Тема 20. Формы и тактика использования специальных знаний в расследовании преступлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Формы и тактика использования специальных знаний в расследовании преступлений



1. Формы применения специальных знаний

при расследовании..................................................... 271

2.Применение специальных знаний следователем с участием специалиста и посредством экспертизы 272

3.Подготовка и назначение экспертизы.................... 273

4.Получение образцов для сравнительного исследования 277

5.Проведение экспертизы.......................................... 278

6.Оценка заключения эксперта и его использование

в расследовании......................................................... 279

РАЗДЕЛ IV. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

РАССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Тема 21. Общие положения криминалистической

Методики расследования отдельных видов

Преступлений

1.Понятие, задачи, предмет и структура криминалистической методики расследования 281

2.Научные основы методики расследования преступлений 284

3.Ситуационные особенности этапов расследования...... 288



ОГЛАВЛЕНИЕ


Тема 22. Основы методики расследования

Преступлений «по горячим следам».

Основы методики расследования преступлений,

Совершенных организованными преступными

Формированиями

1. Понятие и задачи методики расследования преступлений

«по горячим следам»................................................. 291

2. Основные положения методики расследования преступлений

«по горячим следам»................................................. 292

3.Особенности, понятие и структура современной организованной преступности 295

4.Общие черты криминалистической характеристики преступлений, совершаемых ОПФ 296

5.Основные положения, методики расследования преступлений, совершаемых ОПФ 299

Тема 23. Методика расследования убийств

1.Общие положения методики расследования убийств 303

2. Расследование убийства при наличии трупа

потерпевшего.............................................................. 306

3. Особенности расследования убийств, связанных

с исчезновением человека.......................................... 313

Тема 24. Методика расследования изнасилований

1.Обстоятельства, подлежащие установлению......... 317

2.Типичные следственные ситуации первоначального

этапа расследования................................................... 321

3. Особенности производства первоначальных

следственных действий............................................... 323

Тема 25. Методика расследования хищений

Чужого имущества путем присвоения,

Растраты, мошенничества

1.Криминалистическая характеристика хищений.... 329

2.Расследование хищений, совершаемых

путем присвоения и растраты.................................... 332

3. Расследование хищений, совершаемых

путем мошенничества................................................. 337


ОГЛАВЛЕНИЕ



Тема 26. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации

1. Расследование случаев неправомерного доступа

к компьютерной информации.................................... 341

2.Расследование создания, использования, и распространения вредоносных программ для ЭВМ 347

3.Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ,

их системы или сети................................................... 351

Тема 27. Методика расследования налоговых преступлений

1.Выявление налоговых преступлений..................... 356

2.Методика расследования уклонений от уплаты

налогов с организаций............................................... 361

3. Методика расследования налоговых преступлений,
совершаемых гражданами................................................ 365

Тема 28. Методика расследования взяточничества и других проявлений коррупции

1.Криминалистическая характеристика взяточничества 368

2.Типичные следственные ситуации, версии и планирование расследования 372

3.Основы методики расследования взяточничества. 374

Тема 29. Методика расследования экологических преступлений

1.Криминалистическая характеристика экологических преступлений 380

2.Типичные следственные ситуации, версии и планирование расследования 382

3.Основы методики расследования экологических

преступлений.............................................................. 383

Дополнительная литература к темам.................... 390


От автора

Лекции, конечно, лучше всего слушать, причем из уст лектора, глубоко знающего излагаемый материал и умеющего его подать. Таких лекторов, увы, гораздо меньше, чем хотелось бы. Одни хорошо разбираются в своем предме-те, но излагают его на лекциях сухо, монотонно, нередко бессистемно или с большими отступлениями в область теории. Другие лучше знают практиче-скую, прикладную сторону освещаемой в лекциях учебной дисциплины. Их лекции сводятся к пересказу различных практических случаев и ситуаций с подтекстом «делай, как я». Третьи почти дословно повторяют соответст-вующие главы учебника, так, что студентам остается только следить, в какой строчке лектор пропустил или вставил слово. Есть, конечно же, множество промежуточных вариантов, но это не меняет сути вывода: лекторов от Бога совсем немного.

Тем, кто не может слушать таких лекторов, остается довольствоваться ме-нее яркими лекциями или самостоятельно штудировать учебники. Последние, как это ни печально, зачастую написаны тяжелым, казенным языком по прин-ципу: чем толще и мудренее, тем лучше. Поэтому разобраться в учебном мате-риале без посторонней помощи (вот зачем нужна лекция) бывает непросто. А что делать заочникам, фактически лишенным радости (или горечи?) общения с лектором, и тем, кто по каким-то причинам пропустил несколько хороших лекций либо решил сдать экзамен экстерном? Не говоря уже о тех, кто вынуж-ден слушать плохие лекции, отбивающие интерес к изучаемой дисциплине, а то и к самому процессу обучения.

Им и их собратьям по студенческому цеху и адресует автор этот курс лек-ций. Я занимаюсь криминалистикой более 30 лет, потому, надеюсь, в ней разобрался достаточно основательно. Хочу помочь в этом и моим будущим читателям, потому постарался изложить материал только тот, который необ-ходим, и так, чтобы все было понятно и, по возможности, интересно.

Задача эта не из простых. Как мне удалось с ней справиться — судить чи-тателям, среди которых могут быть не только студенты, но и начинающие, неопытные преподаватели криминалистики. Они могут брать содержание той или иной лекции за основу и насыщать чем-то новым, появившимся в науке и практике совсем недавно, иллюстрировать содержание излагаемого мате-риала примерами из своей практики. Это позволит им поднять уровень читае-мых лекций до требований, предъявляемых стандартом юридического образо-вания в стране, заинтересовать студенческую аудиторию, привить студентам интерес к криминалистике.

Хочу подчеркнуть, что криминалистические познания необходимы:

1. Следователю (дознавателю) — для раскрытия и расследования преступ-лений, доказывания виновности лица, совершившего преступление, реабили-тации невиновных, а в более широком аспекте — для реализации тезиса о неотвратимости наказания за уголовно наказуемое деяние.


IV

2. Прокурору — для качественного надзора за осуществлением предва-рительного следствия и дознания по уголовным делам, реализации принци-па неотвратимости справедливого наказания за содеянное.

3. Адвокату — для защиты, построенной на криминалистическом анализе материалов уголовного дела. Такая защита на порядок доказательнее и убеди-тельнее традиционной, делающей основной упор на процессуальные наруше-ния. Тогда анализируется качество расследования, обнажаются его слабые стороны, бреши в цепи доказательств, их внутренние нестыковки и др.

4. Судье — для оценки качества, сущности проведенного предваритель-ного расследования, а не только формальной — процессуальной его сторо-ны, в особенности для грамотного ведения судебного следствия, в том чис-ле путем проведения более широкого круга следственных (судебных) дей-ствий (а не только допросов), назначения судебных экспертиз. В итоге — законность, обоснованность, справедливость выносимого судьей приговора.

5. Частному детективу — для быстрого и качественного выполнения заказов своих клиентов, сбора и документирования материалов, необходи-мых для представления заказчику.

6. Юрисконсульту — для решения вопросов, имеющих криминальную подоплеку (утечка конфиденциальной информации конкурирующей фир-ме — установление источника, поддельные финансовые, бухгалтерские, иные документы, атаки на информационные массивы фирмы, компьютер-ные преступления, поддержка сотрудников, ставших жертвой преступного посягательства, и т.д.).

7. Просто интеллигентному человеку криминалистические знания по-зволят развить наблюдательность, способность анализировать ситуацию в целом и ее детали, проводить косвенный допрос, психологическое тести-рование. Домашние фотографии и видеозаписи будут выполнены грамотно, качественно, а не как попало. Зная криминалистику, легче не стать потер-певшим, а если стал, выйти из этого унизительного положения с наимень-шим уроном и др.

Знание криминалистики дает ощутимое преимущество перед теми, кто получил диплом за рубежом, перед коллегами-конкурентами. Они, в луч-шем случае, изучали полицейскую технику, а не криминалистику, так что им можно «утереть нос», чтобы сильно его не задирали.

Итак, уважаемые читатели, перед вами — курс лекций, проштудировав который, вы пополните пытливое племя криминалистов. Желаю вам успеха на этом пути.

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

Заслуженный юрист РФ,

академик РАЕН,

доктор юридических наук, профессор Е.П. Ищенко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.015 с.)