы образовательные функции учреждений культуры, показаны возможности всестороннего и целостного (познавательного и социального, эстетического) развития дошкольников и школьников в условиях посещения учреждений культуры (музеев, театров, филармонии, выставок, библиотек, региональных социально - ориентированных мероприятий).

Взаимодействие детского сада и музея может осуществляться в нескольких взаимовыгодных направлениях: «диагностическом» (изучение особенностей становления художественной культуры, познавательной сферы современных детей), «исследовательском» (поиск и апробация интересных форм работы с детьми), «проектировочном» (совместная разработка интересных программ, методические пособий), «просветительском» (информирование педагогов и родителей), «образовательном» (за счет создания единой образовательной среды).

Существующие технологии и программы, ориентированные на взаимодействие с социальными партнерами (образовательными учреждениями и учреждениями культуры), имеют разную глубину, механизм и целевую направленность такого сотрудничества. Условно можно выделить:

- технологии и программы развития и образования дошкольников в условиях социокультурных учреждений (музея, театра, выставки, галереи, библиотеки, театра, включающей серии экскурсий, занятий, музейных праздников, абонементы, кружки, мастерские, спроектированных на идеях образования и развития, «дополняющих» программное содержание. Педагоги образовательных учреждений могут использовать или рекомендовать родителям предлагаемые музейными сотрудниками формы для решения конкретных целей образования и развития (рекомендации к посещению, знакомство родителей с тематикой данных форм, опора на приобретенный детский опыт в образовательном процессе). Данное взаимодействие сводиться к изучению предлагаемые музейных форм работы;

- технологии «посещения» музея педагогом и детьми, в рамках которых сам воспитатель или учитель, проводит экскурсию или занятие в условиях музея (выставки), решая программные задачи, но используя музейные ресурсы. Такое направление популярно в Германии, Польше и других странах. Данное сотрудничество проявляется в консультировании педагогов музейными сотрудниками, предоставления достоверной и полной информации, повышения квалификации. «Музейные уроки и занятия» носят «точечный» характер;

- технологии и программы, ориентированные на содержательно-целевое взаимодействие учреждений культуры и образовательного учреждения (В.М. Ахунов, О.Б. Архипова, Н.П. Макарова, Д.Б. Скоробогатов, Б.А. Столяров, разработки Т.Н. Панкратовой, Т.В. Чумаловой, М.Ю. Юхневич, Н.Л. Кульчинской, О.Г. Тихоновой, Т.Н. Карачунской, А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой), предполагающие «проектирование» единого образовательного процесса, преемственно осуществляемого в музейном пространстве и образовательном учреждении. Результатом такого сотрудничества является совместно разработанные программы «Музейный всеобуч» (Е.Г. Ванслова), программы музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей! (Б.А. Столяров), «Воспитание культурой» (Н.Б. Кутьина), «Кругозор» (Л.М. Ванюшкина, Л.Ю. Копылов, А.А. Соколова), разработки Российского Этнографического музея (О.А. Ботякова).

Многие музеи, библиотеки, театры, ведут успешную целенаправленную работу с образовательными учреждениями, предлагают широкий спектр форм работы с детской аудиторией, «идут» в образовательные учреждения (консультации, рекламные выезды, конференции, стажировки и курсы для педагогов). Интересным является опыт культуро-ориентированных мероприятий, потенциально «дополняющих» образовательный процесс: принятый в ряде городов. Фестиваль музейных программ, в рамках которого детям предлагается посетить ряд учреждений (музеев, зоопарка, библиотек и др.) в рамках «едино-тематической» линии (цветные маршруты с разными темами «Время и детали», «Фантастические животные» и т.п.), используя «листы активности» - путеводители с интересными заданиями, за прохождения «маршрута» детям выдаются грамоты и символические призы. Одним из не менее важных направлений является проведение совместными усилиями учреждений образования и культуры - творческих конкурсов. Еще одним направлением взаимодействия является разработка арт-терапевтических программ (коррекции девиантного поведения и развития средствами театра, изобразительного искусства, музыки, пластики, художественной деятельности (рисование, музицировали и т.п.).

Мы познакомились с механизмом взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами, более детально рассмотрели специфику сотрудничества детского сада с социокультурным пространством города, узнали новые интересные формы общения дошкольного образовательного учреждения с музеями, театрами, другими учреждениями культуры. В следующем параграфе более подробно остановимся на специфике сотрудничества детского сада и школы.

 

Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой

Проблема формирования готовности детей к школе, актуальная на протяжении многих лет, определяет необходимость определения преемственности в развитии и воспитании детей, объективной оценки детских достижений и проектировании единого и образовательного процесса, обеспечивающего безболезненный переход детей от дошкольной ступени к последующей ступени образования.

В рамках данной проблемы важным является взаимодействие с социальным партнером – школой (Т.И. Бабаева, Н.И. Гуткина, Л.А. Венгер).

Взаимодействие проектируется с учетом федерального государственного стандарта в области начального образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это позволяет детскому саду и школе ориентироваться в нормативах и требованиях, предъявляемых государством к дошкольному и начальному образованию в Российской Федерации, рациональнее и эффективнее проектировать и реализовывать работу по преемственности работы данных типов образовательных учреждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.52 (0.009 с.)