Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отражающие пространственную ориентацию движенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Размещение самостоятельных частей документа Размещение точек начала и окончания
Размещение текста относительно краев листа бумаги Размещение точек соединения движений
— Направление линий письма в строке — Размер интервалов между словами Размещение точек пересечения движений относительно линии письма Размещение движений по вертикали —
Размер интервалов между строками Размещение движений по горизонтали Форма линий письма > 4. Подготавливая материалы к почерковедческой экспертизе, назначая ее и оценивая заключения почерковедов, необходимо помнить следующие важные положения. Почерк — это манера написания, определенная система движений при исполнении рукописи. Его характеризуют общие (степень выработанности, сложность, связность, размер, разгон, наклон, общая форма и направление движений, нажим) и частные (форма, направление, сложность движений, способ их начала и окончания при выполнении букв и их элементов) признаки. Индивидуальных признаков почерка нет, поскольку тот или иной признак может встречаться в рукописях разных лиц. Неповторима только определенная совокупность общих и частных признаков почерка. Для производства почерковедческой экспертизы необходимы свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы почерка подозреваемого лица, с которыми эксперт будет сравнивать интересующий следствие рукописный документ. К первым относятся рукописи, выполненные рукой заподозренного лица до возбуждения против него уголовного преследования и не в связи с ним. Это: заявления о приеме на работу, о предоставлении материальной помощи либо отпуска, дневниковые записи, служебные записки, рапорта, объяснительные и т.п. Условно-свободные образцы — это рукописи, выполненные подозреваемым уже после возбуждения дела, а потому могущие содержать элементы маскировки и изменения почерка. Экспериментальные образцы — рукописи, выполненные подозреваемым под диктовку следователя и содержащие те же слова и обороты речи, что исследуемый документ. Документом — объектом почерковедческого исследования могут быть как рукописи (письма, дневники), так и краткие записи, подписи, цифровые или символические знаки, в которых проявились устойчивые частные признаки письма и почерка. Основной задачей, решаемой экспертом-почерковедом, является идентификация конкретного исполнителя рукописных знаков. В ряде случаев определяется количеством исполнителей рукописных записей (подписей). Решаются также и диагностические задачи: выяснение условий исполнения рукописи (в движущемся транспорте, стоя, лежа), душевного и психофизического состояния писавшего, способа умышленного искажения привычного почерка, подражания почерку другого человека, установление возраста, пола, профессии исполнителя и др. Разработаны методики, позволяющие по почерку определять некоторые черты характера, уровень интеллектуального развития и др. (Об этом см., например: Алесковский С.Ю., Комиссарова Я.В. Основы графологии. — М: Юрлитинформ, 2006.) Почерковедческое исследование включает: 1) подготовкау к произ-водству экспертизы; 2) раздельное исследование интересующей следст-вие рукописи и образцов; 3) сравнительное исследование названных объектов; 4) оценку выявленных совпадений и различий, формулирова-ние вывода. Готовясь к исследованию, эксперт проверяет достаточность пред-ставленных материалов, данных об обстоятельствах исполнения руко-писи, личности предполагаемого исполнителя, возможном изменении им почерка. На последние обстоятельства указывают такие признаки, как замедленность движений, ухудшение их координации при письме по сравнению с обычной скорописью, которой исполнены свободные образцы. На стадии раздельного исследования эксперт выявляет и анализиру-ет присущие исполнителю рукописи особенности письменного навыка. Он выделяет общие, а затем и частные признаки почерка, а также учи-тывает признаки письменной речи, которые мы рассмотрим, знакомясь с методикой автороведчиской экспертизы. В зависимости от условий выполнения рукописи навык пишущего проявляется в виде определенного изменения признака. Задача экспер-та — установить особенность письменного навыка путем анализа ва-риативности признаков и условий их проявления. Установив по спор-ной рукописи конкретные особенности письменного навыка, эксперт (на стадии сравнительного исследования) сопоставляет их с аналогич-ными особенностями навыка ее предполагаемого исполнителя. Результаты раздельного и сравнительного исследований эксперт для наглядности фиксирует в так называемой разработке почерка. С одной стороны стандартного бумажного листа графически приводятся основ-ные варианты каждого признака, создающего представление о каждом из письменных навыках исполнителя. С другой стороны листа приво-дятся соответствующие варианты письма подозреваемого лица. Разра-ботки существенно облегчают и визуализируют анализ вариантов при-знаков и установление особенностей письменного навыка. Выявленные в ходе сравнительного исследования совпадения и раз-личия общих и частных признаков эксперт подвергает итоговой оценке, на основе которой и формулирует выводы. Совокупность совпадающих признаков должна приводить к положительному выводу о тождестве лишь тогда, когда она индивидуальна, т.е. не повторяется в письме дру-гих лиц. Выявленные различия в своей совокупности могут стать осно-вой вывода об отсутствии тождества только тогда, когда они представ-ляют собой устойчивые особенности навыка, а не естественные вариа-ции или следствие умышленного изменения почерка. Оценивая вывод эксперта-почерковеда, следователь должен вникнуть в примененную методику исследования, тщательно сопоставить приведенные в разработке почерка особенности письменного навыка, а также ответы эксперта с материалами расследуемого дела. В дальнейшем экспертное заключение поможет ему изобличить виновного или прекратить дело в отношении невиновного лица. На разрешение почерковедческой экспертизы обычно выносятся следующие вопросы: 1) кем выполнена подпись от имени конкретного лица: им самим или другим человеком; 2)одним или разными лицами выполнены тексты (подписи) в разных документах либо части текста в одном документе; 3) кем из числа подозреваемых лиц выполнены в представленных документах тексты, цифровые или буквенные записи; 4)не дописаны ли слова или цифры в данном тексте другим человеком; 5) кем выполнен текст — мужчиной или женщиной, к какой возрастной группе относится это лицо; 6)не имеется ли в представленном тексте признаков намеренного искажения почерка, исполнения текста в непривычных условиях или необычном состоянии. > 5. Аналогичный подход должен быть и к заключению судебно-автороведческой экспертизы документов, проводимой чаще всего для установления автора анонимного текста. Поскольку здесь анализируется не внешняя — почерковая, а внутренняя — содержательная сторона документа, то объектами исследования могут выступать не только рукописные, но и машинописные, компьютерные, полиграфические и иные тексты. Криминалистическое автороведение вобрало достижения ряда наук, изучающих закономерности письменной речи: лингвистики, теории коммуникации, логики, психолингвистики, социологии и др. В письменной речи проявляется сущность человека, опосредованная системой графических языковых знаков. Она характеризуется стилем изложения, лексикой языка, общим уровнем грамотности и некоторыми другими особенностями изложения мыслей в письменной форме. Стиль — это манера изложения и композиционное построение рукописи. Он может быть бытовым, канцелярским, научным, литературным и др. Лексика — словарный состав документа. Он может быть бедным, тавтологичным (повторение одних и тех же слов и оборотов), имеющим вкрапления литературных сравнений и образов, а также богатым литературно-художественными элементами изобразительных языковых средств (в криминалистической практике встречается довольно редко). Лексика анонимного документа может содержать профессиона-лизмы — слова, характерные для терминологии лиц определенных профессий (юристы, медики, спортсмены и т.д.); архаизмы — слова, которые вышли из активного употребления, устаревшие (уста, лани-ты, чело и т.п.); диалектизмы — слова характерные для разговорной речи лиц, проживающих в определенных регионах страны (вица, пи-мы, держак, любо); жаргонизмы — слова, характерные для бытового жаргонного языка проституток, воров, наркоманов, карточных шуле-ров, попрошаек, мошенников и других преступных и асоциальных категорий, а также для профессионального жаргона моряков, строите-лей, рыбаков, шахтеров и др. Важное криминалистическое значение имеет и такая особенность письменной речи, как модификация, представляющая собой внесение внутренних закономерностей построения родного языка в неродной (эта особенность проявляется и в устной речи, в частности, как акцент). Следственной практике известен случай, когда в кармане куртки убитой было обнаружено письмо, написанное на русском языке, но с явлением модификации. Автор письма клялся адресату в любви и звал приехать в тот город, в окрестностях которого и был обнаружен труп. Эксперт-авторовед установил, что родным языком писавшего является табасаранский — язык небольшой народности, живущей в Дагестане. Именно это помогло установить, а затем изобличить убийцу. Как очевидно из приведенного примера, криминалистическое ав-тороведение сориентировано либо на отождествление автора одного или нескольких анонимных документов, либо установление его при-надлежности к определенной группе лиц (в зависимости от его про-фессии, образовательного уровня, национальности, навыков опреде-ленного стиля письменной речи и др.). Базируется оно на результатах изучения закономерностей речевого поведения людей, определяющих индивидуальность, устойчивость и вариационность письменной речи, которая содержит комплекс неоднородных языковых и интеллекту-альных навыков. Языковые навыки включают орфографические, пунктуационные, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические навыки. Первые два навыка выполняют в письменной речи вспомогательную роль, поскольку неразрывно связаны с письмом и сами по себе не суще-ствуют. Интеллектуальные (мыслительные) навыки определяют способ познания окружающей действительности, обусловленный индивиду-альным опытом и особенностями психики конкретного человека. Язы-ковые и интеллектуальные навыки проявляются при построении выска-зываний, которые либо соответствуют определенным речемыслитель-ным нормам, либо отклоняются от них. Хотя соблюдение таких норм является обязательным для всех носителей данного языка, в речевой практике имеет место ряд устойчивых отклонений, вызванных усло-виями, в которых они формировались у данного человека, влиянием телевидения и радио, других языков, диалектов и иных факторов. В детстве и отрочестве формируется обиходный стиль речи; полу-чая среднее образование, человек овладевает нормами литературного языка, публицистическим стилем речи. При обучении в вузе его язык совершенствуется, публицистический стиль может дополниться науч-ным, обогатиться литературными, ораторскими приемами; кроме того, словарный запас значительно расширяется за счет специальной терми-нологии. По завершении учебы речемыслительные навыки человека, как правило, приобретают относительную устойчивость, стереотипность. При этом своеобразие условий формирования каждой личности созда-ет индивидуальные речемыслительные навыки. Они проявляются в том, что каждый: человек владеет не всей совокупностью существующих и постепенно изменяющихся норм, а только их частью, из которой в сво-ей речевой практике использует привычный набор достаточно стерео-типных фраз, сообразуясь с жизненной ситуацией. Поэтому языковые и интеллектуальные навыки каждого грамотного человека, проявляющие-ся в письменной речи, индивидуальны и неповторимы, что и позволяет отождествить автора текста, интересующего следствие, путем судебно-автороведческой экспертизы. Признаки письменной речи дифференцируются на общие и част-ные. Общим признаком языкового навыка считается его структурная зрелость, степень развития. Различают высокую, среднюю и низкую степень развития грамматических, лексико-фразеологических и сти-листических навыков письменной речи, а для степени развития орфо-графических и пунктуационных навыков предусмотрена еще и нуле-вая степень их развития. Критерием отнесения данных признаков письменной речи к той или иной степени служит их соответствие литературным нормам. Частные признаки развития языковых навыков отображают различ-ные свойства, особенности структуры этих навыков, проявляющиеся в устойчивых нарушениях культуры речи, в привычных языковых сред-ствах и стереотипных сочетаниях таких средств, используемых челове-ком в типичных ситуациях письменного общения. Следует подчерк-нуть, что при разработке системы признаков письменной речи установ-лены количественные критерии их выделения, а также взаимные корреляционные зависимости (см. схему 6). Схема 6 ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ЧАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ
1. Степень развития грамматических навыков (орфографические, пунктуационные, синтаксические ошибки — общий уровень грамотности). 2. Степень развития лексических навыков (словарный запас). 3. Степень развития стилистических навыков (различные стили изложения, архитектоника). 4. Уровень владения письменной речью (зависит от степени развития грамматических, лексических, стилистических навыков). 1. Грамматические: • орфографические • пунктуационные • синтаксические.
2.Авторская лексика. 3.Использование символов, сокращений, аббревиатур, исправлений, вставок, правок. 4.Акцентирование определенных слов, словосочетаний, предложений. Криминалистическая автороведческая экспертиза исследует тексты анонимных документов, имеющие объем не менее 800 слов. Меньший объем весьма затрудняет получение данных об уровне образования авто-ра, его эмоциональном состоянии, системе взглядов на жизнь, возрасте, профессии и других личностных качествах. В распоряжение эксперта-автороведа необходимо представить свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы письменной речи подозреваемого лица, ко-торые должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, периоду составления, стилю, состоянию автора, адресату и характеру речевого общения. Автороведческая экспертиза состоит из таких стадий, как подгото-вительная; раздельное и сравнительное исследование; подведение ито-гов и формулирование вывода. Вначале эксперт-авторовед, ознакомив-шись с постановлением следователя и приложенными к нему материа-лами, оценивает их в аспекте качества, количества и достаточности. На стадии раздельного исследования эксперт определяет стиль пись-менной речи, уровень развития лексико-фразеологических, стилистиче-ских и синтаксических навыков, а также их особенности. В ходе срав-нительного исследования выявляются совпадения и различия общих и частных признаков языковых навыков: использование при описании однотипных ситуаций одинаковых лексико-синтаксических средств, а для выражения сходных мыслей — однотипных языковых структур, шаблонная композиция фрагментов изложения, употребление стерео-типных вводных оборотов, придаточных предложений и т.п. Одним из первых в истории отечественной криминалистики авторо-ведческим исследованием была экспертиза, проведенная в 1886 г. по уголовному делу, возбужденному по факту отравления помещика Пети-на стрихнином. Исследовались тексты анонимных писем, полученных уездным предводителем дворянства, написанных студентом Анисимо-вым, проживавшем в семье Петина на правах домашнего учителя, а также «краткая биография» погибшего, составленная Анисимовым. Хотя почерк всех трех документов заметно различался, языковые сред-ства очень четко совпадали. Так, во всех текстах Петин именовался «отвратительным подонком мошенничества», все они содержали такие излюбленные Анисимовым стереотипные выражения, как «змеиный шипучий яд», «послужить к чему-либо» и «сказать несколько слов». Все предложения начинались с союза «и»: «и когда за чаем», «и причина его болезни»; вместо предлога «из» автор употреблял «с»: «с его рассказа стало ясно», «мне известно с телеграммы». Все три текста пронизывала общая мысль, что Петин давно заслужил смерти «своим чертовски развратным поведением», а потому виновного не следует искать, он чист перед Богом и людьми. Заключение экспертов стало одним из веских доказательств виновности студента Анисимова в умышленном отравлении Петина, с женой кото-рого он был в интимных отношениях. На разрешение судебной автороведческой экспертизы могут быть вынесены такие вопросы: 1) является ли подозреваемый автором спор-ного документа; 2) не подозреваемым ли составлены тексты № 1, 2, 3, представленные на исследование; 3) каков образовательный уровень автора представленного документа; 4) является ли для него родным русский или какой-либо другой язык; какой именно; 5) носителем како-го наречия (диалекта, говора) является автор исследуемого документа; 6) не составлен ли данный документ с намеренным искажением призна-ков письменной речи или человеком, находившимся в определенном психофизиологическом состоянии (стресс, опьянение). Контрольные вопросы 1.Охарактеризуйте документ как объект криминалистического ис-следования, дайте классификацию документов. 2.В чем состоит криминалистическое исследование документов, ка-ковы его виды и решаемые при этом задачи? 3.В чем состоят научные основы судебного почерковедения? 4.Какие задачи решает почерковедческая экспертиза, как она проводится? 5.Каковы задачи и методика проведения автороведческой экспертизы?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.236 (0.014 с.) |