Каковы аспекты готовности к школе? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы аспекты готовности к школе?



Готовность к школе – многогранное, многокомпонентное понятие. Выделяются три взаимосвязанных аспекта рассмотрения данного феномена: физиологический, психологический, социально-личностный.

Физиологический аспект готовности раскрывает готовность к школе с позиции созревания организма и физического развития будущего школьника. «Школьная зрелость»показываетуровень морфо - функционального развития ребенка, характеризующий его реальные возможности начать систематическое обучение в школе и справиться с учебной нагрузкой без ущерба для здоровья. Для выявления школьной зрелости используется многофакторный анализ, предполагающий оценку биологической зрелости организма, состояния здоровья, оценку функциональной готовности и, прежде всего, ряда физиологических функций. Формирование школьной зрелости идет неравномерно. Это следует учитывать при определении сроков начала обучения в школе. Задержка в формировании школьной зрелости, проблемы со здоровьем ребенка служат весомым основанием для начала обучения не ранее семи лет.

Психологический аспект рассмотрения готовности к школе связан с понятием психологическая готовность, которая характеризует особенности психического развития ребенка на пороге школьного обучения (мотивационного, волевого, познавательного, коммуникативного и пр.) с позиции благоприятной адаптации к новым условиям школьного обучения и успешности решения задач учебной деятельности, общения и познания в школе.

В содержании психологической готовности особо выделяется интеллектуальная готовность к школе, под которой понимается уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность ребенка в школьном обучении. Интеллектуальная готовность к школе предполагает развитие у детей познавательной активности и познавательных интересов, овладение способами и приемами умственной деятельности, развитие знаково-символической функции сознания, речи, общего кругозора и способности к дифференциации картины мира.

Учебная деятельность школьника связана с высокой произвольностью, это обусловливает необходимость формирования элементарной волевой готовности к школе. Она выражается в способности ребенка к проявлению настойчивости в достижении цели, появлении мотивов «долженствования», в умении подчинять свои действия правилам, осуществлять самоконтроль, что в значительной мере облегчает процесс вхождения в новые условия школьного обучения.

Социальный аспект рассмотрения готовности связан с понятием социально-личностная готовность к школе.

Социально-личностная готовность характеризует уровень личностного развития дошкольника с позиции его стремления к новой социальной роли ученика, социальной уверенности, способности построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами. Социально-личностная готовность к школе предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы, самосознания и самооценки ребенка.

Социально-личностная готовность свидетельствует о достижении ребенком элементарной социальной зрелости, позволяющей ему правильно ориентироваться в мире, вступать в общение и взаимодействие с людьми, осознавать важность и необходимость обучения в школе, проявлять самостоятельность и активность. Объективную основу для благоприятного вхождения в новую систему отношений в школе создают сформированные в дошкольные годы социально-ценностные ориентации, т.е. освоенные ребенком смыслы и построенные на их основе способы поведения, которые субъективно осознаются дошкольником как необходимые и социально одобряемые.

Успешное обучение в школе зависит от мотивационной и коммуникативной готовности ребенка.

Мотивационная готовность к школе выражается в активном стремлении ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу. Будущий школьник испытывает потребность в новом социальном статусе, желание участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые.

Коммуникативная готовность к школе характеризует уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры ребенка на пороге школьного обучения, она проявляется в способности к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, овладении правилами культуры общения, устойчивостью привычек культурного поведения.Коммуникативная готовность предполагает наличие произвольно-контекстного общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного общения со сверстниками.

Специальная готовность к школе являетсядополнением общей готовности и определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения учебных предметов: математики, языка, природоведения.

В современной дошкольной педагогике наряду с рассмотрением отдельных видов готовности, наблюдается стремление к целостному рассмотрению готовности к школе как новообразованию личностного развития старшего дошкольника, вступающего в ситуацию школьного обучения. В этом смысле личностная готовность к школе проявляется как взаимосвязь ряда компонентов (эмоционально-ценностного, содержательно-деятельностного, контрольно-регуляторного). Эмоционально-ценностный компонент характеризует общую направленность личности старшего дошкольника на предстоящее школьное обучение. Его ядро образуется триединством таких мотивов как мотив стремления к новой социальной роли (хочу стать школьником), познавательно-личностный мотив (узнать новое, интересное в школе), социально-нравственный мотив - оправдать ожидания взрослых и стать хорошим учеником.

Содержательно-деятельностный компонент готовности к школе обращен к сфере социального сознания и деятельности старшего дошкольника. Содержательный аспект готовности к школе раскрывает совокупность представлений и ценностных ориентаций, обеспечивающих основу общего кругозора и дифференциации сфер окружающего мира. Деятельностный аспект определяет совокупность практических возможностей старшего дошкольника в осуществлении разных видов детской деятельности. Он раскрывает дошкольника как «деятеля», и характеризуется высоким уровнем инициативности и самостоятельности (репродуктивной, продуктивной и творческой).

Регуляторно-контрольный компонент личностной готовности к школе характеризует будущего школьника с позиции возможностей элементарной саморегуляции и самоорганизации своей активности на основе заданных требований или общепринятых норм, элементарного самоконтроля, оценки своих действий и результатов деятельности.

Объединяющим началом всех компонентов личностной готовности выступает развивающееся самосознание старшего дошкольника, основанное на понимании и эмоциональном переживании ребенком своего взросления, растущей самостоятельности и стремления к новой социально одобряемой жизненной позиции школьника: «Я расту! Я хочу стать школьником!».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.007 с.)