Какова структура сюжетно-ролевой игры?
Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено расщепление действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль, принимаемую ребенком на себя и связанные с ней действия.
Что такое игровой сюжет? Этопредмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова). В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны игровые роли. Наиболее распространенные сюжеты детских игр – профессиональные («в доктора», «в космонавтов»), приключенческие (путешествия, войны), сказочные и фантастические.
Что представляет собой игровая роль? Это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Основа роли – отношение ребенка к принимаемому образу, отождествление себя с ним. В дошкольном детстве ребенок овладевает целой гаммой отношений с людьми, которая и находит отражение в игровой деятельности. Ребенок выступает в игре как родитель, который заботится о детях, вступает через роль в отношения партнерства, уважения, лидерства, подчинения, равенства. Роль выражается в речи, действиях, выполняемых ребенком, в мимике и пантомимике. Интерес ребенка к той ли иной роли связан с ее местом в сюжете (главная или второстепенная роль), привлекательностью образа для ребенка.
В играх дети принимают роли конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги, или обобщенные роли-профессии (учитель, врач), сказочных и фантастических персонажей (Царевна, Волшебник, Бэтман).
Что такое игровые действия? Это действия игрового замещения. Замещение основано на расщеплении выполняемого действия и смысла, который в него вкладывается (кормление куклы игрушечной ложкой, использование вместо ложки палочки, жест, имитирующий кормление без использования предмета — во всех примерах смысл один, а действия разные).
Какими игровыми действиями пользуется ребенок? Ребенок использует предметные игровые действия (с использованием сюжетной игрушки вместо реального предмета); действия с предметами-заместителями (например, палочка вместо ложки, градусника). Постепенно ребенок переходит к действиям без опоры на предмет — изобразительным действиям, которые сопровождаются словами («Мы как будто уже вымыли руки»). Существуют особые игровые действия по обозначению игрового пространства. Сначала это обозначение при помощи предметов-маркеров игрового пространства – корабль нужно выложить из кирпичиков на полу, а затем с использованием речи без предметов-маркеров («здесь корабль, а там – море»).
Игровые действия сопровождаются речью, обозначающей роли, события. Благодаря речи игра становится совместной деятельностью дошкольников. Чем обобщеннее и короче игровые действия, тем глубже проникает ребенок в смысл человеческих отношений.
Что определяет содержание детских игр? Многочисленные исследования (Д.Б.Эльконин, П.Г.Саморукова, Т.И.Бабаева, Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, О.В.Солнцева и др.)свидетельствуют о том, что источником содержания детских игр являются ситуации, где:
· ребёнок активно действует вместе со взрослыми (сам ест, одевается, участвует в праздниках, в выборе продуктов в магазине);
· ребёнок выступает как объект действия взрослого (его лечит врач, стрижёт парикмахер);
· ребенок наблюдают деятельность взрослых, либо узнает о ней опосредованным путём (из фильмов, книг, рассказов и пр.).
При этом ведущий источник игры – тот, который вовлекает ребенка в активное сопереживание, вызывает яркое эмоциональное отношение, обеспечивает освоение дифференцированных представлений.
|