Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте



'

§ 1. Общая характеристика игровой деятельности

Мы уже говорили о том, что в раннем детстве возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотно­шения и трудовую деятельность взрослых людей.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх,— игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипули­рует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функ­ция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замеща­емым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-шместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка — мишкой-мамой, коробок — постелькой для мишутки. Но


 


 



 

 

он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью — спичка. «Так не бывает»,— обычная реакция ребенка.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действо­вать в соответствии с этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей: маму, воспитательницу, шофера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязан­ности.

Обязанности по отношению к окружающим — это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль. При исполнении роли покупателя1, например, ребенок постигает, что он не может уйти, не уплатив за то, что он выбрал. Роль доктора обязывает быть терпеливым, но и требовательным по отношению к больному и т. д. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отноше-нию к лицам, роли которых исполняют другие участники игры. Так, покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары, имеет право на^тЯ чтобы с ним обращались так же, как с остальными покупателями, Доктор имеет право на уважительное и доверительное отношение к своей персоне, имеет право на то, чтобы пациенты выполняли его указания.

Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.

Сюжет и содержание игры. В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизво­дят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и трудовых взаимоотношений взрослых, отражают эпохальные события (кос- мические полеты, арктические экспедиции) и т. д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Поэтому, естественно,] младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у стар­шего дошкольника сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Дети пяти-шести лет играют не только в гости, в дочки-матери, в детский сад, но и в колхоз, в строительство моста, в запуск космического корабля.

Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр. Так, продолжительность игры у детей трех- четырех лет составляет всего 10—15 минут, у четырех-, пятилетних

1 Здесь и далее в названиях игровых ролей, действий и в названиях игр кавыч­ки опускаются.


Рис. 6. Содержание игры заключается в бессюжетном действии с предметами

доходит до 40—50 минут, а у старших дошкольников игры могут длиться несколько часов и даже в течение нескольких дней.

Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у младших, так и у старших дошкольников (дочки-матери, детский сад). Но несмотря на то что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: в преде­лах одного и того же сюжета игра становится более разнообразной у старших дошкольников. Каждому возрасту свойственно воспро­изводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета. Так, одну и ту же игру в челюскинцев можно наблю­дать на совершенно различных ступенях развития. Для малышей и этой игре открывается прежде всего само действие — плавание на ледоколе. Ступенькой выше — на первый план выступают внешние социальные отношения и социальная иерархия («кто главней?») участников полярной эпопеи, правила поведения капитана, машиниста, радиста и т. д. Наконец, в центр ставятся внутренние социальные отношения — моральные, высшие эмоцио­нальные моменты. Дети играют в сходные игры в любом возрасте, но они играют в них по-разному.

Таким образом, указание на сюжет еще не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как

1 17


ШХ ное

основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в эту игру разное содержание. Так, младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизво­дя реальные действия взрослых. Воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами становится основным содержанием игры младших дошкольников. Играя в обед, например, малыши режут хлеб, варят кашу, моют посуду, при этом многократно воспроизводя одни и те же действия. Однако нарезанный хлеб к столу куклам не подается, сваренная каша не раскладывается на тарелки, посуда моется, когда она еще чистая, Здесь содержание игры сводится исключительно к действиям с предметами (рис. 6).

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаа!,е всего не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возника­ет в зависимости от того, какой предмет попадется ему под руки. Так, если у ребенка в руках трубка, то он доктор, если термометр, то сестра. Основные конфликты между детьми возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться действие.! Поэтому очень часто на машине едут одновременно два шофера, больного осматривают несколько врачей, обед готовят несколько матерей. Отсюда частая смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому.

Вместе с тем уже у младших дошкольников в ряде случаен содержанием игры могут выступать отношения между людьми. I

Экспериментатор предлагает Гале быть воспитательницей, а она (экспери­ментатор) и Галочка будут ребятами. Галя, улыбаясь: «Да, я буду Ф. С. (так зовут воспитательницу), а вы будете Галя, хорошо?» — и, не ожидая ответа, Галя дае] распоряжение: «Сядьте за стол. Нет, раньше руки мыть, вот там» — указывает н! стенку. Галочка идет к стене, экспериментатор за ней. Галочка делает движения, как будто умывается. Галя: «Садитесь к столу, вот я уже приготовила — булка и чашка, сейчас чай разолью». Подбирает упавшие сухие листья около горшков с цветами и раскладывает по два-три в три кучки. Галочка и экспериментатор садятся за стол. Галя серьезно посматривает, затем говорит: «Галя, сиди спокойно. Не болтайте за столом». Подкладывает еще пару листочков. Подходит Виля, тоже садится к столу и начинает есть. Галя: «Теперь можете идти спать». Галочка; «.Сперва рот полоскать». Идет к стене, делает движения, как бы полощет рот. Галя указывает на стульчики: «Вот здесь спать». Галочка, Виля и экспериментатор садятся. Галя: «Закройте глазки, руки под голову». Виля ерзает. Галя: «Виля, тихо лежи. Не вертись!» Виля затихает.

Галя: «Это уже поспали. Вставайте. Одевайтесь». Виля, Галочка, за ними экспериментатор как будто надевают ботинки, застегивают халатики. Садятся за стол. Галя: «Чай пить». Ставит перед каждым деревянный цилиндр из строительно" го материала, из другого наливает. «Это чай»,— поясняет она. Идет, приносит несколько половинок шариков и раздает их, говоря: «Булочки, каждому по булочке». Улыбается, встретившись глазами с экспериментатором, и снова серьезно: «Виля, не задерживай, скорее!» Экспериментатора зовут. Она говорит, что за ней мама пришла, и уходит. (По материалам Ф. И. Фрадкиной.)

Младшие дошкольники воссоздают в игре отношения в оче! ограниченном, узком круге сюжетов. Как правило, это р^ связанные с непосредственной практикой самих детей. Поздне


воссоздание отношений людей становится в игре главным моментом. Так, игра у детей среднего дошкольного возраста протекает следующим образом. Действия, производимые ребенком, не повторяются бесконечно, а одно действие сменяется другим. При этом действия совершаются не ради самих действий, а чтобы иыразить определенное отношение к другому человеку в соответ­ствии со взятой ролью. Эти отношения могут разыгрываться и с куклой, получившей определенную роль. Например, если ребенок среднего дошкольного возраста играет в обед, то он режет хлеб и подает его к столу. Предлагая куклам, изображающим детей, кашу, ребенок, взявший на себя роль воспитательницы или няни, следит, чтобы все дети (куклы) съели всю кашу и не разговаривали между собой во время еды. Действия, производи­мые дошкольником среднего возраста, более свернутые, чем у младших дошкольников. В сюжетных играх дошкольников среднего возраста основным содержанием становятся отнощения между людьми:

В большой комнате играют семь детей. Боря — начальник станции. Он к красной фуражке. В руках на палке деревянный кружок. Он отгородил себе стульчиками небольшое пространство, поясняя: «Это станция, где начальник живет».,

Толя, Эдик, Люся и Лена — пассажиры. Они поставили стульчики один за другим и сели на них.

Лёня. Как же мы без машиниста поедем? Я буду машинист.

Пересел вперед и запыхтел, как паровоз.

Галя — буфетчица. Вокруг столика она отгородила стульчиками буфет. На столик поставила коробочку, в которую нарвала бумажки — деньги. Рядом на белой бумаге положила наломанные кусочки печенья. «Вот у меня какой буфет богатый»,— говорит она.

Варя. «Я буду билеты продавать. Ой, как э^то называется?

Экспериментатор. Кассир.

Варя. Да, да, кассир. Мне дайте бумаги. (Получив бумагу, рвет ее на кусочки. Ьолее крупные кладет в сторону.) Это билеты, а это деньги, сдачу давать.

Боря подходит к Лёне: «Когда я тебе этот круг передам, ты сразу езжай». Лёня пыхтит. Пассажиры сидят на местах.

Вдруг Боря, смеясь, говорит: «Пассажиры без билетов сидят, а поезду уже ехать пора».

Пассажиры бегут в кассу, где, выжидая, сидит Варя. Они протягивают Варе бумажки, она дает в обмен билеты. Купив билеты, пассажиры бегут и занимают места. Боря подходит и передает Лёне круг. Лёня пыхтит, и поезд едет.

Галя. Когда же покупать придут?

Боря. Я уже могу идти. Поезд ушел, и я свободен.

Идет в буфет и просит: «Одно печенье». Галя дает ему один кусочек и требует: «А деньги?» Боря бежит к экспериментатору и, получив кусочек бумаги, возвра­щается и покупает печенье. С довольным видом ест его.

Варя ерзает на стуле, посматривает в буфет, но не уходит. Потом снова смотрит к буфет и на экспериментатора и спрашивает: «А мне когда за едой сходить? У меня сейчас нет никого»,— как бы оправдывается она. Леня отзывается: «Ну и чего тебе, иди и все». Варя посматривает по сторонам и быстро бежит в буфет. Торопливо покупает печенье и бежит обратно Галя перекладывает печенье, но себе не берет. Лёня громко пыхтит и кричит: «Остановка!» Он и пассажиры бегут в буфет. Все покупают печенье и снова возвращаются. Боря берет от Лёни круг и затем снова надает ему. Лёня пыхтит — поезд отправляется. Варя уходит в буфет. Экспери­ментатор в это время подходит к кассе и серьезно говорит: «Мне до Малаховки (шлет, а кассир ушел». Варя бежит, не успев получить печенье: «Я тут, я тут, я на


минуточку ушла». Дает экспериментатору билет. Боря стоит у буфета, покупав и ест печенье.

Галя. И я хочу кушать, а мне как — покупать или чего мне?

Боря (со смехом). Покупать у себя и платить себе.

Галя см.еется, но берет сразу две копейки и покупает у себя два кусочка! объясняя экспериментатору, на которого все время смотрит: «Они уже раз покупа^ ли». Так игра продолжается еще некоторое время. Затем дети уходят на прогулку (По материалам Д. Б. Эльконина.)

Развернутая передача отношений между людьми в игре учит ребенка подчиняться определенным правилам. Знакомясь через игру с общественной жизнью взрослых, дети все больше приобща-| ются к пониманию общественных функций людей и правш отношений между ними.

Содержанием ролевой игры у старших дошкольников стано­вится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли, Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполне­нию правил. Исполняя в игре правила общественного поведения дети устремляют внимание на то, что «бывает». Поэтому они спорят о том, что бывает и что не бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больным?» И т. п.

Таким образом, развитие сюжета и содержания ролевой игрь отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.

Реальные взаимоотношения детей в ситуации игры. В игра существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные) Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжет) и роли. Так, если ребенок взял на себя роль Карабаса-Барабаса, тс он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относитьс? к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А. Тол стого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игрг требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общитель-]ность, способность координировать свои действия с действиям» группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать обще-|ние.

Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивиду-|ально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игрь ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и малс обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления опреде-| ленных взаимоотношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другом)


ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, снятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому и момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры — каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».

На следующем этапе (в три-четыре года) ребенок начинает Гюлее интенсивно общаться со своим сверстником. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от гого, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовывать игровой замысел.

В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых»лементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка), взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Со­держание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. Па этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, благожелательно примет эту услугу.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребенок обнаруживает, что эта жизнь постоянно протекает в обществе, во взаимодействии с другими людьми. Мама беседует с папой, подает семье обед, следит за поведением детей за столом. Продавец обслуживает покупателей. Доктор лечит боль-пых, ему помогает сестра и т. д. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей.

В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейше­му обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры стано­вятся интереснее и многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, к усложнению реальных взаимоотношений, к увеличению количества участников игры, к необходимости более четкого согласования их действий.

Реальные взаимоотношения детей могут возникать по поводу игры, когда дети только договариваются между собой, но могут протекать в скрытом виде и в ходе самой игры. Реальные взаимо-


отношения, возникающие по поводу игры, нередко переносятся затем во взаимоотношения, определяемые сюжетом игры. В этом случае сюжетные отношения становятся формой, в которой проявляются реальные взаимоотношения.

Реальные взаимоотношения между детьми могут совпадать с возможной логикой сюжетных отношений. Например, инициатор игры в самолеты и регулировщика, предлагая эту игру, сам становится регулировщиком. В этом случае инициатор игры и в самой игре по праву роли получает возможность руководить другими детьми.

Реальные взаимоотношения между детьми могут не соответ­ствовать логике сюжетных отношений. Например, инициатор игры берет на себя подчиненную роль (он изображает один из самолетов целой эскадрильи) и подчиняется ребенку, выполняющему роль регулировщика.

Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально продолжает руководить игрой.

С развитием умения создавать развернутый сюжетный замы­сел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. При этом каждый ребенок учится вести себя сообразно общей ситуации игры и составу данной группы детей. Уже при вступлении в игру дети обнаруживают индивидуальные особенности. Один требовательно кричит: «Я буду главным! Я!» Часть ребят спокойно примет это желание. Однако может найтись и такой, которого подобное заявление не будет устраивать. В этом случае возникает конфликт. Ребенок, недоволь­ный распределением ролей, может категорически отказаться от участия в игре: «Не буду с вами играть. И все!» Но он может и вытеснить претендента на первое место: «А ну! Идите все сюда! Командовать буду я!»

Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадется. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.04 с.)