Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Криминалистическое исследование документов

Поиск

Лекция 1. Криминалистическое исследование почерка и письменной речи

План лекции

> 1. Документ как объект криминалистического исследования.

> 2. Криминалистическое исследование документов, его виды и задачи.

> 3. Понятие и научные основы судебного почерковедения.

> 4. Подготовка и проведение почерковедческой экспертизы.

> 5. Автороведческое исследование документов.

Литература

1. Ищенко Е. П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. — М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2007. С. 280-294.

2.Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. –– 3-е изд., перераб. и доп. –– М: Юристъ, 2005. С. 305-326.

3. Ищенко Е. П. Криминалистика: Краткий курс. –– 2-е изд., испр. и доп. –– М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2006. С. 83-91.

4. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. –– М: ЛексЭст, 2003. С. 151-162.

> 1. Одним из наиболее распространенных объектов криминали­
стического исследования являются документы. Документы в широком
смысле — это различные материальные объекты, на или в которых от­
ражены сведения, значимые для установления обстоятельств соверше­
ния и сокрытия преступления.

Под документом понимается зафиксированная на материальном но­сителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифициро­вать. Согласно ГОСТу Р51/41-98, носитель документированной информа­ции –– это материальный объект, используемый для закрепления и хране­ния речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. В число таких объектов входят рукописные,


машинописные, кино-, фото-, фоно-, видеодокументы, документы, со-держащие информацию, выраженную посредством рисунка, документы на машинном носителе, созданные с использованием способов записи, обеспечивающих компьютерную обработку информации.

Классифицируя документы в широком смысле этого слова, можно выделить: 1) письменные документы, к которым относятся рукописные и машинописные тексты, цифровое, нотное, шифрованное письмо; 2) гра-фические документы, включающие в себя рисунки, схемы, планы, черте-жи; 3) компьютерные документы, к которым можно отнести различные машинограммы, распечатки, табуляграммы, лазерные диски CD-ROM, дискеты, флэшкарты, содержащие значимую для дела информацию в электронном (машинном) или бумажном варианте; 4) фото-, кино-, фоно-, видеодокументы, запечатлевшие образную и/или звуковую информацию о подготовке, совершении или сокрытии следов преступления.

В следственной практике были неоднократные случаи использования фотодокументов. Так, в ходе расследования групповой драки, один из участников которой был убит ударом ножа, выяснилось, что ее основные моменты сфотографировал гражданин Г., стоявший на балконе четверто-го этажа. Драка произошла во дворе многоквартирного дома днем, когда основная часть жильцов была на работе. К приезду милиции ее участники разбежались. Серия фотографий, отпечатанная с фотопленки, изъятой у Г., позволила не только установить всех активных участников драки, но и конкретизировать роль каждого из них, а главное, выяснить, кто убийца. Благодаря фотоснимкам были выявлены и очевидцы: водитель такси и двое его пассажиров, уезжавших в это время на вокзал.

Попутно отметим, что в связи с расширяющимся применением сис-тем теленаблюдения и охранных систем, включающих в фото- и видео-камеры, запечатлевающие преступника во время проникновения на объект (например, в хранилище банка) или во время совершения пре-ступления (кража товаров в супермаркете, вооруженное ограбление пункта обмена валюты и т.п.), значимость таких документов возрастает. Растет и значение компьютерных документов, однако чаще других в материалах уголовных дел фигурируют письменные документы, осо-бенно при расследовании общеуголовных, должностных, налоговых преступлений. Этим документам мы и уделим основное внимание.

Документы — письменные доказательства содержат информацию о юридически значимых фактах, зафиксированных в их смысловом, сущ-ностном содержании, в то время как документы — вещественные дока-зательства содержат следы криминального воздействия на их содержа-ние либо сами они являются предметом преступного посягательства.

Документы бывают подлинными и подложными (поддельными). Подделка документов может быть частичной и полной. В первом случае


в подлинный документ вносятся изменения, соответствующие преступ­ному замыслу фальсификатора, а во втором изготавливается полностью поддельный документ, реквизиты и содержание которого вообще не со­ответствуют действительности (см. схему 5).

Схема 5

ВИДЫ: документов


По способу фиксации

• письменные

• графические

• фото-, видео-, фоно-, кино-документы


 

По процессуальному
значению
• вещественные
доказательства
• письменные
доказательства

 


По способу

И последовательности

Изготовления

• оригиналы

• копии


По форме документа

• по установленной форме

• в произвольной форме


"► По содержанию реквизитов


Подлинные

• действительные

• недействительные


Подложные

• интеллектуальный подлог

• материальный подлог


Документ может характеризоваться тем, что содержащаяся в нем информация имеет специфические материальные признаки, например, следы подчистки, дописки, травления, смывания, либо признаки, харак­теризующие навыки исполнения рукописи (машинописи). В таких слу­чаях документ является еще и вещественным доказательством по делу, и тогда на него распространяются правила обращения с доказательст­вами, установленные ст. 81 и 84 УПК РФ (ст. 71, 73 ГПК РФ).

> 2. Криминалисты различают следующие виды исследования до­кументов: 1) почерковедение — исследование почерка исполнителя


рукописного документа; 2) автороведение — отождествление автора текста документа; 3) технико-криминалистическое исследование доку­ментов. Криминалистическое исследование почерка преследует цель установить исполнителя документа либо его индивидуальные свойства и состояние (пол, возраст, выработанность письменных навыков, про­фессия, состояние стресса, опьянения, наркотического возбуждения и др.). При этом принимается во внимание и содержательная сторона текста, характеризующая письменную речь исполнителя документа. Последняя имеет внешнюю (двигательную) и внутреннюю (содержа­тельную) стороны, а потому является общим объектом как для почерко-ведческих, так и для автороведческих исследований.

Вместе с тем почерковедение уделяет основное внимание навыкам письма, проявляющимся в движениях пишущей руки, с целью установить непосредственного исполнителя данного рукописного документа. Крими­налистическое автороведение опирается на анализ содержания рукописи (грамматика, лексика, стиль изложения) и может дополнять почерковед-ческое исследование. В качестве самостоятельного оно проводится в тех достаточно распространенных случаях, когда автор и исполнитель руко­писного текста — разные люди (в частности, документ написан одним человеком под диктовку другого субъекта). Здесь текст обдумывает и формулирует одно лицо, а передает на бумаге — другое.

Криминалистическое автороведение применяется при анализе тек­стов документов, исполненных на печатающих устройствах, поскольку признаки почерка в таких случаях, естественно, не проявляются. Тогда возможно решение другой задачи — идентификация печатающего уст­ройства по частным признакам букв, цифр и других символов, отобра­зившимся в тексте документа. Задачей криминалистического авторове-дения является отождествление автора рукописного или машинописно­го (печатного) текста. Так, криминалисты участвовали в разрешении литературоведческого спора: является автором романа «Тихий Дон» Михаил Шолохов или другой человек, некто Крюков?

Задача технико-криминалистического исследования документов — установление существенных для расследуемого уголовного дела спосо­бов и обстоятельств изготовления документа, а также восстановление его первоначального вида и содержания (восстановление сожженых, прочтение выгоревших, залитых красителями текстов и др.).

> 3. Судебное почерковедение — это раздел криминалистической техники, изучающий признаки почерка для решения идентификацион­ных и диагностических задач. Почерк — устойчивая система движений, с помощью которой задуманный или услышанный текст передается в форме письменных знаков. Исследования психофизиологов, медиков


и криминалистов позволили сформулировать положение об индивидуаль-ности почерка, присущей письму каждого человека.

Еще недавно отечественные и зарубежные исследователи видели в письме лишь сложный двигательный навык и даже пытались найти в так называемой премоторной зоне головного мозга «центр письма» — участок, специально отвечающий за письмо. Однако такие воззрения оказались упрощенными. Даже беглое ознакомление с компонентами письма показывает, насколько сложен этот процесс, привычный для каждого грамотного человека.

Исследованиями специалистов установлено, что для написания за-думанного или услышанного слова необходимо расчленить звуковой поток на фонемы — речевые звуки, обозначаемые буквами. Этой рабо-той «заведуют» образования коры левой височной области головного мозга. Поражение данных отделов влечет неизбежную потерю способ-ности выделять звуки речи и изображать их буквами. Поэтому травма левой височной области мозга вызывает у правшей тяжелое расстрой-ство письма. Это положение не касается японцев, китайцев, корейцев и других народов с иероглифической системой письменности. Иероглифы передают не звуки речи, а понятия, образы, потому височные отделы коры головного мозга у этих людей в механизме письма не участвуют.

Однако для выделения звуковых элементов речи — фонем — одно-го слухового анализа недостаточно. Необходима их артикуляция, осо-бенно хорошо заметная у детей на первом этапе обучения письму, — проговаривание слова при его написании шепотом или вслух. Взрослые делают то же самое, но про себя. Это объясняет, почему поражение нижних отделов пост-центральной области коры головного мозга тоже приводит к нарушению процесса письма: смешению звуков, различных по звучанию, но близких по артикуляции.

Процесс письма, строго говоря, только начинается со звукового ана-лиза состава слова, которое нужно написать. Когда звуки выделены из речевого потока, их нужно перекодировать в буквы. Этим заняты заты-лочные и теменно-затылочные отделы коры, поражение которых ведет к утрате способности найти нужную букву или правильно написать ее.

Но и это далеко не все. При письме необходимо не только найти не-обходимый звук и перекодировать его в букву, но и разместить звуки и буквы в нужной последовательности, а кроме того, обеспечить систему движений, составляющую двигательный акт письма. Эти процессы обеспечивает участок головного мозга, расположенный в нижнем отде-ле премоторной зоны его коры.

Однако мы практически никогда не пишем отдельные буквы или сло-ва, а записываем мысли — свои или чужие. Письмо — это особенная, письменная разновидность речи, позволяющая закреплять ее во времени


и передавать в пространстве. Поэтому фактором, направляющим письмо, является замысел или намерение, которые и контролируют весь акт пись-ма. Заведуют этим лобные доли мозга, разрушение которых прекращает программирование действий намерением, а выполнение двигательного акта замещается инертными стереотипами, потерявшими осмысленный характер. Человек при этом утрачивает также способность сличать ре-зультаты своих действий с исходным намерением. Так, одна больная с по-ражением лобных долей мозга написала знаменитому нейрохирургу Бур-денко такое письмо: «Дорогой профессор, я хочу сказать вам...». Четыре листа писчей бумаги содержали многократное повторение этой фразы.

Я намеренно вкратце привел этот нейропсихологический анализ письма. Из него отчетливо виден сложнейший характер такого привыч-ного для нас действия, включающего анализ звукового потока, уточне-ние звуков речи с помощью артикуляции, перекодирование звуков в буквы, правильное размещение и написание последних в слове, и, нако-нец, постоянный контроль правильности передачи смысла и замысла. А ведь пишем мы, кажется, совершенно не задумываясь. Рука автома-тически выводит буквы, соединяет их в слова, складывающиеся в стро-ки. Трудно представить, что в этом привычном процессе задействованы столь многие отделы головного мозга.

В учебниках криминалистики все это упрощено и сведено к учению И.П. Павлова о динамическом стереотипе, к выработке в процессе обу-чения и письменной практики автоматизированного навыка письма. Это правильный, но весьма упрощенный подход. Он не дает полного пред-ставления о том, сколь трудно переучиться, подделаться под чужой почерк, а также письменную речь.

Известный отечественный психолог Выготский отмечал, что пись-менная речь — это алгебра речи, имеющая свои специфические законо-мерности, ее механизм нельзя свести к механизму устной речи. Поэтому не согласимся с утверждением, что устная речь плюс техника письма равны письменной речи.

Жизненный опыт свидетельствует, что далеко не всякий человек, являющийся хорошим рассказчиком, может успешно переложить свои рассказы на бумагу, и наоборот: человек, хорошо пишущий, редко столь же хорошо владеет устной речью. Наверное, именно поэтому так мало хороших авторов-исполнителей.

В то же время следует подчеркнуть, что признаки письма варьиру-ют, они не остаются абсолютно постоянными, неизменными. Однако почерк человека достаточно устойчив и индивидуален, вследствие чего и может быть использован для отождествления его обладателя, выясне-ния его характерных особенностей (см. табл. 2).


Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.014 с.)