Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как современный ребенок ориентируется в мире?

Поиск

Выводы о представлениях детей по блоку «Я и мир вокруг меня» связаны с тем, что современному ребенку присуще разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к 6-ти годам неплохо разбираться в окружающем его мире, понимать его своеобразие, разнообразие. Дети хотят учиться в школе, понимают, что образование тесно связано с их будущим, знания необходимы для работы. Образование для современного дошкольника имеет прикладной характер, что отражает тривиальные, обыденные взгляды на образование большинства людей в обществе. Дети российских городов показывают хорошую ориентацию в мире материальных ценностей, значимыми для них становятся компьютер, игрушки, телефон и телевизор. В детской субкультуре наблюдается колоссальное разнообразие, сегодня она шире, чем традиционная классификация содержания субкультуры дошкольников, предложенная взрослыми. Существенно обновился «секретный мир» детства, его необходимо тщательнее и подробнее изучать, чтобы его правильно интерпретировать и понимать.

 

Психологический портрет дошкольного детства.

Развитие психических процессов в дошкольном детстве

Что такое социальная ситуация развития и зачем нужна ведущая деятельность?

Развитие психических процессов в дошкольном детстве обусловлено рядом факторов. Следуя культурно-исторической концепции развития Л.С. Выготского и его научной школы основным из них становится социальная ситуация развития ребенка. Под социальной ситуацией развития следует понимать форму значимых для ребенка отношений с окружающей его социальной действительностью на протяжении разных возрастных периодов жизни. Социальная ситуация развития влечет за собой динамические изменения в психическом развитии ребенка, поскольку определяет формы и пути его развития, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, только изучив которую можно понять, как возникают и развиваются психологические возрастные новообразования ребенка.

Внутри социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид детской деятельности.

 

Ориентируемся в понятии! Ведущая деятельность – это только та деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой у него развиваются психические процессы, подготавливающие его переход к новой высшей ступени развития (таблица 1).

 

Подчеркнем еще раз, что ведущая деятельность получает свое развитие в рамках конкретной социальной ситуации развития ребенка.

Признаком перехода ребенка к новой ступени развития становится изменение вида ведущей детской деятельности, но вместе с тем новая ведущая деятельность не отменяет предшествующую, а позволяет ей усложняться и углубляться.

Таблица 1.

Ведущие виды деятельности и развитие психических процессов

В дошкольном детстве

Возрастной период Естественная социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Психические новообразования
от рождения до года Взрослый ухаживает и общается с ребенком, удовлетворяет и вместе с тем контролирует его потребности. Тесная связь жизни ребенка с деятельностью взрослого, жизнеобеспечивающая зависимость от взрослых. непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми - потребность в общении; - хватание как основа мануальных и предметных действий; - физическая самостоятельность (овладение ходьбой); - овладение речью (звукоподражанием)
от 1 года до 3 лет Взаимодействие со взрослыми и сверстниками обусловлено эмоциональной импульсивностью ребенка, быстрым переходом от одного эмоционального состояния к другому и индивидуализмом. Появление конкретных страхов. Зарождение потребности в признании и уважении. Начинает перестраиваться социальная позиция ребенка по отношению к людям, к авторитету матери и отца. Ребенок ищет свое место в пространстве социальных отношений. Доминирует совместная деятельность со взрослым, при этом возникает интерес к детям, к общению с ними.   предметно-манипулятивная деятельность - опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; - развитие наглядно-действенного мышления; - возникновение новых социальных мотивов – войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые; - образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.
от 3 до 5,5 лет Появление круга элементарных обязанностей. Изменение характера взаимодействия со взрослыми: самостоятельное выполнение просьб и указаний взрослого, переход к самостоятельной деятельности. Интерес к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям. Возникновение взаимоотношений со сверстниками, образование «детского сообщества». Возрастающее осознание образа Я и значения своих поступков. Ориентация на положительное подкрепление и поддержку со стороны взрослых. игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра)   - освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; - развитие наглядно-образного мышления; - развитие способности к замещению и пространственному моделированию; - развитие познавательных интересов; - развитие произвольности в эмоциональной сфере; - появление новых социальных мотивов – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью  
от 5,5 до 7 лет Самосознание и представления о целостной картине мира все больше сближают детей друг с другом, зарождается самобытная детская субкультура. Для ребенка важна не только оценка взрослого, но и признание в группе сверстников, личная успешность и достижения. Ориентация на самопрезентацию Я и высокий результат в предпочитаемых видах деятельности. Углубление и систематизация познавательных интересов. Возникновение интереса к будущему обучению в школе, осознание необходимости учебной деятельности, ценности образования и в связи с этим будущих жизненных перспектив. игровая и продуктивная полидеятельность; переход к учебной деятельности - опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); - стремление к разностороннему общению; - развитие логического и понятийного мышления; - соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; - компетентность; - освоение новой социальной позиции.

Обратим еще раз внимание на то, что в контексте ведущей деятельности происходит активное развитие всех психических функций ребенка, приводящее к их качественным изменениям. И именно эти изменения являются источником противоречий в системе отношений ребенка и взрослых, и способами деятельности, поскольку новые возможности не соответствуют старой форме взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, и, прежде всего, людьми. Это несоответствие называется кризисом развития.

Что такое кризис развития и к каким новообразованиям он ведет?

Ориентируемся в понятии! Кризис развития по определению Л.С. Выготского это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Это переломный пункт в нормальном течении его психического развития. Кризис – это цепочка, прежде всего, внутренних изменений ребенка, влекущих за собой перестройку внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением.

 

Благодаря кризису развития возможен переход от одного этапа психического развития к другому, от завершения одного возрастного периода к началу следующего. На протяжении дошкольного детства ребенок переживает четыре кризисных периода: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет.

Преодоление ребенком кризиса во многом зависит от его жизненной ситуации, от того, как значимые взрослые (родители, воспитатели) учитывают происходящие с ним изменения и в соответствии с ними выстраивают взаимоотношения и взаимодействие. Немаловажную роль в мягком течении кризиса играет воспитание. «Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – процессом воспитания» - писал А. Н. Леонтьев.

Взаимодействие социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности через разрешение противоречий кризисного периода приводит к возникновению новых психологических образований, составляющих сущность каждого возрастного периода.

Ориентируемся в понятии! Под новообразованием понимается широкий спектр психических явлений, от психических процессов до отдельных свойств личности (обратите внимание на последний столбец в таблице 1 данного параграфа).

 

Психологические новообразования подразумевают психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в целом. Психологические новообразования представляют собой обобщенный результат всего психического развития ребенка за определенный период и становятся исходной точкой для развития психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Л.С. Выготский).

Подведем промежуточные итоги.

Итак, развитие психических процессов в дошкольном детстве определяется: социальной ситуацией развития ребенка; ведущим видом деятельности; противоречиями кризисов развития; психологическими и личностными новообразованиями.

Развитие психических процессов в дошкольном детстве определяется рядом показателей, а именно:

- развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

- формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и др.);

- овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

Как учитываются психические особенности ребенка при проектировании педагогического процесса?

Особенности развития психических процессов ребенка в дошкольном детстве характеризуются рядом принципов (В.П. Зинченко), которые необходимо учитывать при проектировании технологий воспитания, обучения и развития дошкольников, при организации исследования проблем современного детства. К ним относятся такие принципы, как:

1. Творческий характер развития, проявляющийся в порождении ребенком знаков, символов, когда он уже с младенчества выступает субъектом культуры;

2. Ведущая роль социокультурного контекста развития, по-разному проявляющаяся в разных периодах детства и влияющая на овладение ребенком простейшими орудиями и предметами, мимику и жесты, картину мира, характер деятельности и поведения;

3. Особая значимость сенситивных периодов развития (разных для разных возрастов), то есть периодов, наиболее чувствительных к осознанию, усвоению и реализации норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности (языка, способов общения, способов продуктивной деятельности и др.);

4. Совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка, передача детям взрослыми достижений исторического развития человека;

5. Наличие ведущей деятельности в каждом возрастном периоде и законы ее смены как основа преемственности периодов психического развития ребенка;

6. Определение зоны ближайшего развития растущего человека. «Зона ближайшего развития ребенка – это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощь задач, решаемых самостоятельно и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами» (Л.С. Выготский);

7. Амплификация (обогащение, расширение, углубление) детского развития как условие свободного поиска и нахождения ребенком себя в материале, той или иной форме деятельности и общения;

8. Непреходящая ценность для становления полноценной личности всех этапов детского развития, которая не позволяет форсировать процесс перехода ребенка от одной ступени развития к последующей (например, от образа к слову, от игры к учению, от приедметного действия к умственному и т.д.). Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия для перехода к новому, а его достижения останутся на всю жизнь;

9. Принцип единства аффекта и интеллекта или принцип активного деятеля, означающий становление сознания в результате совместной деятельности аффективной и личностной составляющих. Рассмотрение всех психических явлений сквозь призму их возникновения и становления в деятельности;

10. Опосредующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями;

11. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития, означающие переход от внешнего к внутреннему и наоборот, от внутреннего к внешнему;

12. Неравномерность и гетерохронность развития, проявляющиеся в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно, колебательно и неоднородно. Данный принцип позволяет объяснить индивидуальный темп развития психических процессов у ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.2 (0.008 с.)