В чем преимущества компетентностного подхода к анализу профессиональной педагогической деятельности? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем преимущества компетентностного подхода к анализу профессиональной педагогической деятельности?



По целому ряду причин, в основном связанным с модернизационными процессами российского образования, особый интерес сегодня вызывает компетентностный подход к анализу педагогической деятельности, рассматривающий ее в контексте решения профессионально-педагогических задач (О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына). Остановимся на нем подробнее.

Жизненный путь личности связан с ее постоянным развитием, движением, изменением. Развитие и изменение личности, сопровождается появлением различных психологических новообразований, приводит к постановке новых задач, открывает возможности для новых жизненных выборов и профессиональных стартов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Н. Келасьев, И.С. Кон, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).

Особенности развития общества на современном этапе коснулись, прежде всего, изменений в профессиональной деятельности педагога. Это обусловлено тем, что именно от специалиста в данной области зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.

Ориентируемся в понятии! В современных психолого-педагогических исследованиях профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых следующих одна за другой профессиональных задач (И.С. Батракова, Ю.Н. Кулюткин, В.Я. Ляудис, Н.Ф. Радионова, Ю.П. Сокольников, Г.С. Сухобская, Л.Ф. Спирин, А.П. Тряпицына).

 

В соответствии с этим, в качестве основной единицы, лежащей в основе процессуальной стороны педагогической деятельности можно рассматривать педагогическую задачу (И.Ю. Алексашина, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин и др.).

Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала, развития индивидуальности в определенных условиях (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Е.И.Казакова, С.В. Кульневич, А.П. Тряпицына и др.). Такая характеристика педагогических задач требует соответствующего подхода к их решению, который во многом зависит от самого педагога, его личностного потенциала, раскрывающегося в процессе взаимодействия с учащимися и определяющего успешность их саморазвития.

Таким образом, в современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач, от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе взаимодействия.

Ориентируемся в понятии! Таким образом, наличие выделенных предпосылок позволило определить, что под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.).

 

Профессиональная компетентность педагога сочетает ключевую, базовую и специальную компетентности.

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования:

- информации;

- коммуникации, в том числе на иностранном языке;

- социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Для профессиональной педагогической деятельности базовыми становятся компетентности необходимые для "построения" профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

Очевидно, что все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются, в определенном смысле, одновременно, «параллельно», что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста, и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики педагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.24 (0.006 с.)