На каких принципах основан педагогический процесс вальдорфского детского сада?
Принцип ритмичности и повторяемости основан на чередовании привычных детям ситуаций, которые пронизывают день, неделю и год. В течение дня чередуются свободная и организованная виды деятельности детей. Повторяемость в течение недели связана с преобладающим видом деятельности. Например, в понедельник дети рисуют акварельными красками или лепят из воска; во вторник делают кукол, вяжут или ткут; в среду предлагается особый, синтетический вид искусства – эвритмия. В четверг воспитатель привлекает внимание к музыкальным инструментам (металлофону, колокольчикам, детской арфе и др.); в пятницу дети занимаются уборкой помещения или физической культурой.
Повторяемость в течение года проявляется в праздниках, связанных с сезонными явлениями и христианским календарем: День святого Михаила, Праздник Фонариков, Рождество, Пасха, Троица и др. Подготовка к празднику начинается за три недели и включает выучивание новых сказок, стихов, песен, хороводов и игр. Дети готовят внешние атрибуты праздника – мастерят, украшают, стряпают. В процессе подготовки дети вникают в смысл предстоящего праздника, переживают различные образы и явления мира.
Принцип ритуальности хорошо прослеживается на примере сказки. Воспитатель спокойно, без драматизации рассказывает детям народную сказку, повторяя её день за днем в течение недели. На следующей неделе её обыгрывают при помощи природных материалов, а на третьей неделе осуществляется игра в сказку – её постановка.
Принцип свободной творческой игры проявляется в том, что игра развивает детскую фантазию, поэтому в игре не должно быть никакого принуждения со стороны взрослых. В игре отражаются впечатления обыденной жизни и художественные образы.
Педагогический процесс вальдорфского детского сада основан так же на принципах активной деятельности воспитателя как образца для подражания; художественно-образном характере детской деятельности; событийности, имеющей нравственную направленность.
В чем особенности предметно-развивающей среды вальдорфского детского сада?
Особое внимание в вальдорфском детском саду уделяется предметной пространственной среде. Критерии прекрасного в архитектуре детского сада основываются на природных формах, стремлении избегать прямых и острых углов. Украшения интерьера, игрушки и оборудование изготавливаются только из природных материалов: дерева, минералов, плодов, ракушек. Дети играют простыми куклами из шерсти. Простая игрушка дает ребенку возможность образовывать, преобразовывать и заканчивать незаконченное в фантазии. Природные украшения в группе меняются по мере приближения осени или весны, соответствуют сезону.
В целом событийно-ритмическая и художественно-эстетическая среда жизни детей в вальдорфском детском саду благотворно влияет на их развитие. Не случайно в вальдорфский детский сад часто приводят детей, имеющих проблемы в общении, в эмоционально-волевой сфере.
Педагогика Марии Монтессори
Мария Монтессори (1870-1952) была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 06 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты ею и последователями метода. М.Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась на занятия с нормальными детьми. В 1909 году М.Монтессори провела первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей, и издала свою первую книгу «Метод научной педагогики». С 1910 по 1952 г. - регулярно проводила международные учебные курсы для педагогов в разных странах. С 1929 г. активно действует, имеющая филиалы в Германии, Швеции, Дании и других странах, «Международная Монтессори-ассоциация» (AMI - Association Montessori Internationale). На сегодняшний день существует более 5 тысяч детских садов придерживающихся метода М.Монтессори, которые открыты в разных странах Европы, Азии, США и России.
|