Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие условия и средства обуславливают успешность процесса воспитания детей дошкольного возраста?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий: · личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; · предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; · создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, при ведущей роли игры. Она органично вплетается в ткань всей жизни ребенка, в его жизненное пространство. Воспитательное значение игры состоит как в том, что дошкольники отражают в ней различные стороны социальной жизни. Так и в том, что игровом коллективе у дошкольников возникает потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них развиваются субъектные свойства, формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Все это самым непосредственным образом влияет на социально-личностное развитие дошкольника. В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая свободный выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению общих задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). В ситуации совместной деятельности ребенок получает ценный личный опыт установления разнообразных связей со сверстниками и взрослыми, проявляет нравственные качества. Осуществляя руководство деятельностью детей, педагог отдает себе отчет в том, что воспитательная природа деятельности реализуется во всей системе ее компонентов. Поэтому цель, содержание, формы организации деятельности, оценка результатов деятельности связывается педагогом с развитием у детей моральных мотивов, самостоятельности, ценностей сотрудничества, переживания радости успеха и творчества. Даже самым маленьким детям воспитатель всегда помогает испытать радость от еще неуверенных, но уже самостоятельных практических и игровых действий, пробудить стремление к участию в деятельности или общении. Субъектная позиция - личностное образование, обеспечивающее ребенку применение освоенного социального опыта. Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации детской деятельности, умение оперировать освоенными способами ее осуществления, самостоятельно контролируя и оценивая результаты, дают возможность ребенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Особую роль в воспитании дошкольников играет общение. Эмоциональное, деловое, познавательное и личностное общение ребенка с воспитателем и сверстниками дает ребенку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми. Успех воспитательного влияния зависит от умения педагога пробудить коммуникативную активность детей в общении, от развитой педагогической рефлексии воспитателя, способности строить отношение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности. Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста, отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий; ориентировать педагогическую оценку на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом: – он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и заинтересованность к воспитателю; – охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем; – проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем; – охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания, готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем. Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач, осуществляется правильно.
Задачи и содержание процесса воспитания детей дошкольного возраста.
Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает растущему человеку ощущение психологического комфорта и физического здоровья. На что направлено содержание воспитания детей дошкольного возраста? Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения. Содержание воспитания связано с приоритетными направлениями современного дошкольного образования: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие детей. Соответственно определяются основные составляющие воспитательного процесса. Физическое воспитание направлено на достижение целей гармоничного физического развитие дошкольника через решение следующих задач: - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности; - развитие ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культурой. Взрослые способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни: бережного отношения к своему организму, овладению необходимыми гигиеническими навыками, приучают к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня. Это становится важной частью личной культуры дошкольника. В детском саду создаются возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях: закаливающих процедурах, утренней гимнастике. Воспитывается стремление к разнообразной двигательной деятельности, потребность участвовать в подвижных играх, спортивных упражнениях, физкультурных праздниках. В процессе физического воспитания у дошкольников формируется уверенность в себе, появляется чувство удовлетворения от развивающейся ловкости, смелости, быстроты движений. Это способствует развитию самосознания, образ «физического Я» становится у дошкольников более полным и осознанным. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры дошкольника Умственное воспитание дошкольников направлено на их познавательно-речевое развитие, формирование способности к широкому познанию мира. Задачи умственного воспитания: – развитие познавательной деятельности дошкольников, форм мышления, способов и приемов умственной деятельности; – развитие познавательной активности и познавательных интересов; – расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире (социальном, природном, рукотворном), о себе, о других людях, формирование целостной картины мира; – совершенствование и обогащение всех сторон речи ребенка как средства общения и познания, формирование речевой и языковой культуры. Умственное воспитание дошкольников осуществляется средствами познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, разнообразного экспериментирования, познавательного общения, наблюдений, решения проблемных ситуаций, развивающих игр, организации образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей; Воспитатель постоянно поддерживает и развиваетактивность, любознательность, инициативность, самостоятельность дошкольников в познании, побуждает к поиску ответов на возникающие вопросы и размышлению. В процессе поисковой деятельности дошкольники совместно со взрослым или самостоятельно обнаруживают новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают сенсорный и практический опыт познания. На разном образовательном содержании (природный и предметный мир, литература, искусство, элементарные математические представления, игра и пр.) дети приобретают «вкус» к самостоятельному исследовательскому поиску. В процессе умственного воспитания развиваются ценные личные качества: целеустремленность, настойчивость, пытливость, познавательная активность. Дети переживают радость открытий, появляется уверенность в своих силах и возможностях, основы субъектной позиции ребенка в познании разных сторон действительности. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на приобщение детей к прекрасному в мире: к изобразительному искусству, музыке, поэзии, природе. Оно решает широкий круг задач: – развитие интереса к эстетической стороне действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, рукотворного мира, искусства, музыки. – ознакомление детей с разными видами и жанрами искусства, знакомство с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства, и, в том числе народного творчества (народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству). – развитие у детей потребности в творческом самовыражении, самостоятельности в воплощении художественного замысла. Для художественно-эстетического воспитания дошкольников необходим комплекс педагогических условий: · — обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;накопление сенсорного опыта, обогащение · организация художественной деятельности, адекватной детскому возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры; · предоставление ребенку возможности свободного выбора по интересам вида художественной деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения замысла; · поддержка детской непосредственности, воображения, фантазии, поощрение творческих проявлений и активности дошкольников. Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Побуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. Организация детских праздников, музыкальных вечеров, театрализованной деятельности, детских концертов наполняют жизнь детей яркими впечатлениями и чувствами,приобщает детей к музыкальной и художественной культуре, к истокам народного творчества. Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности). Развитию эмоциональной отзывчивости, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству. Тем самым закладываются предпосылки для развития у дошкольников художественных способностей и художественного вкуса. В процессе эстетического воспитания у детей развивается единство эстетических эмоций и нравственных чувств, что способствует социально-личностному развитию дошкольников. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.188.211 (0.01 с.) |