Сказка. Особенности сказки как жанра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказка. Особенности сказки как жанра



Вопросы к повторению по детской литературе

1. Детская литература – часть общей художественной литературы. Особенности детской книги, обусловленные возрастом читателей.

2. Понятие детский фольклор. Возможности использования малых фольклорных жанров в работе с детьми в разные режимные моменты. Чтение малых фольклорных жанров наизусть.

3.Сказка. Особенности сказки как жанра. Виды сказок. Подобрать сказку для самых маленьких. Показать фрагмент работы с детьми с использованием одного из видов театра.

4. Составить перечень русских народных сказок для чтения детям 4 – 5 лет. Выбор обосновать возрастными особенностями и особенностями видов сказок.

5.Составить перечень русских народных сказок для чтения детям 6 – 7 лет. Выбор обосновать, исходя из психологических особенностей детей и особенностей жанра.

6. Особенности сказок Ш.Перро, место сказок в работе с дошкольниками.

7. Сказки Братьев Гримм в детском чтении. Выбор обосновать исходя из художественных особенностей сказок.

8. Сказки Г.Х.Андерсена в чтении дошкольников. Многообразие героев и сюжетов.

9. Произведения А.С.Пушкина, вошедшие в круг детского чтения. Роль произведений А.С.Пушкина в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

10. Сказка П.Ершова «Конек-Горбунок». История ее создания, использование народных сюжетов и мотивов.

11.Педагогические взгляды В.Ф.Одоевского и их воплощение в литературных произведениях для детей.

12. К. Чуковский – детский поэт, сказочник, исследователь детского словотворчества.

13. Книга К.Чуковского «От двух до пяти». Методическая ценность книги.

14.Многообразие жанров и тем в творчестве С.Маршака.

15. Детская жизнь в стихах А.Барто. Чтение стихов для детей младшего дошкольного возраста наизусть.

16. Мир ребенка в произведениях С.Михалкова.

17. Художественное и научное в произведениях В.Бианки.

18. Е.Чарушин – писатель и художник. Чтение рассказа с листа.

19. Значение юмористической прозы в развитии чувства юмора (на примере творчества одного из писателей).

20. Роль книги во всестороннем воспитании дошкольников.

21. Произведения К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого для детей. Многообразие жанров и тем. Единство педагогического замысла и его литературного воплощения.

22. Значение пейзажной лирики для развития детей дошкольного возраста. Чтение стихотворения о природе наизусть.

23. Басни в детском чтении. Чтение басни наизусть.

24. Книжная иллюстрация в восприятии литературного текста.

25. Обосновать значение владения техникой речи для педагога. Раскрыть составляющие техники речи. Привести примеры.

26. Составить вступительное слово для детей старшего дошкольного возраста перед чтением произведений одного из авторов детской литературы.

27. Подобрать комплекс упражнений на развитие интонационной выразительности у детей. Продемонстрировать фрагмент работы.

28. Рассказывание русской народной сказки.

29. Место литературного досуга в формировании у дошкольников представлений о произведениях художественной литературы.

30. Работа с семьёй по формированию читательских интересов у детей в разных возрастных группах.

 

 

1. Дет.литра-часть общей худож литры.

Дет.литра –это литра созданная спец. для детей,опред.возраста от того момента,когда он явл-ся слущателем и до юношеских лет.

Бывает дошкольная и школьная.

Дет.литра выполняет ту же функцию, что и взрослая, т.к. явл. Формой познания мира и его отражением. Дет.произведения имеют ту же структуру,что и взрослая, есть завязка, развязка сюжета, кульминация, развязка.

Особенности дет.книги: книги небольшие по объёму, сюжет развивается динамично,быстро, сюжет занимателен, герои конкретны(или положит. Или отрицательные), часто героем явл. Ребёнок, дет.книги иллюстрированы обязательно, книга всегда печатается крупными буквами.

Круг детского чтения – это все те произведения,которые мы читаем детям.Это понятие шире,чем понятие дет.литература.(Пушкин читаем Гуливера, а стихи его все для взрослых поидее).

 

2. Фольклор, признаки, его роль в формировании

Фольклор- это устное народное творчество,т.е. всегда придуманное народом.

Понятие ввёл Джеймс Томс в середине 19 века.

Признаки: - устность (без автора), -вариативность(один придумал,другой изменил и добавил своё ит.д.), - коллективность создания и распространение, - фольклор это понятие историческое, поэтому в нём изображ. То время, когда и написано, - всегда отражаются события, нравы,обычаи того народа, которому создаётся.

Под детским вольклором понимаем все устные произведения созданные как взрослыми для детей, так и самими детьми.

Дет фольклор разделяется на малые фольклорные жанры (колыбельные,заклички,пестушки,потешки,дразнилки,считалки,словесные игры) и сказки.

Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками развивается мелкая моторика.

 

Сказка. Особенности сказки как жанра

Сказка – это устное- поэтическое произведение, прозаическое, фантастического характера, но имеющее прочную реалистическую основу.

Особенности: - поэтический смысл,

- структура сказки – иногда начинается с присказки- это стихотворныеили прозаические строки,настраивающее на восприятие сказки. Может нач-ся с зачина (жили-были, в нек царстве нек гос-ве), или традиционное развитие сюжета.

Традиционная концовка.

- герои сказок конкретны обычно

-идея сказок – чаще добро побеждает зло

- используется приём антропоморфизма, т.е. очеловечение животных

- сказки написаны напевным, выразительным языком, это достигается за счёт:1. использ. Постоянных формулировок, сравнений, эпитетов, использование суш-ых с уменьш ласкат суффиксами.2. использ песенок вставок, 3.использ пословиц и поговорок. 4. Использ-е тафтологии (повтор-е слов), использ. Аллитерации (звукоподражание)

4. Особенности сказок о животных.

Сказка – это устное- поэтическое произведение, прозаическое, фантастического характера, но имеющее прочную реалистическую основу.

Бывают: о животных, волшебные, социально-бытовые, докучные

О животных:

Появились в первобытные времена, первые сказки напоминали охотничие рассказы.Только на позднем этапе появ. Сказки иносказательные,т.е. когда за образом животного подразумевается образ человека.

Особенностью явл то, что животные в них разговаривают,живут как люди.(антропоморфизм)

Рассматр-я композицию нет присказки, зачин если есть то чаще «жили были»

В основе сюжета может лежать тема встречи, мб один эпизод или повторение эпизода.(т.е. кумулятивные: колобок,теремок). Конец традиционный или неожиданный.

Смысл сказок обычно о взаимоотношении и взаимовыручки, или наказании какого-то порока, бывает воспевается смекалка.

Герои животные бывают добрые и злые, оценивает их человек.

Иногда использ постоянные формулировки, сущ. С умень ласк суфф., диалоги, повторения, песенки-вставки.

Это самые простые сказки,кот можно читать детям с 3х лет.

Сказки Ш.Перро

(1628 – 1703) 17 век.

Первая его сказка «Спящая красавица» вышла в 1696 году. А спустя год вышел сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или истории из сказки былых времён с маралями и наставлениями». Всего у него 11 сказок: Золушка, Кот в сапогах, Синяя Борода, Красная шапочка, Спящая красавица, мальчик спальчик, Ослиная Шкура,Подарки Феи, Рики Хохолок, Смешные желания, Гризельда.

Сначала все сказки были издына под фамилией его сына Арманкур, и только потом под своей.

Все его сказки волшебные.

Сказки литературные, но в ранних особенно сохран. Фольклорная основа.

Создавая сказки в народном духе, проявляет симпатию к простому народу, возвеличивает своих героев.

Чтобы сказки читало высшее общество, изменился стиль сказок, Перро облагородил и убрав грубость и жестокость.

Сказки написаны как для детей, так и для взрослых. В сказках для взрослых выведены моральные наставления.

Его сказки двухплановые, 1й план понятен ребёнку, 2й философский для взрослых.

Для его сказок характерна ирония и юмор.

Крас. Шапочка – сред гр, золушка – старш гр, смешны желания – нач школа/подгот гр, Грезельда – нач школа

 

Бр.Гримм – биография книги

Ушинский автор учебных книг

Одна из первых учебных книг написанная «Детский мир» - это книга предназначалась для обучения в нач классах Смольного института.Книга сост из 4х частей и в каждой части содерж было по различным предметам,как энциклопедия. В 1864 г. Им была написана книга «Родное слово» она предназнач для чтения в городских истоках и семье. Ушинский включ в эту книгу 3 группы произведений: фольклор, произ-я классиков русск лит-ры, произведения Ушинского.

1.научно-познавательные статейки: а)научно-популяр-е или деловые – это всё,что окруж детей,написано про посуду, мебель..,признаки,бытовые вещи.Написано сухим,деловым,чётким языком..б) научно-худож-ые или животные- написаны образным и выр-ым языком,по стилю напоминают ритмическую прозу,они лаконичны,но в тоже время эмоциональны.

2.пословичные рассказы – в них раскрыв-ся смысл пословицы (вместе тесно- врозь скучно) для них характерно, что глав нерои – дети, объём небольшой, всегда решаются этические вопросы, идея в названии.

3.рассказы о производстве.Ушинский много уделял внимания нравственному воспитанию,стремился воспитывать потребность в труде.

4.рассказы о природе – «дети в роще», «история одной яблоньки», В рассказах познавательное,основаны на науч связях,использ в некоторых приём антропоморфизма, во всех рассказах, решаются педагогич задачи, стремится к тому, чтобы ребёнок делал выводы сам.

 

Биография К. Чуковского

Русский писатель, литературовед, фоктор филологических наук. Настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков. Родился 19 марта (в Петербурге. Когда ему было три года, родители развелись, он остался с матерью. Жили на юге, в бедности. Учился в одесской гимназии, из пятого класса которой был исключен, когда по специальному указу учебные заведения "освобождали" от детей "низкого" происхождения. С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, изучил самостоятельно английский и французский языки. В 1901 начал печататься в газете "Одесские новости", в качестве корреспондента которой был в 1903 направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. После возвращения поселился в Петербурге, занялся литературной критикой, сотрудничал в журнале "Весы".В 1905 Чуковский организовал еженедельный сатирический журнал "Сигнал", где помещались карикатуры и стихи антиправительственного содержания. Журнал подвергся репрессиям за "поношение существующего порядка", издатель был приговорен к шести месяцам заключения. После революции,критические очерки Чуковского появились в различных изданиях. В 1912 Чуковский поселился в финском местечке Куоккола, где подружился с И. Репиным, Короленко, Андреевым, А. Толстым, В. Маяковским и др.Позднее он напишет мемуарно-художественные книги об этих людях. Многогранность интересов Чуковского выразилась в его литературной деятельности: издал переводы из У. Уитмена, изучал литературу для детей, детское словесное творчество, работал над наследием Н. Некрасова, своего любимого поэта. Выпустил книгу "Некрасов как художник" (1922), сборник статей "Некрасов" (1926), книгу "Мастерство Некрасова" (1952).В 1916 по приглашению Горького Чуковский стал руководить детским отделом издательства "Парус" и начинает писать для детей: стихотворные сказки "Крокодил" (1916), "Мойдодыр" (1923), "Муха-цокотуха" (1924), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929) и др.Чуковскому принадлежит целая серия книг о мастерстве перевода: "Принципы художественного перевода" (1919), "Искусство перевода" (1930, 1936), "Высокое искусство" (1941, 1968). В 1967 вышла книга "О Чехове". В последние годы жизни он выступал со статьями-эссе о Зощенко, Житкове, Ахматовой, Пастернаке и многих других. В возрасте 87 лет К. Чуковский умер 28 октября 1968. Похоронен в Переделкино под Москвой, где он жил долгие годы.

 

Биография С. Маршака

Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964), поэт, переводчик. Родился 22 октября в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова — известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов. В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу в Ялте, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий после революции, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой. В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев. С начала 1920-х участвует в организации детских домов,создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя. В 1923, вернувшись в Петроград, создавал свои первые оригинальные сказки в стихах — "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводил с английского детские народные песенки -— "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавлял один из первых советских детских журналов — "Новый

Робинзон", вокруг которого группировались талантливые детские писатели. С 1924 руководил детским отделением ОГИЗа в Ленинграде и был деятельным покровителем авангардистов, например обэриутов (Д. Хармс, А. Введенский), Е. Шварца, Б. Житкова, которые под его руководством стали писать для детей.Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.Его книги для детей, представляющие собой краткие рассказы в стихах, — "Багаж", "Мистер Твистер", "Блиц-фрицы", богаты по содержанию и по форме, пытаются охватить все доступные ребенку стороны жизни и в то же время соответствуют современной тематике. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом". В 1961 вышел сборник статей "Воспитание словом" — итог большого творческого опыта писателя. В 1963 вышла "Избранная лирика" — последняя книга писателя. Лирика Маршака, не предназначенная для детей, отличается простотой, конкретностью, ясностью. Его поэтический стиль консервативен и классичен, язык его произведений отличает близость к разговорной речи.

С. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.

Биография С.Михалкова

Сергей Владимирович Михалков (1913 - 2009) – писатель, поэт, драматург, баснописец, председатель Союза писателей России, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР, политический деятель. Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. По отцовской линии он происходил из старинного дворянского рода Михалковых. Кроме Сергея, в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил и Александр. Писать стихи Сергей начал уже в 9 лет. Его раннее творчество высоко оценил поэт А. Безыменский. Затем Сергей вместе с родителями переселился в Ставропольский край. Именно там, в 1928 году было опубликовано первое стихотворение Сергея Михалкова. Окончив школу, юный поэт возвратился в столицу. Он работал в нескольких местах до тех пор, пока, наконец, не стал внештатным сотрудником газеты «Известия». Уже тогда его стихи печатались в самых известных газетах и журналах страны, например, в «Огоньке», «Правде», «Комсомольской правде», «Известиях», но после печати в 1935 году поэмы «Дядя Степа» по-настоящему прославился. В год выхода поэмы Михалков начал учебу в Литературном институте, а уже в 1937 году стал членом «Союза писателей СССР». В 1939 году он получил высшую награду СССР – орден Ленина. После окончания войны сменил направление творчества. Появились известные стихи для детей Сергея Михалкова. Также он создавал детские пьесы, писал сценарии к мультфильмам. Михалков успешно продвигался и по карьерной лестнице. Он стал секретарем Союза писателей, секретарем СП РСФСР, а позже - его председателем. Был депутатом Верховного Совета. Многие критики утверждают, что стихи Сергея Михалкова и его деятельность были угодничеством действующим властям. Он принял участие в гонениях диссидентов, искренне считая их оправданными, причем никогда не раскаивался в этом.

Произведения Сергея Михалкова были настолько популярны, что к 2008 году, по общим подсчетам, их тираж составил 300 млн. В 2008 году за выдающиеся литературные заслуги был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного.Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года.

Биография А.Барто

Барто Агния Львовна (настоящая фамилия Волова) (1906-1981), русская поэтесса. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать. В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая», «Братишки» после публикации которых К.И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто («Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка»).После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки»,а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей. О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород».В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека».В «Записках детского поэта» поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского», в котором Барто перевела с разных языков детские стихи. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 ей была присуждена Международная премия им. Х.К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира. Умерла Агния Барто в Москве 1 апреля 1981.

24. Детская жизнь в стихах Барто. 1906 – 1981 Пришла в дет литру случайно. Коренная Москвичка. Из-за Луночарского решила писать, прочитала ему «Похоронный марш». В 1925 г написала стих-е в изд-во «Китайчонок Ван Ли». Его опублик не во взрослую, а в детскую литру,была оскорблена,т.к. считала,что дет литра только для начинающих.После конгресса в 1937 году пишет сборник стихов,наз-ся «Я с тобой» посвящён испанским детям. Писала от лица детей. И сборник вышел «сборник перевода с детского». Когда жила на Урале и работала токарем в военное время написала сборник «Идёт ученик» - о детях,кот работают на заводе. Все её стихи сюжетны.В неск строчках не смотря на небольшой объем есть герой, действие, завязка, развязка, конкретный факт и эмоционально нравственное обобщение. Особенноэто видно в цикле «Игрушки». Барто ввела вдет литру нового лирического героя – малыша,который имеет и погружён в свой собственный мир мечты и игры. Стихи воспроизводят особенности мысли дет.речи. Ей интересна психология ребёнка. Стихи для маленьких написаны с любовью,теплотой,добрым юмором. Её интересовало нравственное воспитание.Она выбирает для себя сатирические стихи. И свои стихи называет фельетонами – это короткие статья сатирического стиля.Барто всегда высмеивает детские недостатки жадность,лень, ябидничество,трусость. Стихи её имеют 2 адресата – один для ребёнка, дрёгой для взрослого. Все её стихи сюжетны,всегда чувствуется доброе отношение к герою.

Вопросы к повторению по детской литературе

1. Детская литература – часть общей художественной литературы. Особенности детской книги, обусловленные возрастом читателей.

2. Понятие детский фольклор. Возможности использования малых фольклорных жанров в работе с детьми в разные режимные моменты. Чтение малых фольклорных жанров наизусть.

3.Сказка. Особенности сказки как жанра. Виды сказок. Подобрать сказку для самых маленьких. Показать фрагмент работы с детьми с использованием одного из видов театра.

4. Составить перечень русских народных сказок для чтения детям 4 – 5 лет. Выбор обосновать возрастными особенностями и особенностями видов сказок.

5.Составить перечень русских народных сказок для чтения детям 6 – 7 лет. Выбор обосновать, исходя из психологических особенностей детей и особенностей жанра.

6. Особенности сказок Ш.Перро, место сказок в работе с дошкольниками.

7. Сказки Братьев Гримм в детском чтении. Выбор обосновать исходя из художественных особенностей сказок.

8. Сказки Г.Х.Андерсена в чтении дошкольников. Многообразие героев и сюжетов.

9. Произведения А.С.Пушкина, вошедшие в круг детского чтения. Роль произведений А.С.Пушкина в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

10. Сказка П.Ершова «Конек-Горбунок». История ее создания, использование народных сюжетов и мотивов.

11.Педагогические взгляды В.Ф.Одоевского и их воплощение в литературных произведениях для детей.

12. К. Чуковский – детский поэт, сказочник, исследователь детского словотворчества.

13. Книга К.Чуковского «От двух до пяти». Методическая ценность книги.

14.Многообразие жанров и тем в творчестве С.Маршака.

15. Детская жизнь в стихах А.Барто. Чтение стихов для детей младшего дошкольного возраста наизусть.

16. Мир ребенка в произведениях С.Михалкова.

17. Художественное и научное в произведениях В.Бианки.

18. Е.Чарушин – писатель и художник. Чтение рассказа с листа.

19. Значение юмористической прозы в развитии чувства юмора (на примере творчества одного из писателей).

20. Роль книги во всестороннем воспитании дошкольников.

21. Произведения К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого для детей. Многообразие жанров и тем. Единство педагогического замысла и его литературного воплощения.

22. Значение пейзажной лирики для развития детей дошкольного возраста. Чтение стихотворения о природе наизусть.

23. Басни в детском чтении. Чтение басни наизусть.

24. Книжная иллюстрация в восприятии литературного текста.

25. Обосновать значение владения техникой речи для педагога. Раскрыть составляющие техники речи. Привести примеры.

26. Составить вступительное слово для детей старшего дошкольного возраста перед чтением произведений одного из авторов детской литературы.

27. Подобрать комплекс упражнений на развитие интонационной выразительности у детей. Продемонстрировать фрагмент работы.

28. Рассказывание русской народной сказки.

29. Место литературного досуга в формировании у дошкольников представлений о произведениях художественной литературы.

30. Работа с семьёй по формированию читательских интересов у детей в разных возрастных группах.

 

 

1. Дет.литра-часть общей худож литры.

Дет.литра –это литра созданная спец. для детей,опред.возраста от того момента,когда он явл-ся слущателем и до юношеских лет.

Бывает дошкольная и школьная.

Дет.литра выполняет ту же функцию, что и взрослая, т.к. явл. Формой познания мира и его отражением. Дет.произведения имеют ту же структуру,что и взрослая, есть завязка, развязка сюжета, кульминация, развязка.

Особенности дет.книги: книги небольшие по объёму, сюжет развивается динамично,быстро, сюжет занимателен, герои конкретны(или положит. Или отрицательные), часто героем явл. Ребёнок, дет.книги иллюстрированы обязательно, книга всегда печатается крупными буквами.

Круг детского чтения – это все те произведения,которые мы читаем детям.Это понятие шире,чем понятие дет.литература.(Пушкин читаем Гуливера, а стихи его все для взрослых поидее).

 

2. Фольклор, признаки, его роль в формировании

Фольклор- это устное народное творчество,т.е. всегда придуманное народом.

Понятие ввёл Джеймс Томс в середине 19 века.

Признаки: - устность (без автора), -вариативность(один придумал,другой изменил и добавил своё ит.д.), - коллективность создания и распространение, - фольклор это понятие историческое, поэтому в нём изображ. То время, когда и написано, - всегда отражаются события, нравы,обычаи того народа, которому создаётся.

Под детским вольклором понимаем все устные произведения созданные как взрослыми для детей, так и самими детьми.

Дет фольклор разделяется на малые фольклорные жанры (колыбельные,заклички,пестушки,потешки,дразнилки,считалки,словесные игры) и сказки.

Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками развивается мелкая моторика.

 

Сказка. Особенности сказки как жанра

Сказка – это устное- поэтическое произведение, прозаическое, фантастического характера, но имеющее прочную реалистическую основу.

Особенности: - поэтический смысл,

- структура сказки – иногда начинается с присказки- это стихотворныеили прозаические строки,настраивающее на восприятие сказки. Может нач-ся с зачина (жили-были, в нек царстве нек гос-ве), или традиционное развитие сюжета.

Традиционная концовка.

- герои сказок конкретны обычно

-идея сказок – чаще добро побеждает зло

- используется приём антропоморфизма, т.е. очеловечение животных

- сказки написаны напевным, выразительным языком, это достигается за счёт:1. использ. Постоянных формулировок, сравнений, эпитетов, использование суш-ых с уменьш ласкат суффиксами.2. использ песенок вставок, 3.использ пословиц и поговорок. 4. Использ-е тафтологии (повтор-е слов), использ. Аллитерации (звукоподражание)

4. Особенности сказок о животных.

Сказка – это устное- поэтическое произведение, прозаическое, фантастического характера, но имеющее прочную реалистическую основу.

Бывают: о животных, волшебные, социально-бытовые, докучные

О животных:

Появились в первобытные времена, первые сказки напоминали охотничие рассказы.Только на позднем этапе появ. Сказки иносказательные,т.е. когда за образом животного подразумевается образ человека.

Особенностью явл то, что животные в них разговаривают,живут как люди.(антропоморфизм)

Рассматр-я композицию нет присказки, зачин если есть то чаще «жили были»

В основе сюжета может лежать тема встречи, мб один эпизод или повторение эпизода.(т.е. кумулятивные: колобок,теремок). Конец традиционный или неожиданный.

Смысл сказок обычно о взаимоотношении и взаимовыручки, или наказании какого-то порока, бывает воспевается смекалка.

Герои животные бывают добрые и злые, оценивает их человек.

Иногда использ постоянные формулировки, сущ. С умень ласк суфф., диалоги, повторения, песенки-вставки.

Это самые простые сказки,кот можно читать детям с 3х лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.089 с.)