Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Криминалистическое исследование документовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лекция 1. Криминалистическое исследование почерка и письменной речи План лекции > 1. Документ как объект криминалистического исследования. > 2. Криминалистическое исследование документов, его виды и задачи. > 3. Понятие и научные основы судебного почерковедения. > 4. Подготовка и проведение почерковедческой экспертизы. > 5. Автороведческое исследование документов. Литература 1. Ищенко Е. П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. — М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2007. С. 280-294. 2.Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. –– 3-е изд., перераб. и доп. –– М: Юристъ, 2005. С. 305-326. 3. Ищенко Е. П. Криминалистика: Краткий курс. –– 2-е изд., испр. и доп. –– М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2006. С. 83-91. 4. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. –– М: ЛексЭст, 2003. С. 151-162. > 1. Одним из наиболее распространенных объектов криминали Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Согласно ГОСТу Р51/41-98, носитель документированной информации –– это материальный объект, используемый для закрепления и хранения речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. В число таких объектов входят рукописные, машинописные, кино-, фото-, фоно-, видеодокументы, документы, со-держащие информацию, выраженную посредством рисунка, документы на машинном носителе, созданные с использованием способов записи, обеспечивающих компьютерную обработку информации. Классифицируя документы в широком смысле этого слова, можно выделить: 1) письменные документы, к которым относятся рукописные и машинописные тексты, цифровое, нотное, шифрованное письмо; 2) гра-фические документы, включающие в себя рисунки, схемы, планы, черте-жи; 3) компьютерные документы, к которым можно отнести различные машинограммы, распечатки, табуляграммы, лазерные диски CD-ROM, дискеты, флэшкарты, содержащие значимую для дела информацию в электронном (машинном) или бумажном варианте; 4) фото-, кино-, фоно-, видеодокументы, запечатлевшие образную и/или звуковую информацию о подготовке, совершении или сокрытии следов преступления. В следственной практике были неоднократные случаи использования фотодокументов. Так, в ходе расследования групповой драки, один из участников которой был убит ударом ножа, выяснилось, что ее основные моменты сфотографировал гражданин Г., стоявший на балконе четверто-го этажа. Драка произошла во дворе многоквартирного дома днем, когда основная часть жильцов была на работе. К приезду милиции ее участники разбежались. Серия фотографий, отпечатанная с фотопленки, изъятой у Г., позволила не только установить всех активных участников драки, но и конкретизировать роль каждого из них, а главное, выяснить, кто убийца. Благодаря фотоснимкам были выявлены и очевидцы: водитель такси и двое его пассажиров, уезжавших в это время на вокзал. Попутно отметим, что в связи с расширяющимся применением сис-тем теленаблюдения и охранных систем, включающих в фото- и видео-камеры, запечатлевающие преступника во время проникновения на объект (например, в хранилище банка) или во время совершения пре-ступления (кража товаров в супермаркете, вооруженное ограбление пункта обмена валюты и т.п.), значимость таких документов возрастает. Растет и значение компьютерных документов, однако чаще других в материалах уголовных дел фигурируют письменные документы, осо-бенно при расследовании общеуголовных, должностных, налоговых преступлений. Этим документам мы и уделим основное внимание. Документы — письменные доказательства содержат информацию о юридически значимых фактах, зафиксированных в их смысловом, сущ-ностном содержании, в то время как документы — вещественные дока-зательства содержат следы криминального воздействия на их содержа-ние либо сами они являются предметом преступного посягательства. Документы бывают подлинными и подложными (поддельными). Подделка документов может быть частичной и полной. В первом случае в подлинный документ вносятся изменения, соответствующие преступному замыслу фальсификатора, а во втором изготавливается полностью поддельный документ, реквизиты и содержание которого вообще не соответствуют действительности (см. схему 5). Схема 5 ВИДЫ: документов По способу фиксации • письменные • графические • фото-, видео-, фоно-, кино-документы
По способу И последовательности Изготовления • оригиналы • копии По форме документа • по установленной форме • в произвольной форме "► По содержанию реквизитов Подлинные • действительные • недействительные Подложные • интеллектуальный подлог • материальный подлог Документ может характеризоваться тем, что содержащаяся в нем информация имеет специфические материальные признаки, например, следы подчистки, дописки, травления, смывания, либо признаки, характеризующие навыки исполнения рукописи (машинописи). В таких случаях документ является еще и вещественным доказательством по делу, и тогда на него распространяются правила обращения с доказательствами, установленные ст. 81 и 84 УПК РФ (ст. 71, 73 ГПК РФ). > 2. Криминалисты различают следующие виды исследования документов: 1) почерковедение — исследование почерка исполнителя рукописного документа; 2) автороведение — отождествление автора текста документа; 3) технико-криминалистическое исследование документов. Криминалистическое исследование почерка преследует цель установить исполнителя документа либо его индивидуальные свойства и состояние (пол, возраст, выработанность письменных навыков, профессия, состояние стресса, опьянения, наркотического возбуждения и др.). При этом принимается во внимание и содержательная сторона текста, характеризующая письменную речь исполнителя документа. Последняя имеет внешнюю (двигательную) и внутреннюю (содержательную) стороны, а потому является общим объектом как для почерко-ведческих, так и для автороведческих исследований. Вместе с тем почерковедение уделяет основное внимание навыкам письма, проявляющимся в движениях пишущей руки, с целью установить непосредственного исполнителя данного рукописного документа. Криминалистическое автороведение опирается на анализ содержания рукописи (грамматика, лексика, стиль изложения) и может дополнять почерковед-ческое исследование. В качестве самостоятельного оно проводится в тех достаточно распространенных случаях, когда автор и исполнитель рукописного текста — разные люди (в частности, документ написан одним человеком под диктовку другого субъекта). Здесь текст обдумывает и формулирует одно лицо, а передает на бумаге — другое. Криминалистическое автороведение применяется при анализе текстов документов, исполненных на печатающих устройствах, поскольку признаки почерка в таких случаях, естественно, не проявляются. Тогда возможно решение другой задачи — идентификация печатающего устройства по частным признакам букв, цифр и других символов, отобразившимся в тексте документа. Задачей криминалистического авторове-дения является отождествление автора рукописного или машинописного (печатного) текста. Так, криминалисты участвовали в разрешении литературоведческого спора: является автором романа «Тихий Дон» Михаил Шолохов или другой человек, некто Крюков? Задача технико-криминалистического исследования документов — установление существенных для расследуемого уголовного дела способов и обстоятельств изготовления документа, а также восстановление его первоначального вида и содержания (восстановление сожженых, прочтение выгоревших, залитых красителями текстов и др.). > 3. Судебное почерковедение — это раздел криминалистической техники, изучающий признаки почерка для решения идентификационных и диагностических задач. Почерк — устойчивая система движений, с помощью которой задуманный или услышанный текст передается в форме письменных знаков. Исследования психофизиологов, медиков и криминалистов позволили сформулировать положение об индивидуаль-ности почерка, присущей письму каждого человека. Еще недавно отечественные и зарубежные исследователи видели в письме лишь сложный двигательный навык и даже пытались найти в так называемой премоторной зоне головного мозга «центр письма» — участок, специально отвечающий за письмо. Однако такие воззрения оказались упрощенными. Даже беглое ознакомление с компонентами письма показывает, насколько сложен этот процесс, привычный для каждого грамотного человека. Исследованиями специалистов установлено, что для написания за-думанного или услышанного слова необходимо расчленить звуковой поток на фонемы — речевые звуки, обозначаемые буквами. Этой рабо-той «заведуют» образования коры левой височной области головного мозга. Поражение данных отделов влечет неизбежную потерю способ-ности выделять звуки речи и изображать их буквами. Поэтому травма левой височной области мозга вызывает у правшей тяжелое расстрой-ство письма. Это положение не касается японцев, китайцев, корейцев и других народов с иероглифической системой письменности. Иероглифы передают не звуки речи, а понятия, образы, потому височные отделы коры головного мозга у этих людей в механизме письма не участвуют. Однако для выделения звуковых элементов речи — фонем — одно-го слухового анализа недостаточно. Необходима их артикуляция, осо-бенно хорошо заметная у детей на первом этапе обучения письму, — проговаривание слова при его написании шепотом или вслух. Взрослые делают то же самое, но про себя. Это объясняет, почему поражение нижних отделов пост-центральной области коры головного мозга тоже приводит к нарушению процесса письма: смешению звуков, различных по звучанию, но близких по артикуляции. Процесс письма, строго говоря, только начинается со звукового ана-лиза состава слова, которое нужно написать. Когда звуки выделены из речевого потока, их нужно перекодировать в буквы. Этим заняты заты-лочные и теменно-затылочные отделы коры, поражение которых ведет к утрате способности найти нужную букву или правильно написать ее. Но и это далеко не все. При письме необходимо не только найти не-обходимый звук и перекодировать его в букву, но и разместить звуки и буквы в нужной последовательности, а кроме того, обеспечить систему движений, составляющую двигательный акт письма. Эти процессы обеспечивает участок головного мозга, расположенный в нижнем отде-ле премоторной зоны его коры. Однако мы практически никогда не пишем отдельные буквы или сло-ва, а записываем мысли — свои или чужие. Письмо — это особенная, письменная разновидность речи, позволяющая закреплять ее во времени и передавать в пространстве. Поэтому фактором, направляющим письмо, является замысел или намерение, которые и контролируют весь акт пись-ма. Заведуют этим лобные доли мозга, разрушение которых прекращает программирование действий намерением, а выполнение двигательного акта замещается инертными стереотипами, потерявшими осмысленный характер. Человек при этом утрачивает также способность сличать ре-зультаты своих действий с исходным намерением. Так, одна больная с по-ражением лобных долей мозга написала знаменитому нейрохирургу Бур-денко такое письмо: «Дорогой профессор, я хочу сказать вам...». Четыре листа писчей бумаги содержали многократное повторение этой фразы. Я намеренно вкратце привел этот нейропсихологический анализ письма. Из него отчетливо виден сложнейший характер такого привыч-ного для нас действия, включающего анализ звукового потока, уточне-ние звуков речи с помощью артикуляции, перекодирование звуков в буквы, правильное размещение и написание последних в слове, и, нако-нец, постоянный контроль правильности передачи смысла и замысла. А ведь пишем мы, кажется, совершенно не задумываясь. Рука автома-тически выводит буквы, соединяет их в слова, складывающиеся в стро-ки. Трудно представить, что в этом привычном процессе задействованы столь многие отделы головного мозга. В учебниках криминалистики все это упрощено и сведено к учению И.П. Павлова о динамическом стереотипе, к выработке в процессе обу-чения и письменной практики автоматизированного навыка письма. Это правильный, но весьма упрощенный подход. Он не дает полного пред-ставления о том, сколь трудно переучиться, подделаться под чужой почерк, а также письменную речь. Известный отечественный психолог Выготский отмечал, что пись-менная речь — это алгебра речи, имеющая свои специфические законо-мерности, ее механизм нельзя свести к механизму устной речи. Поэтому не согласимся с утверждением, что устная речь плюс техника письма равны письменной речи. Жизненный опыт свидетельствует, что далеко не всякий человек, являющийся хорошим рассказчиком, может успешно переложить свои рассказы на бумагу, и наоборот: человек, хорошо пишущий, редко столь же хорошо владеет устной речью. Наверное, именно поэтому так мало хороших авторов-исполнителей. В то же время следует подчеркнуть, что признаки письма варьиру-ют, они не остаются абсолютно постоянными, неизменными. Однако почерк человека достаточно устойчив и индивидуален, вследствие чего и может быть использован для отождествления его обладателя, выясне-ния его характерных особенностей (см. табл. 2). Таблица 2
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.014 с.) |