В чем особенности институционального этапа развития дошкольной педагогики? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем особенности институционального этапа развития дошкольной педагогики?



Появление первых дошкольных учреждений было обусловлено необходимостью включения женщины в производство.На протяжении XVIII века в Европе открываются учреждения по уходу и присмотру за маленькими детьми. Возникают вопросы: как воспитывать детей, чему можно научить, как подготовить к школе? Постепенно из учреждений ухода и присмотра за детьми они превращаются в место, где осуществляется первоначальное развитие ребенка – появляется необходимость научного педагогического знания о развитии ребенка в условиях педагогического процесса дошкольного учреждения.

Важным событием для развития дошкольной педагогики стало открытие в Германии в 1837 году«Учреждения для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков» Фридриха Фребеля (1782-1852), в 1840 году он дал учреждению название «детский сад». Учреждение просуществовало 7 лет и было закрыто из-за недостатка средств. Ф.Фребелем впервые был разработан целостный, научно-обоснованный и методически оснащенный педагогический процесс детского сада. В педагогическом процессе была реализована теория И.-Г.Песталоцци о развивающем обучении, реализован его принцип наглядности. Ф.Фребель считал, что ребенку от природы даны разнообразные силы способности. Все способности ребенка развиваются в процессе его активной деятельности, следовательно, педагогический процесс должен быть основан на действии, работе и мышлении.

Ф.Фребель ставил цель воспитывать детей, давая им нужную деятельность, развивать тело, внешние чувства, знакомить с людьми и природой, в игре, веселье и невинности готовить их к школе, как растение в саду. Содержание образования ребенка должно отражать многообразие человеческих сил и способностей - быть всесторонним. Особенности организации воспитательного процесса основаны на идее о том, что способности человека раскрываются в активной деятельности (игра, учеба и труд). Ядром воспитательного процесса являются организованные и свободные игры детей. Обучение разным видам деятельности организуется на специальных занятиях при ведущей роли педагога.

В детском саду Ф.Фребеля впервые была создана целостная система дошкольного образования, методически разработанная, оснащённая пособиями. Впоследствии система критиковалась в связи с религиозно-мистическим пониманием природы ребенка, некоторой искусственностьь «даров Фребеля» и ограничением детской свободы. Тем не менее, именно идеи Ф.Фребеля стали основополагающими для развития дошкольной педагогики в последующие десятилетия.

Дальнейшее развитие дошкольной педагогики связано с появлением разнообразных институциональных форм дошкольного образования и появлением различных педагогических концепций. В противоположность «немецкому методу» Полина Кергомар (1838—1925) разработала «французский метод», создав учреждение «материнская школа». Авторитарному воспитанию она противопоставляла воспитание, основанное на понимании, которое не заглушало бы в детях естественной потребности к самостоятельности. В более старшем возрасте следует, считала П. Кергомар, пояснять детям, почему можно или нужно делать так, а не иначе. “Под влиянием убийственной дисциплины,— писала она,— ребенок растет без индивидуальности”. Воспитатель должен удовлетворять разумные потребности детей, проявлять уважение к личности ребенка. Лучшей формой ознакомления детей с окружающим она считала «предметные уроки». Это самые важные уроки, говорила она, так как с ними “связало знакомство с родным языком и развитие всех чувств”. Эти уроки должны удовлетворять потребность ребенка самому потрогать, ощупать, попробовать, понюхать; эти уроки, с точки зрения П. Кергомар, должны сменяться и переплетаться между собой. Методика предметного урока требует такого построения, которое вызывало бы у ребенка потребность узнать то, что хочет сообщить ему воспитатель.

В конце XIX – начале XX века под воздействием социальных условий, научных достижений в разных областях знаний, прежде всего, в естествознании произошёл отказ от концепций жёсткого управления воспитанием ребёнка, на первый план вышло биологизаторское положение о спонтанном развитии способностей ребёнка. Роль педагога заключалась к создании комплекса упражнений и подготовке материальной среды для саморазвития и самовоспитания ребёнка. Особенно ярко эти идеи проявились в педагогических системах Марии Монтессори (1870—1952) и Овида Декроли (1871—1932). В концепции Джона Дьюи (1859—1952) на первое место вышло развитие практических умений и навыков детей. В воспитании дошкольников впервые был использован «метод проектов», основанный на самостоятельном познании детьми окружающего мира путём решения проблемных ситуаций, освоения игровых и трудовых навыков, коллективного взаимодействия.

На зарубежную дошкольную педагогику ХХ в. значительное влияние оказали различные течения в психологии (бихевиоризм, психосоциальная теория Л.Кольберга, Э.Эриксона, гуманистическая психология (К.Роджерс, А.Маслоу). Полемика была сосредоточена вокруг проблем: допустимость формального обучения дошкольников, воспитательное значение и ценность игры, соотношение когнитивных, эмоциональных и социальных целей в развитии ребёнка. Современная зарубежная дошкольная педагогика вариативно развивается в русле развивающего, проектного и конструктивистского подходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.250 (0.007 с.)