Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг актерских и режиссерских особенностей

Поиск

Тренинг актерских и режиссерских особенностей

Повышение художественного уровня театра способствует решению проблем, связанных с улучшени­ем и совершенствованием всех форм и средств творческого и воспитательного процесса в театральных коллективах.

Ведущую роль в выявлении и развитии творческой инди­видуальности молодых режиссеров и самодеятельных актеров занимает комплексный тренаж.

Методические рекомендации, предлагаемые здесь для режиссеров и актеров, непрофессиональных и полупрофессио­нальных коллективов, направлены на развитие специальных спо­собностей расширение диапазона творческих данных. Выявле­ние и развитие творческой одаренности режиссеров и актеров самодеятельного театра имеет свои особенности и включает в себя:

I. Определение общеличностных свойств:

· морально-психологических установок (мировосприятия, мировоззрения, идейно-политических убеждений);

· жизненного и профессионального опыта;

· индивидуально-психологических свойств личности (эмо­ционально-волевых, интеллектуальных характеристик).

II. Выявление специальных творческих данных для режис­серов:

· способность к образному, метафорическому мышле­нию, пластическому видению;

· организационные качества;

· развитая фантазия и творческое воображение;

· способность к пространственно-временному восприя­тию;

· широкая осведомленность в сфере смежных искусств;

· актерские данные;

· чувство юмора, художественный вкус; ощущение стиля и жанра.

III. Для самодеятельных актеров:

· эмоциональная возбудимость: способность к мгновен­ному и непосредственному восприятию событий и предлагае­мых обстоятельств;

· диапазон сценической заразительности, обаяние, мяг­кость;

· творческое воображение;

· способность к импровизации;

· пластическая выразительность;

· музыкальные, речеголосовые и ритмические данные. Основными акцентами вопределении степени одареннос­ти являются:

а) способность к образному, метафорическому мышле­нию, пластическому видению — режиссеров;

6) эмоциональная возбудимость, способность к мгновен­ному и непосредственному восприятию событий и предлагае­мых обстоятельств и диапазон артистической заразительности - у исполнителей.

Для обнаружения перечисленных способностей применя­ются три группы художественных тестов теоретического и практического характера. Каждое упражнение, задание, тест должны нести в себе «вызов», ставящий испытуемого перед необходимостью раскрытия его творческого «Я».

Предлагаемые здесь упражнения, своеобразные художест­венные задания-тесты адресованы преподавателям институтов культуры, КПУ, участникам самодеятельных театральных кол­лективов для обогащения и обновления их тренажа.

Для определения степени одаренности посредством пред­лагаемых художественных тестов может быть использована следующая оценочная шкала:

1. Способность воспринять НЕОБЫЧНОЕ в ОБЫЧНОМ (или непосредственность).

2. Уникальное, ОРИГИНАЛЬНОЕ решение (ответ) или сте­реотипное.

3. Яркость, ГЛУБИНА или ПОВЕРХНОСТНОСТЬ решений (восприятий, суждений).

4. ПОЗИТИВНОЕ (или НЕГАТИВНОЕ начало, лежащее в ос­нове решения).

5. МЫШЛЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ содержания задания (или очень отдаленное ассоциирование).

6. МЫШЛЕНИЕ С ОБРАЗНО - АССОЦИАТИВНЫМИ ЭЛЕ­МЕНТАМИ (или буквальное).

7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, завершенность ре­шения (или фрагментарность).

8. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ на восприятие задания и в течение его исполнения:

· отсутствие (или слабая);

· незначительная (или средняя);

· бурная (или сильная).

Каждое тестовое задание в разных вариантах может быть повторено несколько раз и затем оценено по данной шкале. Руководствуясь необходимостью, испытуемым может быть предложено неограниченное количество художественных за­даний и тренингов. Надежность общих результатов тренажа по­вышается от количественного увеличения упражнений в нем. Время, отпущенное на каждое задание, упражнение, строго не лимитируется. Предложенные здесь задания, упражнения, тесты становятся эффективным средством выявления и разви­тия творческой индивидуальности испытуемого только в совокупности с практическим участием в творческих роботах и спек­таклях.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ТРЕНАЖА СПЕЦИАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДАННЫХ РЕЖИССЕРОВ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРА

1. СПОСОБНОСТЬ К ОБРАЗНОМУ, МЕТАФОРИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ, ПЛАСТИЧЕСКОМУ ВИДЕНИЮ.

Образнее мышление — вид мышления, сущность которо­го в оперировании образами бывших ранее восприятий. Оно лежит в основе воображения. Наглядно-образное мышление, проявляющее себя в произведениях художественного творче­ства, связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно вос­создается все разнообразие различных фактических характе­ристик предмета. В образе может быть зафиксировано одно­временное видение предмета с нескольких точек зрения. Важ­ной особенностью образного мышления является установле­ние непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Наличие элементов образно-ассоциативного, метафори­ческого, парадоксального, нестереотипного мышления, прояв­ляющее себя в практических работах и теоретических ответах на предложенное задание - основной показатель режиссерс­кой одаренности человека. Образное мышление - главная особенность художественного творчества. Однако сценическая образность - образность особого толка, она неразрывно свя­зана с обобщением и отбором сценических событий, их ярким и выразительным выявлением, с поэтизацией действия, глав­ного выразительного средства актерского и режиссерского творчества.

У каждого человека способность к образному восприятию окружающей действительности (в том числе и искусства) фор­мируется постепенно, по различным направлениям и индиви­дуальным законам, ее развитие и обогащение зависит от мно­гих причин и условий. Ярко выраженная образность мышления - явление уникальное, неповторимое. Индивидуальные осо­бенности образного мышления проявляются в проверочных ис­пытаниях в двух планах: внешних (трансляционных) связях через особое сочетание выразительных средств (каковыми в театральном искусстве является цвет, свет, музыка, атмосфера, темпоритм, предметная композиция, мизансценирование) и во внутренних связях - через всю гамму индивидуальных выра­зительных средств исполнителя, воплощенных и слитых в сце­нический образ.

Для выявления образного мышления используются несколько тестовых заданий как теоретического, так и практичес­кого свойства. Однако очень важно, чтобы показатели образного мышления были не столько умозрительного и литератур­ного характера, сколько результатом, достигнутым средствами театра, выраженным пластически и наглядно. Поэтому, не ума­ляя значения различных заданий на умозрительное (словесное) выражение, предпочтение отдается тем заданиям, которые провоцируют на непосредственное, практическое, нагляд­ное осуществление этой первостепенной в режиссуре способ­ности

Склонность к мышлению тропами в сценическом прост­ранстве и времени (т. е. при помощи гипербол, метафор, ал­легорий, олицетворений, сравнений и т. д.) - это ведущий компонент, «ядро» в ансамбле режиссерских способностей. Наличие образных, поэтических элементов, тропов в решениях-ответах оценивается самым высоким баллом.

«Сценическая метафора»

(задание А. А. Гончарова)

Задается определенная тема (например: «Разрыв», «По­хищение», «Весна», «Жертва», «Кража», «Гроза», «Первый снег», «Агония» и т. д.). При помощи всевозможных средств актерской и режиссерской выразительности раскрыть тему в сце­нической мизансцене, через ассоциативно-образный ряд.

Удачным выполнением задания можно считать режиссерс­кое решение, где проявляется оригинальность мышления, склонность к сценической метафоре. Испытуемый должен предложить мизансценическому «эскизу» свое конкретное название. Темы могут быть разнообразными с емким обобщен­ным содержанием, предполагающим поливариантность сце­нического решения.

(Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет характер пространственно-временного мышления, творческого воображения и фантазии, чувст­во зрелищности, способность мыслить действенными и событийными категориями и др.).

«Оригинальная подпись»

(задание А. А. Гончарова)

Испытуемому предлагается сюжетная фотография (к примеру, изображение двух птиц). Дать оригинальную подпись под фотографией.

Ответы делятся на обычные и необычные, оригинальные. Например, необычные: «Клювопожатие», «Любимая», «Двуг­лавый, орел», «Тет-а-тет»; обычные: «Свидание», «Прогулка», «Встреча», «Два пеликана».

(Кроме способности к образному мышлению, задание вы­являет характер творческого воображения и фантазии, ощу­щение стиля, чувство жанра, остроумие и др.).

«Звуки и впечатления»

(модифицированный тест Е. Торренса)

Предлагается прослушать записанную на магнитофоне се­рию различных по характеру звуков. Рассказать о тех образах и ассоциациях, которые возникли во время прослушивания записи, объединив их в единый сюжет. При необходимости запись звуков можно прослушать дважды. Время на подготовку ответа не лимитируется.

Высоким баллом оценивается логически выстроенный сю­жет, редкость и неожиданность ассоциативных связей, эмоцио­нальная насыщенность, соответствие рассказа характеру зву­ковой партитуры.

Кроме ассоциативно-образного мышления выявляются наблюдательность, способность событийно-действенному и пространственно-временному восприятию и др.

«Символическая продукция»

(модифицированный тест Д. Гилфорда)

Придумать простые символы к данным предметам или действиям. Дана страница, разделенная на 12 клеток. В каж­дой клетке написано короткое утверждение типа «Человек гу­ляет», «Аэроплан летает». На более поздних этапах «Гнев», «Гордость» и т. д. (например: табл.1). От испытуемого требу­ется в коротком рисунке символически изобразить содержа­ние названия. Буквальное представление, например, изображе­ние гуляющего человека, не принимается во внимание.

Положительно оценивается оригинальность символов, адекватность стимулам.

Способность к рисованию не учитывается. Лимит времени — 30 мин.

Кроме способности мыслить образами, символами (се­мантической адаптивной гибкости, оригинальности мышления), выявляются особенности творческого воображения и фанта­зии, чувство юмора, способность к пространственно-времен­ному восприятию, самобытность пластического видения и др.).

Табл. 1

Человек гуляет. Аэроплан летит. Ребенок плачет. Артист играет.
Зимняя пурга. Спасательный круг. Замочная скважина. Бездомный пес.
Ярость. Восторг. Любовь. Гордость.
Фамилия, имя, отчество испытуемого

«Сон»

Предлагается вспомнить и рассказать наиболее яркий, запомнившийся сон. Фрагмент сна реализовать на сценической площадке в этюде. Название этюду придумывает испытуемый режиссер.

Показателями успешного решения является: наличие тро­па, яркость, оригинальность образов, неожиданный поворот в сюжете, подвижность ассоциативного процесса, эмоциональная насыщенность, зрелищность, необычность ритмического рисунка, краткое образное название этюду.

Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание обнаруживает способность к парадоксальности режиссерского мышления, эмоциональной памяти, чувству зрелищности, композиции, ритма.

«Хамелеон»

(модификация задания А. А. Гончарова «Оригинальная подпись»)

Предлагается внимательно рассмотреть сюжетную фото­графию и дать ей 3—5 (можно больше) оригинальных названий-подписей. Положительно оцениваются те ответы, в которых количественно преобладают оригинальные и необычные наз­вания-подписи.

Данное задание заставляет воспринимать предмет в раз­ных ракурсах. Отбор фотографий, иллюстраций, рисунков для данного задания должен производиться с учетом интересного содержания, зрелищности, красочности, явно выраженной об­разности, например.

Необычные ответы: «Разведка ЦРУ», «Вещизм», «Зеркало» А Тарковского, «Театр абсурда», «Сон в летнюю ночь» и др.

Обычные. «Бибилиотека», «Ремонт квартиры», «Фантазия», «Декорации», «Утро», «Переезд» и т. д.

(Кроме характера ассоциативно-образного восприятия, задание выявляет способность к поливариантности решения ху­дожественной задачи, к анализу и синтезу, парадоксальности, семантической адаптивной гибкости мышления и др.).

«Пластический эпиграф»

(задание М. А. Захарова)

Испытуемый выбирает необходимых исполнителей и дела­ет с их помощью «пластический эпиграф» к известной пьесе. Целесообразнее использовать пьесу из классического репер­туара русского театра.

Способность почувствовать эмоциональную суть, «зерно» драматургического произведения и выразить сценическими средствами, включить образные, поэтические элементы в «ткань» этюда, ощутить жанр и авторский стиль - показатели успешности в выполнении задания.

(Кроме способности понимать и создавать тропы, пласти­ческого видения, задание выявляет способность мыслить про­странственно-временными, событийными и действенными ка­тегориями, характер творческого воображения и фантазии, чувство зрелищности, жанра, ощущение стиля и др.).

«Шампур»

(модификация задания А. А. Гончарова «Оригинальная подпись»)

Предлагается рассмотреть 2-5 фотографии (иллюстра­ций). Дать общее название-подпись всей серии фотографий.

При подборе фотографий (иллюстраций) достаточно одно­го объединяющего эти фотографии признака: темы, сюжета, цветовой гаммы, стиля, детали эмоционального состояния и т. д.

Подбирать нужно фотографии больших размеров, с чет­ким изображением, ярко выраженной поэтичностью, образ­ностью.

Ответ оценивается положительно, когда обобщает содер­жание всех фотографий; оригинальный, образный.

(Кроме характера ассоциативно-образного, тройного мыш­ления, пластического видения, задание выявляет способность к анализу и синтезу, нестереотипность и гибкость мышления, чувство художественного целого, наблюдательность, творчес­кое воображение и др.).

«Образное видение»

(задание А. А. Гончарова)

Дается определенное понятие, например: «Жажда». Не­обходимо рассказать, какой зрительный образрождается на данный стимул.

Понятия-стимулы должны быть философски обобщенные, многозначные по смыслу, проведирующие к эмоциональной возбудимости и образному видению. (Например: «Любовь», «Крик», «Весна», «Голгофа», «Барьер», «Гроза», «Свидание», «Разрыв», «Начало», «Серенада», «Оборотень» и т. д.). Зада­ние полезно повторить 2-3 раза, меняя стимул-понятие.

Воображаемый образ может быть статичный (как картина) или динамичный (в действии); важно, чтобы он был яркий, зри­мый, неожиданный. Положительно оценивается ответ за уни­кальное видение, количество неожиданных и ярких ассоциа­тивных связей, склонность к созданию тропов.

(Кроме способности понимать и создавать тропы задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, чувство композиции и зрелищности, пространственно-временного восприятия, степень свободы от стереотипа мышления и др.).

«Абстракция»

Предлагается рассмотреть произведение абстрактной жи­вописи, дать ему название. Затем сделать этюд по содержанию данной картины.

Испытуемый волен выбрать исполнителей, использовать необходимую музыку, реквизит.

Для данного задания могут быть использованы любые фо­тографии, рисунки, репродукции абстрактных картин.

Оцениваются: необычность названия, уникальность сцени­ческого решения, эмоциональная насыщенность, множествен­ность и неожиданность ассоциативных связей, использование тропов.

(Кроме характера ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет склонность к пара­доксальности мышления, остроумию, творческому мышлению, фантазии и др.).

«Жизнь вещи»

В форме сценического этюда «сыграть» фрагмент из «жиз­ни» вещи. (Например, для изображения предлагаются следую­щие объекты стул, чайник, цветок, игрушка, мяч, ручка, стол, костер, башмак, папироса и т. д.).

Этюд выполняется индивидуально «режиссером» или с по­мощью других исполнителей. Этюдная зарисовка должна быть событийной, а смысл ее — ассоциироваться с логикой поведе­ния людей, жизненными ситуациями.

Задание должно быть интересным и подробным по содер­жанию, с намеком на событие, конфликт, противоречие.

На­пример:

  • старый древний колокол, уставший от собственного зо­на;
  • сочная, молодая репка, выросшая вдали от своей гряд­ки;
  • воздушный голубой шар, бесцельно летающий в небе;
  • молодая ветвистая верблюжья колючка, застрявшая в песке;
  • большой зеленый кактус, растущий среди множества «кактусят»;
  • новая кастрюля-скороварка со Знаком качества, по­явившаяся на коммунальной кухне среди старых, облупивших­ся от старости кастрюль;
  • чайник со свистком, в котором давно выкипела вода, и т. д).

Это задание может быть использовано для проверки ха­рактера творческого воображения и фантазии у исполнителей.

Оценивается за: неординарность ситуации, оригинальность события, создание образа, явно ассоциируемого с характером определенного человека, интересный пластический рисунок.

(Кроме ассоциативно-образного, тройного мышления, плас­тического видения, задание раскрывает характер творческого воображения и фантазии, чувство юмора, дает представление о свойствах индивидуальной пластики, выявляет способность мыслить действенными, событийными, пространственновре­менными категориями).

«Эмоциональное зерно»

(задание А. А. Гончарова)

В известной пьесе определить «эмоциональное зерно», т. е. эмоционально-образную суть авторского произведения.

Варианты:

  • определить «эмоциональное зерно» в отдельной сцене (акте) предлагаемой пьесы;
  • показать режиссерский этюд по любимой пьесе, кото­рый бы эмоционально, образно, стилистически формулировал эмоциональное зерно всей пьесы;
  • определить «эмоциональное зерно»:
    • а) литературного;
    • б) поэтического;
    • в) живописного;
    • г) му­зыкального произведения;
  • определить «зерно обреза» у одного из указанных пер­сонажей в известной пьесе.

Выбор пьес (или других произведений искусства) определяется членами приемной комиссии. Ответ оценивается за: адекватность эмоционально-образной сути авторского произ­ведения, оригинальность ассоциаций, использование тропа.

(Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет ощущение стиля, чувство жанра, композиции, эмоциональную возбудимость, уровень художест­венного анализа, синтеза и др.).

«Мой город»

(задание В. П. Марина)

В общих и ярких чертах дать краткую образную характе­ристику городу, в котором живешь. Чем оригинальнее, ярче, своеобразнее будет «сформулирован» образ города, тем луч­ше.

Оценивается яркость образа, точность сравнения, исполь­зование метафоры (или иного тропа).

(Кроме ассоциативно-образного мышления задание выяв­ляет характер творческого воображения, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, пространственно-временное восприятие, склонность к мышлению тропами).

«Ассоциации»

(задание А. А. Гончарова)

Предлагается для прослушивания музыкальный фрагмент из классического произведения. (Например: «Реквием» А. Мо­царта или «Времена года» А. Вивальди и т.д.). Необходимо рассказать, какие ассоциации вызывает данный музыкальный фрагмент:

  • в драматургии;
  • в прозе;
  • в живописи;
  • в поэзии.

То есть с каким из авторов или отдельным произведением ассоциируется данный музыкальный фрагмент? Если испытуе­мый в затруднении, вопрос можно поставить иначе: при поста­новке какого автора может быть использована данная музыка?

Вариант: Предлагается короткая фраза или поэтическая строка. (Например: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» (А. Блок), или «Несказанное... Синее... Нежное...». (С. Есенин) и т. д.).

Необходимо рассказать, с какими произведениями живописи, музыки, драматургии ассоциируется данная фраза.

Если в ответе ассоциативные связи приведены неубеди­тельные (т. е. случайные), то испытуемому необходимо аргу­ментировать свой ответ.

В ответе учитываются яркость, подвижность ассоциирова­ния, особенности образного мышления, чувство стиля, а также время, затраченное на поиск ответа-решения.

(Кроме ассоциативно-образного, метафорического мышления, пластического видения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, симультанное восприятие, характер творческого воображения, эрудицию в смежных искусствах, способность к пространственно-временному восприятию).

«Атмосфера»

Предлагается прослушать магнитофонную запись с набо­ром различных звуков и шумов. На основе звуковой партиту­ры разработать замысел и показать режиссерский этюд, т. е. набор звуков и шумов — должен стать основой драматургии. (Например, предлагается такая серия шумов и звуков: крик глухаря, хруст ветки, шорох травы, крик человека, плеск воды, свист).

При оценивании этюда учитывается: логика и последова­тельность содержания, оригинальность события, точность и правдивость эмоциональных реакций, последовательность и оправданность в действиях исполнителей звуковой и шумовой партитуры, естественность созданной атмосферы и т. д.

(Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, выявляются способность к пространственно-времен­ному восприятию, характер творческого воображения и фан­тазии, внимание к деталям, природная наблюдательность и т. д.).

«Прозвища»

Дать прозвище человеку.

Варианты:

  • по словесному описанию характера, привы­чек, поступков;
  • дать прозвище:
    • себе (товарищу, прохожему);
  • предлагается 5 фотографий и одно прозвище: (напри­мер: «Тихоня»). Кому из изображенных на фотографиях мо­жет подойти данное прозвище?
  • предлагаются 6 прозвищ (например: «Пиявка», «Кро­кодил», «Акула», «Кнопка», «Поплавок», «Колобок») и одна фотография. Какое из прозвищ наиболее подходит изображенному на фотографии человеку?

При несоответствии прозвища изображенному на фотогра­фии человеку необходимо, чтобы испытуемый аргументировал свой ответ. Решение задачи оценивается удовлетворительно, если ответ соответствует стимулу, обнаруживается внимание к деталям, если в решении выявилась целостность образного вос­приятия, выбор позитивного (доброжелательного) прозвища.

(Кроме ассоциативно-образного, метафорического мыш­ления задание выявляет характер творческого воображения, чувство стиля, наблюдательность, знание человеческой, психо­логии).

«Эмблема-символ»

(модификация теста американского психолога Дж. Гилфорда)

Перечислите:

а) явления окружающей действительности;

б) возможный род занятий, которые могла бы обозначать данная эмблема-символ. (На­пример: эмблема-символ «Глаз». Возмож­ный ответ:

  • бдительность, окно в мир, страж, немой укор, свидетель;
  • следователь, милиционер, пограничник, астроном, микробиолог и т. д.).

Эмблемы-символы должны быть многозначны, но конк­ретны. (Например: «Змея», «Свеча», «Чайка», «Белый цветок», «Черный бархат», «Цыпленок», «Муравей», «Голубь», «Горящая электрическая лампочка», «Книга», «Перо», «Раду­га», «Искра», «Пчела» и т. д.).

Оцениваются оригинальность ответа количество нестерео­типных решений (если их более 3-х), элементы юмора, пара­доксальность мышления, склонность к мышлению тропами.

(Кроме ассоциативно-образного, метафорического мышле­ния, задание обнаруживает способность к творческому вооб­ражению, анализу и синтезу: остроумие, гибкость семиотичес­кого и пространственно-временного восприятия и т. д.).

«Способность к метафорам»

(модифицированный тест Ф. Баррона)

«Испытуемому предлагают описание какого-нибудь образа»и просят подумать окаком-либо другом образе, эквива­лентном данному, или являющемуся его метафорой.

Оценивается оригинальность и точность ответа, а также способность к метафорическому мышлению.

Образ-стимул Обычные ответы Необычные ответы
Пустые книжные полки. 1. Оставленная комната. 2. Пустая голова- 1. Отсутствующие глаза идиота. 2. Оставленный улей.
Сидеть одному в темной комнате. 1. Проснуться ночью. 2. Птица в клетке. 1. Одно письмо в почтовом ящике. 2. Гроб в открытой могиле.

Обычные ответы, удовлетворяющие требованию подходящести, оцениваются 1 баллом. Необычные ответы оценива­ются 3 или 4 баллами. Вот одно из оснований, почему такой ответ как «отсутствующие глаза идиота» является необыкно­венным, оригинальным и элегантным эквивалентом. Пустые книжные полки - это бессмысленное пространство, это не про­сто пустое место, а вакантное место, которое когда-то будет занято. Это пустота трагическая. Пустые книжные полки - это потеря. Это состояние хорошо передано в придуманном об­разе».

(Кроме характера образного, метафорического мышления; гибкости ассоциативных связей, задание выявляет творческое воображение, фантазию, остроумие, способность к полива­риантному решению художественной задачи, семантическую подвижность и др.).

«Сценический эквивалент»,

Выразить различными театральными средствами понятие, содержащее в себе событийное начало. (Например: Верность. Бег. Одиночество. Осень. Ссора. Ошибка. Прощание. Покая­ние. Крик. Развод. Первая любовь. Обида, и т. д.).

Для организации сценического пространства могут быть использованы: реквизит, бутафория, детали костюмов и др.

Положительно оценивается выполнение задания, где есть событийная организация сценического пространства, эквива­лентная понятию-стимулу, образность, интересная компози­ция.

(Кроме склонности к образному моделированию дейст­вительности, способности понимать и создавать тропы, зада­ние выявляет характер творческого воображения и фантазии, событийно-действенное мышление, пространственно-времен­ное восприятие, чувство композиции, зрелищности и др.).

«Объясните...»

(задание Б. Г. Голубовского)

Предлагается 2-3 фотокопии абстрактных картин. Объ­яснить смысл. Дать каждому изображению свое название.

Положительно оценивается оригинальность названия, ло­гичность и самобытность образного восприятия, адекватность объяснения изображения на фотографии.

(Кроме ассоциативно - образного мышления, характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет спо­собность к художественному анализу и синтезу, остроумию и др.).

«Образ»

Выразить психологическое состояние человека в образ­ном рисунке (символе) Например:

  • свое психологическое состояние в настоящий момент;
  • состояние персонажа любимой пьесы (литературного или живописного произведения) в куль­минационный момент события. (Например: психологическое состояние Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского в момент кульминации главного события).

Задание оценивается положительно, если испытуемому удается в рисунке передать через образ психологическое состояние человека, если образное восприятие оригинально, содержание многозначно.

Способности к рисованию не учитываются. На выполнение задания дается 10 минут. (Бумага и карандаш должны быть приготовлены заранее).

(Кроме способности к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению, задание выявляет семантическую адаптивную гибкость, широту ассоциативных связей, характер творческого воображения и фантазии, природную наблюдательность, знание человеческой психологии и др.)

«Эпиграф образ»

Найти эпиграф (слово, выражение), образно определяю­щий творчество известной русской актрисы (кинорежиссера, композитора, поэта, художника, писателя, эстрадного артиста, известного политического деятеля и т. д.).

(Например: В.Ф. Комиссаржевская — «Первая «чайка» и т. д.).

На подготовку задания дается 2-3 минуты. Ответ оценивается положительно за оригинальный образ, соответствующий творчеству данного человека, использова­ние тропа.

(Кроме способности к образному мышлению, семанти­ческой адаптивной гибкости, оригинальных ассоциативных свя­зей, задание выявляет способность к художественному ана­лизу и синтезу, характер творческого воображения, фантазии, ощущение стиля, художественный вкус, уровень эрудиции в области искусства и др.).

И ФАНТАЗИИ

«Воображение — это отражение реальной действитель­ности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и свя­зях... По степени выраженности активности различают два ви­да воображения: пассивное и активное... Активное воображе­ние может быть творческим и воссоздающим. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятель­ное создание образов, реализуемых в оригинальных и цен­ных продуктах деятельности, и является неотъемлемой сто­роной технического, художественного и иного творчества. Вос­создающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию». Творческое воображение вызывает образы на основе реальных жизненных восприятий, преломленных в субъективном сознании. Богатая индивидуальная фантазия активизирует творческий процесс, направляет выразительные средства режиссера, возбуждает эмоционально чувственное восприятие, рождает образное решение. Даже самый сильный порыв фантазии и активного творческого воображения по отношению к решению опреде­ленной художественной задачи необходимо рассматривать в соотношении и сопоставлении с явлениями окружающей действительности. Отсутствие интересной, фантазии и яркого природного воображения (или их явная недостаточность при. проверке) - профессиональная непригодность.

Поэтому очень важно определить, есть ли у испытуемого яркие ассоциативные и образные решения, выявить характер его природного воображения, эмоциональную память, само­бытную фантазию.

«Фантастика»

Рассказать фантастическую историю на предложенную тему. (Например:«Встреча с инопланетянином», «Таинственная находка», «Ночные полеты», «Летающий саквояж» и т. д. и т. п.). История должна быть короткой, 25-30 предложений (в пределах 4-5 минут). Рассказать без подготовки, спонтан­но.

Оценивается за оригинальность и содержательность сю­жета, неожиданность событий, целостность, эмоциональную насыщенность. Учитывается спонтанность сочинения, время (соответствие временному лимиту).

(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание выявляет яркость видения, литературные способности, эмоциональную заразительность и т. д.).

«Сказка»

Рассмотреть репродукцию картины художника-сказочни­ка. Придумать короткую сказку. Показать фрагмент сказки в этюде. При отборе репродукций можно использовать иллюст­рации к малоизвестным сказкам, фотографии или картинки с фантастическим сюжетом. (Например, могут быть использованы: иллюстрации к сказкам В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Э. С. Гороховского или других).

Положительно оцениваются: оригинальный сюжет, соот­ветствие жанру, яркость образов, адекватность содержания этюда - картине-стимулу, количество изобретательных режиссерских находок.

(Кроме особенностей индивидуальной фантазии и харак­тера творческого воображения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, юмор, чувство композиции, зрелищности, способность мыслить действенными, событийными ка­тегориями, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение и др.).

«Психологический портрет по фамилии»

Называется фамилия человека, на основании которой не­обходимо дать его словесный портрет. Испытуемый описывает черты характера, привычки, возраст, профессию, образо­вание, увлечения, фрагменты биографии данного человека (словом все, что возникает в его воображении на данный сти­мул).

Для задания отбираются фамилии, многозначные по смыслу, необычные, интересные по звучанию. (Например: Ши­ло, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, Недавайло, Страдалина, Губа и т. д.),

Оригинальная характеристика внутреннего мира и внеш­него облика человека, целостное единство деталей и психологических подробностей поведения, наличие ярких неповто­римых особенностей — положительное качество портретно­го описания. (При ответе следует обратить внимание на харак­тер отношения испытуемого к воображаемому им человеку: позитивный или негативный).

В практике экспериментального тренажа были случаи, когда помимо конкретного задания, испытуемые предлагали рисунки человека, возникшего в их воображении. Иногда их активное творческое воображение приводило к практическо­му показу отдельных деталей, привычек, психологических под­робностей поведения воображаемого человека и т. д. Иног­да описание было настолько подробным, увлекательным, достоверным, что возникал целостный образ, яркая история жизни.

Данное задание полезно предлагать испытуемому 2-3раза (на разные фамилии-стимулы).

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ассоциативно-образное мышление, природ­ную наблюдательность, знание человеческой психологии, ощу­щение стиля, пластическое видение, способность к анализу и синтезу и др.).

«Закончи сказку»

Предлагается прослушать начало сказки, а затем продолжить ее разными способами:

  • мелодией;
  • рисунком (фрагмент);
  • этюдом (фрагмент);
  • рассказом.

Сказка должна быть короткой, не более 14-15 предложений.

Ответы-решения оцениваются положительно за логику сюжета, неожиданные события, оригинальность развязки, соблюдение жанра, яркость образов, эмоциональную насыщенность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, способность к импровизации, пластическому видению, ощущению синтетической природы театра, обнаруживает дополнительные творческие способности).

«Свободная импровизация»

(задание М. А. Захарова)

Задание группе участников рассмотреть экспозицию (организованную из деталей декораций, бутафории и реквизита). В соответствии со смыслом экспозиции каждый из исполнителей импровизационно включается в сценическое действие, не обговаривая совместно замысел этюда. Через каждые 30 - 40 секунд в импровизационное действие поочередно включаются новые исполнители, интуитивно разгадав цель и смысл предыдущего действия. В итоге должна возникнуть групповая импровизация, в которой каждый исполнитель находит оправдание возникающим поступкам и действиям, ищет интересные пристройки, приспособления, индивидуальную логику поведения. Этюд-импровизация заканчивается только по сигналу руководителя.

Чем больше, разнообразнее, неожиданнее ходы и повороты в сюжетном движении, интереснее конфликты, тем ярче и содержательнее получится импровизация.

Оценивается оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает художественную интуицию, ощущение стиля, чувство жанра, способность мыслить действенными, со­бытийными, пространственно-временными категориями, наб­людательность, понимание стр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.016 с.)