Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как современный ребенок ориентируется в мире?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выводы о представлениях детей по блоку «Я и мир вокруг меня» связаны с тем, что современному ребенку присуще разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к 6-ти годам неплохо разбираться в окружающем его мире, понимать его своеобразие, разнообразие. Дети хотят учиться в школе, понимают, что образование тесно связано с их будущим, знания необходимы для работы. Образование для современного дошкольника имеет прикладной характер, что отражает тривиальные, обыденные взгляды на образование большинства людей в обществе. Дети российских городов показывают хорошую ориентацию в мире материальных ценностей, значимыми для них становятся компьютер, игрушки, телефон и телевизор. В детской субкультуре наблюдается колоссальное разнообразие, сегодня она шире, чем традиционная классификация содержания субкультуры дошкольников, предложенная взрослыми. Существенно обновился «секретный мир» детства, его необходимо тщательнее и подробнее изучать, чтобы его правильно интерпретировать и понимать.
Психологический портрет дошкольного детства. Развитие психических процессов в дошкольном детстве Что такое социальная ситуация развития и зачем нужна ведущая деятельность? Развитие психических процессов в дошкольном детстве обусловлено рядом факторов. Следуя культурно-исторической концепции развития Л.С. Выготского и его научной школы основным из них становится социальная ситуация развития ребенка. Под социальной ситуацией развития следует понимать форму значимых для ребенка отношений с окружающей его социальной действительностью на протяжении разных возрастных периодов жизни. Социальная ситуация развития влечет за собой динамические изменения в психическом развитии ребенка, поскольку определяет формы и пути его развития, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, только изучив которую можно понять, как возникают и развиваются психологические возрастные новообразования ребенка. Внутри социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид детской деятельности.
Подчеркнем еще раз, что ведущая деятельность получает свое развитие в рамках конкретной социальной ситуации развития ребенка. Признаком перехода ребенка к новой ступени развития становится изменение вида ведущей детской деятельности, но вместе с тем новая ведущая деятельность не отменяет предшествующую, а позволяет ей усложняться и углубляться. Таблица 1. Ведущие виды деятельности и развитие психических процессов В дошкольном детстве
Обратим еще раз внимание на то, что в контексте ведущей деятельности происходит активное развитие всех психических функций ребенка, приводящее к их качественным изменениям. И именно эти изменения являются источником противоречий в системе отношений ребенка и взрослых, и способами деятельности, поскольку новые возможности не соответствуют старой форме взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, и, прежде всего, людьми. Это несоответствие называется кризисом развития. Что такое кризис развития и к каким новообразованиям он ведет?
Благодаря кризису развития возможен переход от одного этапа психического развития к другому, от завершения одного возрастного периода к началу следующего. На протяжении дошкольного детства ребенок переживает четыре кризисных периода: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет. Преодоление ребенком кризиса во многом зависит от его жизненной ситуации, от того, как значимые взрослые (родители, воспитатели) учитывают происходящие с ним изменения и в соответствии с ними выстраивают взаимоотношения и взаимодействие. Немаловажную роль в мягком течении кризиса играет воспитание. «Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – процессом воспитания» - писал А. Н. Леонтьев. Взаимодействие социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности через разрешение противоречий кризисного периода приводит к возникновению новых психологических образований, составляющих сущность каждого возрастного периода.
Психологические новообразования подразумевают психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в целом. Психологические новообразования представляют собой обобщенный результат всего психического развития ребенка за определенный период и становятся исходной точкой для развития психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Л.С. Выготский). Подведем промежуточные итоги. Итак, развитие психических процессов в дошкольном детстве определяется: социальной ситуацией развития ребенка; ведущим видом деятельности; противоречиями кризисов развития; психологическими и личностными новообразованиями. Развитие психических процессов в дошкольном детстве определяется рядом показателей, а именно: - развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление); - формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и др.); - овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности. Как учитываются психические особенности ребенка при проектировании педагогического процесса? Особенности развития психических процессов ребенка в дошкольном детстве характеризуются рядом принципов (В.П. Зинченко), которые необходимо учитывать при проектировании технологий воспитания, обучения и развития дошкольников, при организации исследования проблем современного детства. К ним относятся такие принципы, как: 1. Творческий характер развития, проявляющийся в порождении ребенком знаков, символов, когда он уже с младенчества выступает субъектом культуры; 2. Ведущая роль социокультурного контекста развития, по-разному проявляющаяся в разных периодах детства и влияющая на овладение ребенком простейшими орудиями и предметами, мимику и жесты, картину мира, характер деятельности и поведения; 3. Особая значимость сенситивных периодов развития (разных для разных возрастов), то есть периодов, наиболее чувствительных к осознанию, усвоению и реализации норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности (языка, способов общения, способов продуктивной деятельности и др.); 4. Совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка, передача детям взрослыми достижений исторического развития человека; 5. Наличие ведущей деятельности в каждом возрастном периоде и законы ее смены как основа преемственности периодов психического развития ребенка; 6. Определение зоны ближайшего развития растущего человека. «Зона ближайшего развития ребенка – это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощь задач, решаемых самостоятельно и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами» (Л.С. Выготский); 7. Амплификация (обогащение, расширение, углубление) детского развития как условие свободного поиска и нахождения ребенком себя в материале, той или иной форме деятельности и общения; 8. Непреходящая ценность для становления полноценной личности всех этапов детского развития, которая не позволяет форсировать процесс перехода ребенка от одной ступени развития к последующей (например, от образа к слову, от игры к учению, от приедметного действия к умственному и т.д.). Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия для перехода к новому, а его достижения останутся на всю жизнь; 9. Принцип единства аффекта и интеллекта или принцип активного деятеля, означающий становление сознания в результате совместной деятельности аффективной и личностной составляющих. Рассмотрение всех психических явлений сквозь призму их возникновения и становления в деятельности; 10. Опосредующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями; 11. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития, означающие переход от внешнего к внутреннему и наоборот, от внутреннего к внешнему; 12. Неравномерность и гетерохронность развития, проявляющиеся в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно, колебательно и неоднородно. Данный принцип позволяет объяснить индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.2 (0.008 с.) |