Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Криминалистическая фотография,Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Видео- и звукозапись > 1. Криминалистическая фотография. > 2. Криминалистическая видео- и звукозапись. Литература 1. Ищенко Е. П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник /под ред. Е.П. Ищенко. — М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2007. С. 86-110. 2.Криминалистика: Учебник /Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2005. С. 203-229. 3. Ищенко Е. П. Криминалистика: Краткий курс. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2006. С. 24-38. 4. Яблоков Н.П. Криминалистика: Учебник для вузов и юридических факультетов. — М: ЛексЭст, 2003. С. 98-114. > 1. Криминалистическая фотография — один из разделов кри Фотографические средства включают съемочную и проекционную аппаратуру, принадлежности и реактивы для обработки пленки и бумаги с целью получения фотоизображений. Под методами криминалистической фотографии понимают совокупность правил и рекомендаций по использованию ее средств, главным образом съемочной аппаратуры, для получения доброкачественного изображения запечатлеваемого или исследуемого объекта. Необходимо отметить, что в последнее время все более широкое рас-пространение получают цифровые аппараты, реализующие покадровую запись изображений на магнитный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленочных зеркальных камер, поэтому предостав-ляют пользователю широкий круг возможностей электронного интеллек-та вкупе с оптическим совершенством сменных объективов. Они обеспе-чивают получение высококачественных снимков и цветопередачу с раз-личением до нескольких десятков миллионов оттенков. Изображения фиксируются на дискете, жестком диске или CD-ROM. Кадры могут быть многократно экспонированы, стерты и записаны вновь без ущерба для качества изображения. Отснятое можно просмотреть, оценить, стереть неудачные кадры и на их место записать другие. Цифровые снимки очень легко загружаются в персональный ком-пьютер, который распечатывает их посредством черно-белого или цвет-ного принтера. Средства удаленного доступа, такие, как Интернет, по-зволяют передавать изображения, что весьма полезно при подключении к расследованию, например, Интерпола. Посредством компьютерных программ можно редактировать сним-ки, изменяя тона, убирая ненужные детали или, наоборот, вставляя фрагменты из других кадров. В этой связи отметим, что появление та-ких аппаратов ставит перед криминалистами новые сложные задачи по оценке достоверности цифровых фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенности если они получены вне сферы уголовного процесса, поскольку монтаж здесь производится на электронном уровне. Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистически значимых объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается такая фотофиксация, когда запечатлевается вся цветовая гамма объекта. Система криминалистической фотографии состоит из двух час-тей: оперативной и исследовательской, различающихся по сферам применения. Средства и методы первой используются в криминалисти-ческой практике для запечатления обстановки следственного действия, а также добытых судебных доказательств, организации криминалисти-ческой регистрации, розыска преступников, похищенных вещей и др. Исследовательская фотография открывает широкие возможности для фиксации и анализа представленных в распоряжение эксперта кри-миналистически значимых объектов. Экспертиза посредством фотогра-фических средств и методов позволяет выявить слабовидимые и неви-димые признаки исследуемых объектов, их цветовые и яркостные различия, механизм следообразования. Фотографические методы ис-пользуются также при производстве фототехнической экспертизы для анализа фотоснимков и фотоаппаратуры, фотоматериалов и химических реактивов. Фотоизображения исследуемых объектов приобщаются к заклю-чениям экспертов, иллюстрируя и обосновывая сделанные выводы. Фотоснимки, которые запечатлели фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятся к иным документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве в качестве источников судебных доказательств (ст. 84 УПК РФ). Те из них, которые получены вне сферы уголовного процесса, например отразившие подготовку или совершение преступ-ного акта, считаются вещественными доказательствами и приобщают-ся к материалам дела специальным постановлением (ст. 81 УПК РФ). Снимки, полученные в ходе следственных действий и судебных экс-пертиз, имеют статус приложений к соответствующим процессуаль-ным документам (ст. 166 УПК РФ). Криминалистическая оперативная фотография — это система научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-розыскных меро-приятий. Под ее методами понимаются правила и рекомендации, кото-рые обеспечивают получение качественных фотоизображений запечат-леваемых объектов. Производя фотосъемку, нужно следить за тем, чтобы на объектах не было глубоких теней, закрывающих часть изображения. Тени можно ликвидировать дополнительной подсветкой или изменением точки съемки. Исправлять фотоизображения посредством ретуши, редактиро-вания и других подобных приемов недопустимо. Для фотографирования объектов, имеющих большие габариты либо протяженность, применяется панорамирование. Оно оптимально и когда предметы не входят в кадр, а возможности отойти от них на нужное рас-стояние нет. Панорамирование осуществляется путем съемки объекта по частям с последующим монтажом отпечатков в фотопанораму. Различа-ются линейная, круговая и ярусная панорамы. Съемка линейной панорамы производится с нескольких точек, оди-наково удаленных от объекта, имеющего небольшую глубину вдоль оптической оси объектива. Это, например, длинное здание, железно-дорожный состав, участок автомагистрали. При съемке круговой па-норамы фотографировать нужно с одной точки, а камеру после фик-сации каждого кадра поворачивать вокруг вертикальной оси на опре-деленный угол. Аппарат рекомендуется установить на штатив, а для равномерного поворота использовать специальную градуированную головку. Она применяется при съемке объектов, расположенных по некоторому радиусу. В отличие от кругового, ярусное панорамирование осуществляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси. Оно применимо для случаев, когда требуется фиксация высоких объектов. При этом мас-штаб отображения нижних и верхних частей объекта будет неодинако-вым, поскольку увеличится расстояние до точки съемки. В результате высотное здание, например, приобретет на фотопанораме форму усе-ченной пирамиды. Чтобы этого избежать, ярусное панорамирование лучше осуществлять, перемещаясь вдоль фронтальной плоскости объ-екта, что, правда, не всегда выполнимо. Для панорамной съемки используются фотокамеры общего назна-чения типа «Зенит». Запечатлевая ими панораму, в каждый после-дующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, следует вклю-чать 10-15% площади снимаемого объекта, фигурирующей в предыду-щем кадре. Наводку на резкость нужно производить с обязательным использованием шкалы глубин резкости без повторной фокусировки объектива. В противном случае получатся изображения неодинакового масштаба, что весьма затруднит монтаж фотопанорамы. При круговом панорамировании для каждого направления съемки выдержку определяют отдельно, но с таким расчетом, чтобы все нега-тивы были одинаковой плотности. Полученные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы со-вмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полно-стью совпадали и имели одинаковую плотность. Монтаж панорамы заключается в накладывании и склеивании совмещаемых участков фотоизображений. Метрическая съемка позволяет по фотоснимкам определять про-странственные характеристики запечатленных объектов (форма, размеры, положение). Необходимость в установлении по снимкам размеров объек-тов и расстояний между ними возникает при расследовании различных преступлений, в частности ДТП. Метрическая съемка основывается на расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом общего назначения, с введением в кадр предметов известного размера, служащих масштабом. В следственной практике наиболее распространены два вида метрической съемки: с линейным и глубинным масштабами. Фотографирование с линейным масштабом осуществляется аппа-ратом, чья оптическая ось направлена перпендикулярно к плоскости объекта съемки, в которой располагают и масштаб. При этом фотоап-парат размещают так, чтобы его задняя стенка была параллельна плоскости снимаемого объекта, а оптическая ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта должно быть по возможности минимальным. Это позволит полнее использовать площадь фотокадра и получить изображение нужного масштаба. При запечатлении крупных объектов масштабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не закрывала его важных признаков. Съемку мелких предметов производят с масштабом, лежащим рядом. Съемка с глубинным масштабом проводится фотоаппаратом, ус-тановленным оптической осью объектива в направлении, параллель-ном предметной плоскости, на которой находятся фиксируемые объ-екты и масштаб. В качестве глубинных масштабов используются лен-ты или квадраты. В качестве ленточного масштаба подойдет лента длиной 10-15 м, шириной 10-15 см с хорошо заметными делениями, равными главному фокусному расстоянию объектива. Первое деление ленты должно начинаться точно под объективом. Печатать снимки нужно со всего кадра с увеличением в целое число раз. В качестве квадратного масштаба применяют лист картона, стороны которого одинаковы и кратны фокусному расстоянию объектива. При съемке его укладывают так, чтобы ближайшая к аппарату сторона сов-пала с краем кадра. Определение размеров и расстояний по снимкам, выполненным с ленточным или квадратным масштабом, лучше пору-чить эксперту. Использование сменной оптики. Сменная оптика (длиннофокус-ные и широкоугольные объективы) применяется в тех случаях, когда невозможно приблизиться к удаленному объекту или нельзя отойти от близко расположенного объекта, но необходимо получить изображение нужного масштаба. При выборе объектива для конкретных условий съемки следует учитывать его фокусное расстояние и дистанцию до запечатлеваемого объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать, что объект на негативе будет уменьшен во столько раз, сколько фокусных расстояний объектива уложится в расстояние между ними. Фотосъемка при осмотре места происшествия. Для фиксации хо-да и результатов осмотра места происшествия осуществляются ориен-тирующая, обзорная, узловая и детальная съемки. Ориентирующая съемка предназначена для запечатления места происшествия вместе с прилегающей территорией. Ориентирующие снимки должны отвечать на вопрос «где?», поэтому в границы кадра включают само место происшествия и окружающую его территорию. При этом целесообразно показать его расположение относительно до-рог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., а для привязки к местности включить в кадр находящиеся вблизи неподвижные ориентиры. Здесь нередко используют широкоугольные объективы или прибегают к па-норамированию. Обзорная съемка дает нужный результат, когда требуется передать общий вид самого места происшествия, поэтому кадр определяется его границами и должен отвечать на вопрос «что произошло?». Точку съемки здесь выбирают так, чтобы просматривались важнейшие эле-менты обстановки места происшествия и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или кресто-образной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, во втором — с четырех противоположных сторон. Узловая съемка необходима при фиксации наиболее важных в кри-миналистическом отношении объектов обстановки места происшест-вия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос «как?». Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных следов и иных важных особенностей места происшествия. Чтобы фик-сируемые предметы отобразились более полно, съемку нужно прово-дить в максимально возможном масштабе с использованием при необ-ходимости удлинительных колец, насадочных линз или специальной фотоприставки. Обычно снимают с верхней точки по правилам метри-ческой съемки. Серия детальных снимков должна дать ответ на вопрос «каковы последствия?», а все фотографии места происшествия — соз-дать наглядное представление об обстановке и обстоятельствах пре-ступного события, зафиксировать их наиболее подробно, восполняя тем самым возможные погрешности, а также отсутствие наглядности про-токольного описания. Фотосъемка трупа включает ориентирующие, обзорные, узловые и детальные снимки. Вначале труп фотографируют на фоне окружающих предметов, затем производят его обзорную и узловую съемку. При этом важно точно передать позу и состояние трупа, для чего его нужно за-снять сверху и с боков. Со стороны головы и ног съемка не рекоменду-ется, поскольку пропорции тела при таком ракурсе сильно искажаются. Повреждения и особые приметы (раны, кровоподтеки, родимые пятна, татуировки) фотографируют по правилам измерительной съемки на цветные материалы. Фотографирование предметов — вещественных доказательств проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее подробное отобра-жение. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на мес-те обнаружения, а затем — детальной. В последнем случае предмет устанавливают так, как он обычно наблюдается, и фотографируют те его стороны, на которых имеются характерные признаки. Фотосъемка следов начинается с их фиксации на фоне окружаю-щей обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбира-ются самые четкие следы, которые снимают каждый в отдельности по правилам детальной масштабной фотосъемки. Освещение здесь под-бирают с учетом степени выраженности в следах рельефа, цвета и иных характерных особенностей, чтобы они были переданы наиболее полно. Опознавательная фотосъемка требуется для регистрации, розыска и опознания преступников, а также неизвестных граждан по их трупам для установления личности. Правила этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его отожде-ствления посредством опознания или фотопортретной экспертизы. С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост. Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на отдельных кад-рах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящего придают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведенная по наружным углам глаз, проходит через верхнюю треть ушных рако-вин. На погрудных снимках задержанный запечатлевается без головно-го убора и очков, а волосы не должны закрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которой он был за-держан. Погрудные портреты традиционно выполняют в 1/7 натуральной величины, на светло-сером фоне, подбирая такое освещение, при кото-ром наиболее полно передаются контуры и особенности лица. Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением при-веденных рекомендаций, однако погрудные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет — обнаженным. В необходимых случа-ях трупу перед съемкой придается прижизненный вид: его умывают, причесывают, открывают глаза, припудривают кровоподтеки. Криминалистическая исследовательская фотография представля-ет собой систему научных положений, средств и методов фотосъем-ки, используемых для фиксации и исследования объектов при производ-стве судебных экспертиз. Она призвана дать в распоряжение экспертов фотографические средства и методы анализа криминалистических объ-ектов, а также обеспечить наглядную фиксацию их общего вида и со-стояния, иллюстрацию результатов экспертизы. Фотографические методы чаще всего применяются при экспертизе документов, когда какие-либо фрагменты текстов дописаны, замазаны, залиты, удалены механическим или химическим способом либо записи исчезли (угасли) от длительного хранения в неблагоприятных условиях. Для исследования криминалистических объектов используется фо-тографическое изменение контрастов, позволяющее получить фото-графии с необычным соотношением яркостей при черно-белой съемке или цветопередачи — при цветной. В экспертной практике контрасты обычно усиливают, чтобы выявить нужные детали изображения. Это может быть достигнуто как в процессе съемки, так и путем специальной обработки негатива. В сложных случаях для достижения нужного эф-фекта эти подходы используются в комплексе. В отличие от черно-белого, цветовой контраст обусловлен различи-ем в спектральном составе отражаемого объектом света, т.е. соотноше-нием разных хроматических тонов, например синего и оранжевого. Усилить такой контраст при съемке помогает продуманный выбор ос-вещения, светофильтров и фотоматериалов, а также химикатов для их обработки. Для ослабления фона и выделения деталей требуется свето-фильтр того же цвета, который нужно погасить. Максимальный эффект усиления достигается подбором светофильтров противоположного цве-та. Так, фиолетовому противоположен желтый, синему — оранжевый. Выбрать подходящий светофильтр можно и визуально, разглядывая через него фотографируемый объект. Фотосъемка в невидимых лучах спектра основана на их уже от-мечавшейся способности проникать через некоторые объекты, непро-зрачные для обычного света, а также иначе, чем видимые лучи, отра-жаться и поглощаться многими материалами. Эксперты в своей работе часто используют съемку в ИК и УФ отраженных лучах и фиксацию картины люминесценции объектов в этих лучах. Подобную фотосъем-ку, а также рентгенографию проводят для выявления признаков, не воспринимаемых визуально и не воспроизводимых фотографическими средствами в видимом свете, например для прочтения вытравленных и залитых текстов. Микрофотосъемка предназначена для исследования изображений очень мелких криминалистических объектов при большом увеличении. Фотосъемку с увеличением в 4-5 раз легко осуществить обычной мало-форматной зеркальной фотокамерой, применив удлинительные кольца или микроприставку. В экспертной практике для увеличения в десятки и сотни раз применяют специальные микрофотоустановки. Микрофото-съемку можно провести и обычным зеркальным фотоаппаратом, соеди-ненным с микроскопом. Фототехническая экспертиза исследует фотоснимки, диапозитивы (слайды), негативы, кинофильмы, видеозаписи, а также материалы и средства их получения. С ее помощью решаются идентификационные и диагностические задачи. К первым относятся: отождествление фотоап-паратов, увеличителей и других принадлежностей для изготовления фотоизображений, установление класса, рода, вида, сорта фотоматериа-лов и химикатов. Диагностические задачи — это выявление истинных размеров объектов, запечатленных фотографически, определение точки съемки, расстояния до каждого из объектов, расположения источников освещения и др. > 2. Понятием криминалистической звукозаписи охватываются теоретические положения, технические средства, способы и приемы фиксации, использования и исследования звуковой информации для решения идентификационных и диагностических задач в интересах расследования преступлений. Понятно, что звукозапись (фонозапись) стала применяться в уголовном судопроизводстве раньше, чем видеозапись. Ее преимущества перед протоколированием заключаются в том, что полностью фиксирует звуковую информацию, передает не только смысловое содержание показаний допрашиваемого, но также особенности его голоса и устной речи (эмоциональная окраска, тембр, наличие акцента и др.). Неоднократное прослушивание фонозаписи позволяет полнее выявить противоречия и неточности в полученных показаниях, что способствует повышению результативности последующих процессуальных действий. Звукозапись особенно целесообразна при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, связанных с собиранием и фиксацией речевой информации. Она необходима и тогда, когда важно запечатлеть явления и процессы, словесное описание которых затруднено или вообще невозможно (показания, которые даются на иностранном языке, логические ударения, эмоциональные особенности речи и др.). Звукозапись помогает при допросе с участием переводчика; лиц, страдающих расстройствами слуха и речи; малолетних; потерпевших, находящихся на грани между жизнью и смертью, в состоянии депрессии и т.п. При производстве допросов, а также для фиксации звукового сопровождения других следственных действий (следственный эксперимент, проверка показаний на месте, очная ставка) удобнее применять портативные магнитофоны с компакт-кассетами. Это могут быть профессиональные и бытовые диктофоны, пишущие плееры и т.п. звукозаписывающая техника, оснащенная встроенными и выносными микрофонами достаточной чувствительности. Основная цель использования средств звукозаписи в ходе расследования — обеспечить более полную фиксацию звуковой картины производства отдельных следственных действий, в особенности опознания человека по голосу, автомобиля — по шуму мотора, следственного эксперимента — на слышимость и др. Во всех случаях нужно стремиться, чтобы фонограмма запечатлела важные для дела звуки полно и качественно, что будет способствовать установлению всех обстоятельств расследуемого уголовного дела. Правовые основания использования средств звуко-, видеозаписи со-держатся в ст. 164, 166 и 170 УПК РФ. В протоколе следственного действия должны быть указаны средства аудио-видеозаписи, условия и порядок их использования, объекты, к которым они были применены, и полученные результаты. Должно быть также отмечено, что участники следственного действия были заранее предупреждены о применении этих средств фиксации. Показания, полученные при этом, по возможно-сти дословно заносятся в протокол, в котором делается отметка и о воспроизведении фонограммы (видеограммы) его участникам, их заявления по этому поводу. Перед началом фонозаписи допроса, очной ставки, другого следст-венного действия, проводимого в помещении, нужно убедиться в его защищенности от звуковых помех, а также в исправности средств зву-козаписи. Целесообразно составить план предстоящего следственного действия и четкий перечень вопросов, подлежащих выяснению. Реко-мендуется отчетливо произносить вопросы, задавая последующий толь-ко после того, как допрашиваемый полностью ответил на предыдущий. По окончании следственного действия важно обеспечить сохранность фонограммы — отломить на кассете специальное устройство, а затем поместить ее в футляр и опечатать. Средства звукозаписи используются следователем не только для фиксации хода и результатов следственных действий, но и для облегче-ния его работы по составлению процессуальных документов, особенно когда соответствующее действие проводится в условиях, затрудняющих ведение черновых записей (подвал, шахта, место пожарища и т.п.). То-гда необходимая для составления протокола информация просто «наго-варивается» в диктофон. Весьма активно звукозаписывающие средства используются и в оперативно-розыскной работе, особенно для фиксации прослушивае-мых телефонных и иных переговоров. С введением ст. 186 УПК РФ нового следственного действия «Контроль и запись переговоров», про-водимого на срок до 6 месяцев по делам о тяжких и особо тяжких пре-ступлениях, звукозапись при его производстве стала обязательной. В соответствии со ст. 84 УПК РФ материалы видео-аудиозаписи от-носятся к иным документам и являются доказательствами, если изло-женное в них имеет значение для установления обстоятельств, подле-жащих доказыванию. Применение звукозаписи создает дополнительные условия для оценки условий получения доказательственной информации, ее полно-ты и объективности. Как и материалы видеосъемки, фонограмма допро-са свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, говорящих правду, может быть использована для изобличения лиц, дающих ложные показания, путем ее воспроизведения, если очная ставка между ними тактически нецелесообразна. Фонограмма, полученная в ходе оперативно-розыскного мероприя-тия, может быть впоследствии легализирована и, став вещественным доказательством по делу, использоваться для идентификации личности говорившего путем опознания по голосу и речи либо производства су-дебно-фоноскопической экспертизы. В ходе оперативно-розыскных ме-роприятий звукозапись может быть применена для фиксации противо-правных действий (угроза убийством, вымогательство взятки, перего-воры между заказчиком и киллером и т.п.). Применение криминалистической видеозаписи при расследовании преступлений необходимо в тех случаях, когда важно запечатлеть какое-либо действие, существенное для установления истины по делу, динамику развития события или явления вместе с сопровождающими их звуками. Средства и приемы криминалистической видеозаписи. В настоящее время в следственной практике используется обычная и цифровая ви-деоаппаратура формата VHS в основном зарубежного производства, которая дает возможность получить качественное цветное изображение даже в условиях очень слабой освещенности, гарантируя его яркость, контрастность, интенсивность и разрешающую способность (передачу мелких деталей). Видеокамеры могут работать как от сети переменного тока, так и от аккумулятора. Они просты в использовании, но представляют собой сложные электронно-механические устройства, требующие соблюдения инструкции по эксплуатации и уходу. Отдельные модели видеокамер оснащены лампами подсветки, автоматически включающимися при недостаточной освещенности снимаемых объектов, причем изменение последней задает яркость светового потока. Наличие электронного ста-билизатора устраняет дрожание кадра, вызываемое колебаниями каме-ры при съемке «с рук». Практически все современные видеокамеры имеют объективы с пе-ременным фокусным расстоянием, варьирующим в широком интервале от 4 до 400 и более крат. Это позволяет получать с одной точки съемки изображения разного масштаба, но всегда резкие вследствие автомати-ческой фокусировки объектива. В электронном видоискателе (лучше, если он цветной) воспроизводятся день, месяц, год, часы и минуты про-изводства записи. Эти данные фиксируются на ленте и могут иметь важное криминалистическое и доказательственное значение. С помощью специального принтера можно получить фотоизображение с того или иного кадра видеоленты. Видеозапись на предварительном следствии необходима, чтобы в динамике фиксировать образную и звуковую криминалистическую информацию, получаемую при производстве следственных действий. Этой цели подчинено использование приемов видеозаписи, которые должны обеспечивать документальность и вместе с тем выразитель-ность видеофильма, ориентируя в обстановке производства следствен-ного действия, показывая связи между объектами, заостряя внимание на криминалистически существенном. Документальный видеофильм, в полной мере отражающий следст-венное действие, можно снять, лишь правильно применяя операторские приемы видеозаписи, следя за доброкачественной фиксацией не только изображения, но и звука. Из основных операторских приемов можно выделить панорамиро-вание, наезд и отъезд. Панорамирование — это съемка камерой, нахо-дящейся в движении. Оно бывает статическим и динамическим. Стати-ческую панораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизон-тальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопанораму, во втором — вертикальную. При динамическом пано-рамировании запись осуществляется камерой, перемещающейся в про-странстве. Такой прием рационально применять тогда, когда нужно запечатлеть большие площади или объекты значительной протяженно-сти. Разновидности динамических панорам — линейная панорама, при съемке которой камеру постепенно перемещают параллельно фрон-тальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следова-ния, когда с камерой движутся за объектом, фиксируя его. Панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кад-рами, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видео-фильма, запечатлевшего следственное действие. Внутри панорам це-лесообразно делать остановки (стоп-кадр) для выделения главных объектов. Здесь следует применять наезд, т.е. плавный переход от общего плана к среднему и крупному. Отъезд — прием, обратный наезду, обычно позволяет поддерживать ориентацию в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо для ввода в кадр других лиц после показа основного персонажа съемки. По аналогии с криминалистической оперативной фотографией, ко-торая использует ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применяется общий, средний, крупный и детальный планы. Общий план предпочтителен при ориентирующей и обзорной фиксации места проведения следствен-ного действия. Он показывает перемещение главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды судебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Сред-ний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет вни-мание на определенный объект, динамика которого становится уже хорошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр особенностей объектов съемки. Снимать эпизоды судебного видеофильма необходимо в той после-довательности, в какой они будут демонстрироваться, чтобы избежать монтажа. Съемку обычно ведут с уровня среднего роста, привычного и не искажающего перспективу. Нужно обращать внимание на освещение снимаемых объектов, нейтрализовать звуковые помехи. Для производ-ства видеозаписи в ходе следственного действия целесообразно пригла-сить специалиста-телеоператора, объяснив ему решаемую задачу. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» видеозапись допустима и при производстве оперативно-розыскных мероприятий. С ее помощью могут быть отра-жены обстоятельства совершения преступления, доказательства прича-стности к нему определенного гражданина, следы содеянного и др. Видеокадры, в том числе любительские, снятые, например, с помощью мобильного телефона, могут быть полезными для доказывания фактов встреч интересующих следствие субъектов, их знакомства, совместного времяпрепровождения, пребывания в определенное время в конкретном месте. На таких кадрах может быть замечательно и само событие пре-ступления. Опровергнуть подобные доказательства в силу их наглядно-сти и убедительности весьма и весьма трудно. Контрольные вопросы 1.Что понимается под криминалистической фотографией, какие за-дачи решаются с ее помощью в уголовном судопроизводстве? 2.Из каких частей состоит криминалистическая фотография, каково их основное содержание? 3.С какой целью используются панорамирование, метрическая и опознавательная съемки? 4.Как фотографируются место происшествия, труп, следы и пред-меты, на нем обнаруженные?
5.Раскройте содержание криминалистической исследовательской фотографии. 6.Для решения каких задач используется криминалистическая зву-козапись? 7.Назовите и раскройте основные приемы производства кримина-листической видеозаписи. Тема 7. Криминалистическое Исследование следов Лекция 1. Научные основы трасологии План лекции > 1. Научные основы и система криминалистического следо-ведения. > 2. Понятие и научные основы трасологии. > 3. Классификация следов в трасологии. Литература 1. Ищенко Е. П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. — М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2007. С. 152-159. 2.Криминалистика: Учебник /Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2005. С. 230-241. 3. Ищенко Е. П. Криминалистика: Краткий курс. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2006. С. 45-50. 4. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. — М: ЛексЭст, 2003. С. 114-121. > 1. Термин «расследование» не случайно имеет своим корнем Раскрытие преступлений, их быстрое и успешное расследование напрямую зависит от того, насколько полно следователь сумел выявить, закрепить, исследовать и использовать следы, отражающие ключевые обстоятельства расследуемого уголовно наказуемого деяния, его особенности и нюансы, отличающие содеянное от деликтов аналогичного состава. Преступное событие втягивает в свою орбиту многих людей, которые оставляют на предметах окружающей обстановки и друг на друге разнообразные следы. Как уже отмечалось, это различные изменения, появившиеся в обстановке места происшествия в связи с содеянным (следы в широком смысле) и следы-отображения одних объектов на других. О них и пойдет речь в этой и двух следующих лекциях. Будучи источниками информации о расследуемом преступном со-бытии, следы помогают разобраться в его сути, установить отдельные обстоятельства произошедшего, степень вины и ответственности каж-дого из причастных к нему лиц, другие важные фактические данные. Криминалистическое исследование позволяет идентифицировать конкретный объект, оставивший след (например, отождествить чело-века по следам его губ), либо определить его групповую принадлеж-ность (определить, из пистолета какой марки выстрелена пуля, гиль-за). Изучая следы, можно выяснить анатомо-физиологические и функциональные характеристики виновного (его рост, возраст, пол, силу, профессиональные навыки), определить время, в течение кото-рого произошло преступное событие, количество лиц, участвовавших в нем, направление движения автомобиля, скрывшегося с места про-исшествия, и др. Понятно, что следы в широком смысле гораздо многочисленнее и разнообразнее тех, которые передают только внешнее строение следо-образующих объектов, и изучаются наиболее традиционным разделом криминалистического следоведения — трасологией. В отличие от по-следней, криминалистическое следоведение рекомендует изучать следы не только в аспекте следового контакта объектов, но и с учетом взаимо-зависимости всех следов и объектов, причинно связанных с событием расследуемого преступления: его подготовкой, совершением, сокрыти-ем содеянного. В реальной действител
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.014 с.) |