Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Тактика взаимодействия следователяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С оперативно-розыскными органами План лекции > 1. Общие вопросы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами. > 2. Основные тактико-методические положения организации взаимодействия. > 3. Виды взаимодействия следователей с органами, осущест Литература 1. Ищенко Е. П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. — М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2003. С. 497-508. 2.Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2005. С. 403-412. 3. Яблоков Н.П. Криминалистика: Учебник для вузов и юридических факультетов. — М: ЛексЭст, 2003. С. 196-203. > 1. Следственная практика однозначно свидетельствует о том, Совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений традиционно именуется их взаимодействием и базируется на ряде норм УПК РФ, а также Закона об ОРД. Взаимодействие необходимо уже на стадии возбуждения уголовного дела, т.е. в ходе доследственной проверки. Не обойтись без него и после приостановления предварительного следствия за неустановлением виновного лица, а если оно скрылось, — и по другим основаниям. В стадии доследственной проверки взаимодействие сориентировано на получение материалов, обосновывающих необходимость возбуждения уголовного дела, на их всестороннюю оценку. Если предварительное следствие приостановлено, взаимодействие связано с установлением или розыском преступника, скрывшегося от следствия и суда. Наиболее актуально взаимодействие тогда, когда после производства запланированных следственных действий преступление остается нераскрытым, а виновное лицо — неизвестным либо когда есть основания предполагать, что преступление раскрыто не полностью: выявлены не все эпизоды криминальной деятельности виновного, установлены не все соучастники. Не обойтись без взаимодействия и в тех случаях, когда не выяснены существенные обстоятельства расследуемого преступления, не проверены обоснованные версии, имеются пробелы в системе дока-зательств, возникают существенные затруднения в производстве наме-ченных следственных действий и др. Оперативно-розыскные меры (ОРМ), осуществляемые соответст-вующими службами органов дознания (МВД, ФСБ, Госнаркоконтроля, Федеральной таможенной службы), имеют непроцессуальный, разведы-вательный, наблюдательно-обследовательский, поисковый характер. Реализуются они специальными (негласными и гласными) методами и средствами. Виды проводимых оперативно-розыскных мероприятий определены ст. 6 Закона об ОРД. Их главная цель — своевременно об-наружить преступление и лиц, его подготавливающих, совершающих или совершивших, орудия преступления, похищенное имущество, вы-явить фактические данные, помогающие следователю сориентироваться в сути произошедшего и его криминалистически значимых деталях, в обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, а также розыскать виновных лиц, скрывшихся от следствия и суда. Порядок производства оперативно-розыскных мероприятий регла-ментирован ведомственными нормативными актами МВД, ФСБ, ФТС и др., разработанными на основе Закона об ОРД. Проведение ОРМ отно-сится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов; следователи не вправе участвовать в этих мероприятиях. Важно отме-тить, что в ряде западных стран столь четкого разграничения между следственными действиями и ОРМ не проводится, что позволяет следо-вателю черпать нужную информацию из любых источников. Нужно, однако, подчеркнуть, что УПК РФ и Закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими полномочиями, позволяющими ему давать поручения названным органам о проведении ОРМ, требовать от них содействия в проведении отдельных следственных действий. Пись-менные поручения следователя являются для этих органов обязатель-ными. Таким образом, следователи могут и должны активно использо-вать оперативно-розыскные возможности органов дознания для раскры-тия и расследования преступлений. Другой вопрос, что это им далеко не всегда удается. Следственная и оперативно-розыскная деятельность чаще всего реализуются параллельно, поэтому именно надлежаще организованное взаимодействие обеспечивает согласованность действий. Предполагая общее планово-организационное руководство следователя, взаимодей-ствие отнюдь не должно вести к соподчинению этих органов, к слиянию процессуальной и негласной деятельности. Следователь и оперативно-розыскной орган работают в точном соответствии с общим планом совместных действий, выполняют только те функции, которые обуслов-лены их служебной компетенцией. Все вышеизложенное позволяет заключить, что под взаимодействием следователей с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на требованиях закона и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность этих лиц и органов, направленную на раскрытие и расследование преступлений, полное изобличение всех виновных лиц. Взаимодействие может быть эпизодическим — связанным с выполнением отдельных поручений следователя, и постоянным — осуществляемым на протяжении всего расследования по сложному уголовному делу или группе взаимосвязанных дел. Постоянное взаимодействие обычно реализуется в рамках расследования, осуществляемого следственно-оперативной группой или следственной бригадой (группой). > 2. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами может быть результативным, когда неукоснительно соблюдаются такие принципиальные условия: 1) оно осуществляется в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с подзаконными нормативными актами и профессиональной этикой; 2)взаимодействие согласовано по месту, времени, целям и др. с планом и ходом проводимого расследования; 3) обеспечены руководящая роль следователя на всех этапах расследования, четкое разграничение процессуальных и оперативно-розыскных функций субъектов взаимодействия, а также самостоятельность оперативных работников в выборе способов и средств решения задач, поставленных перед ними следователем; 4)оно основывается на взаимной помощи с использованием всех следственных (процессуальных) и оперативно-розыскных (негласных) возможностей, предусматривает персональную ответственность за достижение поставленных целей. Типичными, наиболее распространенными формами взаимодействия являются: • своевременное обнаружение органом дознания преступления, по которому необходимо предварительное расследование, немедленное возбуждение уголовного дела и начало по нему дознания, своевременная передача собранных материалов следователю и дальнейшие совместные действия по делу; • постоянный взаимный обмен добытой информацией, представляющей следственный и оперативно-розыскной интерес для решения совместных задач; • содействие оперативных работников при проведении отдельных следственных действий, тактических комбинаций и операций; • безусловное и полное выполнение органом дознания письмен-ных поручений и требований следователя о производстве по делу опе-ративно-розыскных мероприятий и конкретных следственных действий; • совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (либо согласование отдельных планов) для оптимального решения задач, связанных с раскрытием и расследовани-ем преступления; • совместная деятельность в рамках постоянно или временно дей-ствующих следственно-оперативных групп или следственных бригад; • совместные обсуждение и оценка результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных решений, направленных на повышение эффективности осуществляемо-го взаимодействия. Взаимодействие при расследовании преступлений обычно склады-вается из нескольких стадий, логично переходящих одна в другую. Первая, как правило, совпадает с процессуальной стадией возбуж-дения уголовного дела, когда происходит истребование необходимых материалов и их доследственная проверка. Последнюю следователю целесообразно проводить при активном участии оперативно-розыскных работников. На этой стадии нередко осуществляется осмотр места про-исшествия, в производстве которого также велика роль оперативных сотрудников. Они обеспечивают охрану места происшествия, выявляют свидетелей-очевидцев путем подворного поквартирного обхода, пре-следуют преступника «по горячим следам» с использованием служебно-розыскной собаки, обследуют прилегающую к этому месту территорию в целях обнаружения следов преступления и преступника. Вместе с ними следователь анализирует собранные материалы и вещественные доказательства, намечает неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, например, контроль мест возможного сбыта похищенного имущества, проверку по крими-налистическим учетам следов, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия. В этот период особенно важно взаимодействие при оценке сведений о противоправной деятельности организованных преступных групп и формирований, собранных из негласных источников, а также о тща-тельно замаскированных преступлениях в сфере экономики, связанных с фактами коррупции, взяточничества, вымогательства и т.п. В таких ситуациях следователь, возбудив уголовное дело, сможет быстрее и квалифицированнее разобраться в существе оперативных данных, результативнее провести первоначальные следственные действия, не-редко закладывающие фундамент успеха расследования всего дела. Вторая стадия относится к первоначальному этапу расследования, когда осуществляется активная следственная и оперативно-розыскная деятельность, закладывается информационный фундамент дальнейшего расследования по делу. От качества делового сотрудничества следова-теля и органа дознания на этом этапе во многом зависит успех всего расследования. Именно в этот период реализуются все основные формы взаимодействия, о которых говорилось выше. Третья стадия совпадает с последующим этапом расследования, свя-занным с предъявлением обвинения, допросом обвиняемого, проверкой его доводов и возражений, собиранием дополнительной доказательст-венной информации. Взаимодействие на данном этапе чаще всего сори-ентировано на проверку заявленного обвиняемым алиби, отыскание новых источников доказательств, мероприятия по преодолению проти-водействия расследованию со стороны организованных криминальных структур, родственников и знакомых обвиняемого, завершение отра-ботки выдвинутых по делу следственных и оперативно-розыскных вер-сий, на совместный анализ проделанной работы и собранных в резуль-тате доказательств, оценку их внутренней согласованности и непроти-воречивости. Четвертая — заключительная стадия взаимодействия связана с за-вершением расследования по делу. Следователь подводит итоги пред-принятых усилий, проверяет, все ли версии отработаны до конца, нет ли пробелов, все ли требования уголовно-процессуального закона соблю-дены, достаточно ли собрано доказательств виновности обвиняемого, нет ли между ними противоречий, предприняты ли меры к возмещению причиненного преступлением материального ущерба и др. Важной формой взаимодействия при этом является совместное обсуждение возникающих сложных вопросов, разработка и реализация профилакти-ческих мер криминалистической направленности. Основаниями для взаимодействия служат: 1)письменные поручения следователя о производстве ОРМ или от-дельных следственных действий либо об оказании содействия в их про-ведении (ст. 127 УПК РФ, ст. 7 Закона об ОРД), а также указания про-курора о проведении ОРМ по расследуемому уголовному делу (ст. 14 Закона об ОРД); 2)начало дознания по делу, по которому обязательно предваритель-ное следствие, до подключения к нему следователя (ст. 119 УПК РФ); 3)создание следственно-оперативной группы (следственной брига-ды) для раскрытия и расследования конкретного преступления, как правило, тяжкого, умышленного, многоэпизодного; 4) поступление к следователю (прокурору) оперативно-розыскных данных о выявленной преступной деятельности, когда необходим их совместный анализ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Необходимо подчеркнуть, что работники органа дознания самостоя-тельно выбирают конкретные способы и средства проведения ОРМ, поскольку ни УПК РФ, ни Закон об ОРД не уполномочивают прокурора или следователя вмешиваться в эту специфическую деятельность. Опе-ративно-розыскные работники подчиняются в своей деятельности толь-ко непосредственному начальнику (ст. 16 Закона об ОРД). Однако когда следователь или прокурор поручают им производство отдельных след-ственных действий, то они даже обязаны проинструктировать опера-тивников об оптимальной тактике их проведения с учетом сложившейся по делу следственной ситуации. Такие поручения следователь должен давать только в случаях крайней необходимости (одновременное произ-водство нескольких следственных действий, невозможность выезда в другой населенный пункт для личного производства следственного действия и т.п.). Важно помнить, что следователь (прокурор) не вправе поручать оперативникам производство следственных действий, которые обязан провести сам следователь (допрос подозреваемого, обвиняемого, предъявление обвинения, арест и др.), требующих особого профессио-нализма (осмотр сложного места происшествия, производство следст-венного эксперимента, очной ставки; назначение судебных экспертиз) либо детального знания материалов дела, а также могущих стать непо-вторимыми (предъявление для опознания). Важное условие результативности взаимодействия — социально-психологическая совместимость его субъектов. Это побуждает их к взаимопомощи, они во всем понимают друг друга, вследствие чего творческий потенциал их работы увеличивается. Такая совместимость вырабатывается, когда взаимодействие имеет постоянный, а не эпизо-дический характер. Длительная совместная работа позволяет лучше узнать друг друга, приноровиться к особенностям характера каждого из взаимодействую-щих субъектов, выработать меры по нейтрализации таких личностных черт, которые мешают деловому сотрудничеству. Большую роль в на-лаживании оптимального взаимодействия играют руководители следст-венной и оперативно-розыскной подгрупп следственно-оперативной группы. От их деловых отношений сильно зависят взаимоотношения подчиненных — следователей и оперативников. В соответствии с Законом об ОРД и нормативными положениями УПК РФ оперативно-розыскные материалы используются в основном как ориентирующая информация, облегчающая подготовку и результативность следственных действий, тактических комбинаций и операций. Наиболее значимые из таких сведений после соответствующего процессуального оформления, легализации в материалах уголовного дела, могут приобрести статус судебных доказательств, способствовать изобличению обвиняемого. > 3. Остановимся на таком виде взаимодействия, как сотрудничество при проведении отдельных следственных действий. Наибольший эффект дает содействие оперативных работников в проведении осмотра места происшествия, обыска и допроса лиц, противодействующих установлению истинных обстоятельств расследуемого преступления. При осмотре места происшествия и обыске взаимодействие обычно начинается с подготовки к их производству, продолжается в ходе их проведения и заканчивается иногда не сразу по их завершении, а после неотложного производства оперативно-розыскных мероприятий, отталкивающихся от достигнутых результатов. В процессе подготовки к осмотру места происшествия работники органов дознания охраняют это место и прилегающую к нему территорию, обеспечивают неприкосновенность имеющихся там следов преступления и предметов — вещественных доказательств, исключают доступ туда посторонних лиц, выявляют свидетелей-очевидцев и тех, кто первым обнаружил следы произошедшего, проводят их предварительный опрос. Далее совместно со следователем решается вопрос о границах осматриваемой территории, приемах намечаемого осмотра (сплошной, фронтальный, выборочный), о необходимости прочесывания прилегающей территории, путей подхода и ухода преступника, его преследовании «по горячим следам» с использованием служебно-розыскной собаки, проведения подворного поквартирного обхода для выявления свидетелей, о способах связи и обмена информацией, получаемой в процессе осмотра места происшествия и проводимых параллельно с ним оперативно-розыскных мероприятий. В ходе осмотра места происшествия осуществляется постоянный контакт между следователем и оперативниками для координации проводимых действий, обмена полученной информацией с внесением соответствующих коррективов, обсуждение итоговых результатов. Аналогичные контакты между участниками взаимодействия бывают актуальными и при обыске. В необходимых случаях планируются и проводятся дополнительные осмотры места происшествия и повторные обыски. При подготовке к производству обыска совместно собирается и анализируется информация о месте планируемого следственного действия, обыскиваемом лице и его домочадцах, обыскиваемых объектах и предмете поисков. Подбираются участники обыска, особенно если в ходе его производства возможно оказание активного сопротивления, в том числе вооруженного, определяются способы беспрепятственного про-никновения на обыскиваемый объект, средства и приемы связи, если обыск производится одновременно в нескольких местах или у несколь-ких лиц, распределяются обязанности между его участниками. При производстве допросов взаимодействие наиболее актуально в ходе подготовительной стадии, когда следователь и оперативники об-мениваются известной им информацией о допрашиваемом лице и пред-мете допроса. Иногда следователю необходима срочная проверка све-дений, полученных от допрашиваемого, оперативно-розыскными мера-ми. Такая проверка обычно осуществляется гораздо быстрее, чем процессуальными средствами, а главное, может обеспечить последние необходимым информационным ресурсом. Весьма эффективным видом взаимодействия является совместный розыск скрывшегося преступника, похищенных вещей, людей, выявле-ние свидетелей-очевидцев и иных объектов, значимых для раскрытия и расследования преступлений. Розыскная деятельность невозможна без налаженного взаимодействия, ибо она включает в себя совокупность следственных и оперативно-розыскных действий. Когда розыск осуще-ствляется совместными усилиями следователя и работников оператив-но-розыскного органа, эффект максимален. Это происходит потому, что исходная информация о разыскивае-мом субъекте или объекте бывает весьма разноплановой и поступает как из негласных, так и процессуальных источников. Объединение по-лучаемых сведений позволяет выдвинуть более обоснованные и пер-спективные розыскные версии, придающие взаимодействию четкую целенаправленность. Розыск скрывшегося преступника может осущест-вляться «по горячим следам», быть местным, региональным, всероссий-ским и международным. Последний осуществляется в том случае, когда есть основания предполагать, что разыскиваемый покинул пределы Российской Федерации и скрывается на территории зарубежного госу-дарства. В таком случае не обойтись без межгосударственного взаимо-действия правоохранительных органов, реализации которого способст-вуют Интерпол и Европол, получения регистрационной информации из их специализированных банков данных. Розыску очень способствуют сведения, указывающие на личность возможного преступника: о признаках его внешности (возраст, рост, телосложение, иные физические данные, особые приметы), времени ухода с места происшествия (побега из-под стражи), месте работы и жительства его самого, членов его семьи, близких и дальних родствен-ников, сослуживцев, преступных связей и др. Ценную розыскную информацию можно получить из Главного ин-формационно-аналитического центра МВД России и соответствующего регионального информационного центра (о судимостях, местах отбыва-ния наказания, кличках, сообщниках, татуировках и иных особых при-метах, преступных связях и др.), собирают которую работники органа дознания. Они же распространяют информационные листки о розыске, предпринимают иные активные действия и меры. Не обойтись без взаимодействия и при проведении различных так-тических операций и комбинаций. Объем совместной подготовитель-ной, информационной, инструктивной работы, выбор конкретных уча-стников и другие действия зависят от характера планируемой операции, ее направленности на решение конкретных задач расследования. Наи-более успешное взаимодействие в рамках тактических комбинаций и операций складывается у членов постоянно действующих следственно-оперативных групп, формируемых из числа квалифицированных следо-вателей и работников органа дознания, специализирующихся на рас-крытии наиболее тяжких преступлений против личности. Основные способы взаимодействия в рамках такой группы — раз-работка согласованных планов проведения следственных действий и ОРМ, организация своевременного обмена полученной информацией для корректировки намеченного плана и проводимых действий и меро-приятий, их оптимальная координация, совместное обсуждение полу-ченных результатов и др. Такая форма взаимодействия доказала на практике свою эффективность и прогрессивность, ибо при правильной его организации были раскрыты тяжкие преступления, совершенные в условиях неочевидности. Законодательного закрепления в УПК РФ она, к сожалению, не получила. Для расследования уголовных дел большого объема и повышенной сложности, многоэпизодных, длившихся продолжительное время, в соответствии со ст. 163 УПК РФ, создаются следственные группы. Они включают следователей не только прокуратуры, но и МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС, а также оперативно-розыскных работников. Наиболее опытный следователь, обладающий необходимыми организаторскими способностями, руководит работой такой группы, определяет направле-ния расследования. Основные формы взаимодействия не отличаются от тех, которые практикуются в следственно-оперативных группах. Контрольные вопросы 1. Почему необходимо четко налаженное взаимодействие следова-телей и работников органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность? 2. Дайте понятие взаимодействия и назовите принципиальные условия его реализации. 3. Охарактеризуйте стадии взаимодействия следователей с оперативно-розыскными работниками. 4. В чем состоит помощь работников органа дознания следователю в производстве следственных действий? 5. В чем заключается преимущество взаимодействия, реализуемого в рамках постоянно действующей следственно-оперативной группы? 6. Какие формы взаимодействия хорошо зарекомендовали себя на практике?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.019 с.) |