Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие условия и средства обуславливают успешность процесса воспитания детей дошкольного возраста?

Поиск

Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий:

· личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

· предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

· создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, при ведущей роли игры. Она органично вплетается в ткань всей жизни ребенка, в его жизненное пространство.

Воспитательное значение игры состоит как в том, что дошкольники отражают в ней различные стороны социальной жизни. Так и в том, что игровом коллективе у дошкольников возникает потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них развиваются субъектные свойства, формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Все это самым непосредственным образом влияет на социально-личностное развитие дошкольника.

В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая свободный выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению общих задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). В ситуации совместной деятельности ребенок получает ценный личный опыт установления разнообразных связей со сверстниками и взрослыми, проявляет нравственные качества.

Осуществляя руководство деятельностью детей, педагог отдает себе отчет в том, что воспитательная природа деятельности реализуется во всей системе ее компонентов. Поэтому цель, содержание, формы организации деятельности, оценка результатов деятельности связывается педагогом с развитием у детей моральных мотивов, самостоятельности, ценностей сотрудничества, переживания радости успеха и творчества. Даже самым маленьким детям воспитатель всегда помогает испытать радость от еще неуверенных, но уже самостоятельных практических и игровых действий, пробудить стремление к участию в деятельности или общении.

Субъектная позиция - личностное образование, обеспечивающее ребенку применение освоенного социального опыта. Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации детской деятельности, умение оперировать освоенными способами ее осуществления, самостоятельно контролируя и оценивая результаты, дают возможность ребенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Особую роль в воспитании дошкольников играет общение. Эмоциональное, деловое, познавательное и личностное общение ребенка с воспитателем и сверстниками дает ребенку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми.

Успех воспитательного влияния зависит от умения педагога пробудить коммуникативную активность детей в общении, от развитой педагогической рефлексии воспитателя, способности строить отношение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности. Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя.

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста, отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий; ориентировать педагогическую оценку на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом:

– он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и заинтересованность к воспитателю;

– охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем;

– проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем;

– охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания, готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем.

Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач, осуществляется правильно.

 

Задачи и содержание процесса воспитания детей дошкольного возраста.

 

Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает растущему человеку ощущение психологического комфорта и физического здоровья.

На что направлено содержание воспитания детей дошкольного возраста?

Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.

Содержание воспитания связано с приоритетными направлениями современного дошкольного образования: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие детей. Соответственно определяются основные составляющие воспитательного процесса.

Физическое воспитание направлено на достижение целей гармоничного физического развитие дошкольника через решение следующих задач:

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности;

- развитие ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.

Взрослые способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни: бережного отношения к своему организму, овладению необходимыми гигиеническими навыками, приучают к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня. Это становится важной частью личной культуры дошкольника.

В детском саду создаются возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях: закаливающих процедурах, утренней гимнастике. Воспитывается стремление к разнообразной двигательной деятельности, потребность участвовать в подвижных играх, спортивных упражнениях, физкультурных праздниках. В процессе физического воспитания у дошкольников формируется уверенность в себе, появляется чувство удовлетворения от развивающейся ловкости, смелости, быстроты движений. Это способствует развитию самосознания, образ «физического Я» становится у дошкольников более полным и осознанным. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры дошкольника

Умственное воспитание дошкольников направлено на их познавательно-речевое развитие, формирование способности к широкому познанию мира. Задачи умственного воспитания:

– развитие познавательной деятельности дошкольников, форм мышления, способов и приемов умственной деятельности;

– развитие познавательной активности и познавательных интересов;

– расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире (социальном, природном, рукотворном), о себе, о других людях, формирование целостной картины мира;

– совершенствование и обогащение всех сторон речи ребенка как средства общения и познания, формирование речевой и языковой культуры.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется средствами познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, разнообразного экспериментирования, познавательного общения, наблюдений, решения проблемных ситуаций, развивающих игр, организации образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;

Воспитатель постоянно поддерживает и развиваетактивность, любознательность, инициативность, самостоятельность дошкольников в познании, побуждает к поиску ответов на возникающие вопросы и размышлению. В процессе поисковой деятельности дошкольники совместно со взрослым или самостоятельно обнаруживают новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают сенсорный и практический опыт познания. На разном образовательном содержании (природный и предметный мир, литература, искусство, элементарные математические представления, игра и пр.) дети приобретают «вкус» к самостоятельному исследовательскому поиску. В процессе умственного воспитания развиваются ценные личные качества: целеустремленность, настойчивость, пытливость, познавательная активность. Дети переживают радость открытий, появляется уверенность в своих силах и возможностях, основы субъектной позиции ребенка в познании разных сторон действительности.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на приобщение детей к прекрасному в мире: к изобразительному искусству, музыке, поэзии, природе. Оно решает широкий круг задач:

– развитие интереса к эстетической стороне действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, рукотворного мира, искусства, музыки.

– ознакомление детей с разными видами и жанрами искусства, знакомство с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства, и, в том числе народного творчества (народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству).

– развитие у детей потребности в творческом самовыражении, самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Для художественно-эстетического воспитания дошкольников необходим комплекс педагогических условий:

· — обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;накопление сенсорного опыта, обогащение

· организация художественной деятельности, адекватной детскому возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

· предоставление ребенку возможности свободного выбора по интересам вида художественной деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения замысла;

· поддержка детской непосредственности, воображения, фантазии, поощрение творческих проявлений и активности дошкольников.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Побуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. Организация детских праздников, музыкальных вечеров, театрализованной деятельности, детских концертов наполняют жизнь детей яркими впечатлениями и чувствами,приобщает детей к музыкальной и художественной культуре, к истокам народного творчества.

Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности).

Развитию эмоциональной отзывчивости, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству. Тем самым закладываются предпосылки для развития у дошкольников художественных способностей и художественного вкуса.

В процессе эстетического воспитания у детей развивается единство эстетических эмоций и нравственных чувств, что способствует социально-личностному развитию дошкольников. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.188.211 (0.01 с.)