Как организовать сюжетно-ролевые игры детей в педагогическом процессе детского сада? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как организовать сюжетно-ролевые игры детей в педагогическом процессе детского сада?



В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к организации сюжетно-ролевых игр детей. На основе обобщения опыта руководства детскими играми (А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, Р.И.Жуковская, В.П.Залогина и др.) П. Г. Саморуковой (1973)были выделены основные направления педагогического руководства игрой, основанные на сочетании косвенных и непосредственных (прямых) методов:

· руководство содержанием творческой игры (так как именно содержание оказывает наибольшее воспитательное воздействие);

· руководство коллективной деятельностью детей в игре;

· сохранение непосредственности игры, детской самостоятельности и инициативы.

П. Г. Саморукова доказала, что косвенное руководство игрой должно обеспечить развитие положительного, эмоционально-окрашенного отношения детей к жизненным явлениям, которые могут быть отражены в игре, развитие детских игровых интересов. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др.

Непосредственное (прямое) руководство играми также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета игры, развитие взаимоотношений между детьми. Основные приемы, которые предлагается использовать: называние воспитателем ребенку его роли (в младшем возрасте), уточнение содержания роли, введение в игру новой роли, вопросы, совет, участие в сговоре на игру (в средней группе), участие в предварительном планировании игры (в старшей группе).

При подборе игрушек необходимо учитывать, что у старших дошкольников более высокие требования к конкретизации игрушки, нужно учитывать желание старших дошкольников самим изготавливать игрушки. Поэтому должна быть обеспечена взаимосвязь между продуктивными видами деятельности детей игрой.

В работах С.Л.Новоселовой, Е.В.Зворыгиной (1989) был раскрыт комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой, включающий несколько компонентов:

1. Планомерное обогащение опыта детей, направленное на усвоение назначения предметов, смысла действий людей, сущности их взаимоотношений (во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций и пр.). Все это служит источником обогащения замысла игры, её содержания.

2. Перевод реального опыта в условный, игровой план, усвоение способов воспроизведения действительности в игре. Для этого используются обучающие игры (дидактические, театральные и др.), которые должны вводить детей в условную ситуацию. Обучающие игры направлены освоение новых способов и средств игры, обогащение сюжета.

3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, нацеливающих ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач. Предметно-игровая среда меняется в зависимости от практического и игрового опыта детей.

4. Активизирующее общение воспитателя с детьми во время игрового процесса. Общение может быть направлено на формирование у детей разных способов решения игровых задач. Для этого воспитатель использует проблемно-игровые ситуации, направленные на поиск новых вариантов решения игровых задач. В общении с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель использует деловую форму общения, направленную достижение совместных целей.

Все компоненты комплексного метода руководства игрой одинаково важны при работе с детьми разного возраста.

На рубеже 80-90-х годов в работах Н.Я.Михайленко, Н.А.Кототковой был зафиксирован распад разновозрастных детских игровых сообществ, обусловленный изменением социокультурной ситуации развития ребенка. Это послужило причиной разрушения естественного пути обучения игре старшими детьми младших. Были определены основные принципы организации игры в педагогическом процессе детского сада:

· Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними с позиции «играющего партнёра». Это безоценочное взаимодействие, предполагающее интерес ребёнка к взрослому как партнёру по игре. Играя с детьми, воспитатель ставит их перед необходимостью использовать новый, более сложный способ игры. Так, освоить действие с предметом-заместителем ребёнок может, если в совместной игре он видит такое действие партнёра-взрослого, а затем сталкивается перед необходимостью использовать заместитель в самостоятельной игре.

· Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

· Играя с детьми, воспитатель ориентирует ребёнка на освоение игрового действия и пояснение его смысла партнёру-взрослому и ребёнку. На этапе условно-предметных игровых действий воспитатель должен развёртывать одно-темный одно-персонажный сюжет; на этапе формирования ролевого поведения – много-персонажный сюжет с системой взаимосвязанных ролей, который развёртывается через введение новых персонажей; на этапе сюжетосложения – развёртывание многотемных сюжетов с комбинированием разных тем. Сюжеты разворачиваются в живом процессе игры.

· На каждом возрастном этапе процесс развития игры должен включать совместную игру воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельных игр детей.

· Игровое взаимодействие воспитателя с детьми носит характер свободной импровизации, в которой педагог гибко реагирует на предложения детей (недопустимость конспекта игры).

· Совместная игра воспитателя с детьми предполагает “свободный вход и выход” участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.006 с.)