Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление способности действенными и событийными категориями

Поиск

Вся человеческая жизнь состоит из внешних (открытых) и внутренних (скрытых) конфликтов, из бесконечной цепочки событий и происшествий. Поэтому, если на сцене нет конф­ликта, события - значит нет и драматургии, нет театрального спектакля. Без организации сценического действия, события, конфликта нельзя раскрыть человеческий характер, создать

движение роли. Способность «выстроить» борьбу, обнаружить событийный ряд пьесы, вскрыть главный конфликт - признак режиссерской одаренности.

Необходимым качеством режиссера является способность выстроить для исполнителей «уколы» событием (зоны актив­ного восприятия), неповторимые поступки в адрес этих собы­тий, действенную партитуру каждой роли. Подмечать в окру­жающей жизни оттенки и нюансы человеческого поведения в экстремальных или конфликтных обстоятельствах - свиде­тельство остроты и зоркости восприятия, природной наблю­дательности. Способность мыслить действенными и событий­ными категориями отчетливо выявляется в анализе пьесы (лю­бого художественного произведения). Эту способность необ­ходимо тренировать.

«Автобиографический»

Сделать этюд на одно из событий собственной биогра­фии, дать ему название.

Высокий балл заслуживает исповедальность изложения, яркое событие, склонность к метафоризации, построение со­бытийно - действенной «цепочки», эмоциональная насыщен­ность действия.

Варианты: - Сделать этюд на автобиографическую тему

«Мой самый радостный день».

Предлагается вспомнить и рассказать эпизод из собст­венной жизни на одну из предложенных тем: «Первое свида­ние», «Первый день на работе», «Как я преодолел себя», «Самое яркое воспоминание детства», «Воспоминания о школе», «Ссо­ра» и др. Сделать этюд.

(Кроме способности мыслить действенными и событийны­ми категориями, задание, дает возможность узнать о некото­рых чертах и свойствах характера человека, его эмоциональ­ной памяти, пластическом видении, ассоциативно-образном мышлении, симультанном (без излишних «фильтров») воспри­ятии и др.).

«Биография»

Пересказать собственную биографию по самым значи­тельным событиям и датам, наиболее ярким эмоциональным воспоминаниям.

Положительно оценивается исповедальность изложения, эмоциональность, яркость и значительность событий.

(Кроме способности мыслить собственными, действенны­ми категориями, задание дает возможность узнать подробнее о свойствах и чертах характера, его эмоциональной возбуди­мости, памяти, ассоциативно-образном восприятии и др.).

«Пересказ по событиям»

Пересказать по событиям:

  • пьесу;
  • спектакль;
  • литературное произведение;
  • кинофильм.

Оценивается оригинальность суждений, точность опреде­ления событий.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет эрудицию и широкую осведом­ленность в сфере искусства, пластическое видение, эмоцио­нальную память, логику, последовательность мышления, спо­собность к художественному анализу и синтезу и др.).

«Происшествие»

Вспомнить уличное происшествие, пересказать логично и последовательно все подробности. Сделать небольшую этюд­ную зарисовку, дать ей название.

Этюд оценивается за эмоциональную насыщенность, вни­мание к деталям, логику действенной линии, образное осмыс­ление факта происшествия, интересное название.

(Кроме способности мыслить событийными, действенны­ми категориями задание выявляет эмоциональную возбуди­мость, непосредственное восприятие события, эмоциональную память, наблюдательность, пластическое видение и др.).

«Сочинить биографию»

Сочинить биографию человека по событиям; исходным для сочинения биографии может явиться:

  • портрет, выполненный известным художником;
  • фотография;
  • случайный прохожий;
  • персонаж известной пьесы;
  • карикатура.

Оценивается положительно логика и яркость событий, уникальность биографии, жизненная достоверность.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет знание человеческой психологии, наблюдательность, эмоциональную возбудимость, ха­рактер творческого воображения и др.).

«Диалог»

Режиссеру предлагается репродукция картины известного художника или фотография с изображением конфликтной ситуации. Внимательно изучить содержание и «оживить» данный диалог (изображенный конфликт между людьми) в сце­ническом этюде. Можно использовать исполнителей из числа актеров. Сценический диалог должен отвечать содержанию иллюстративного материала, его теме, предполагаемой речевой стилистике. Не обязательно строго придерживаться той мизансцены, которая изображена на картине, важнее понять смысл и характер диалога, сценически реализовать конфликт. Фотографии и репродукции подбираются с ярко выраженным конфликтом. Например: А. Брауэр «Драка крестьян при игре в карты».

Положительно оценивается этюд, где диалог (конфликт) соответствует стимулу: по характеру, жанровым и языковым особенностям, эмоциональной насыщенности.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание обнаруживает чувство стиля и жанра, пластическое видение и др.).

«Мизансцена-кульминация»

Предлагается построить статичную мизансцену-кульминацию по известной пьесе, указанной педагогами-экзаменаторами.

Задание оценивается за образное и событийное построе­ние мизансцен.

(Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями, задание выявляет пластическое видение, чувство композиции и зрелищности, соответствие авторской стилис­тике, ассоциативно-образное восприятие и др.).

«Конфликт»

Показать несколько пластических мизансцен (в статике), изображающих конфликтную ситуацию. Найти внутреннее оп­равдание каждой мизансцене тела. Дать название конфликтным ситуациям.

Оцениваются положительно интересное пластическое по­строение, наличие конфликта, эмоциональная насыщенность действия, изобретательная фантазия, образное название события.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет ассоциативно-образное мышление, пластическое видение, эмоциональное восприятие события, творческую фантазию, наблюдательность, чувство ком­позиции, зрелищности и др.).

«Название»

Зачитывается короткий текст с описанием острой конфликт ной ситуации. (Автор и название произведения не указываются). Дать несколько соответствующих названий к тексту.

Задание оценивается положительно за образное, собы­тийное, лаконичное название к тексту.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание обнаруживает ассоциативно образное восприятие, пластическое видение, способность к анализу и синтезу, наблюдательность и др.).

«Разрешение ситуации»

Предлагается прослушать текст с описанием сложной психологической ситуации. Найти несколько вариантов выхода из предложенной ситуации. (Могут быть предложены крайне сложные и острые психологические ситуации из жизни, лите­ратуры, драматургии).

Оценивается оригинальность развязки в предложенной ситуации, количество вариантов.

(Кроме способности мыслить событийными, действенны­ми категориями, задание обнаруживает логику и гибкость мышления, наблюдательность, жизненный опыт, чувство юмора, знание человеческой психологии и др.).

«Экстремальные обстоятельства»

(задание А. А. Гончарова)

Выполнить режиссерский этюд на предложенный сюжет или тему. Предлагаемые обстоятельства этюда - экстремаль­ные.

(Названия возможных тем: «Разрыв», «Катастрофа», «Обрыв», «Разоблачение», «Ностальгия», «Крик», «Доходное мес­то», «Банкрот», «Голгофа», «Крах», «Розыгрыш», «Телеграмма», «Подкидыш», «Последняя электричка», «Расплата», «Шантаж» и др.).

Положительно оценивается построение острого конфлик­та, эмоциональная насыщенность, использование тропа.

(Кроме способности мыслить действенными и событийны­ми категориями, задание обнаруживает ассоциативно-образ­ное восприятие, пластическое видение, наблюдательность, эмоциональную возбудимость на событие, чувство компози­ции, ритма, зрелищности, знание человеческой психологии, организаторские способности).

«Басня без слов»

(задание Б. Г. Голубовского)

Сделать пластический этюд по известной басне (И. Кры­лова, С. Михалкова или др.) без слов.

Варианты: - Показать басню в жанре

  • трагедии;
  • водевиля;
  • вестерна;
  • детектива;
  • лирической драмы.

Показать басню, поменяв действующих лиц «ролями». Задание оценивается положительно за интересный плас­тический рисунок, соответствие жанру, яркое событие.

(Кроме способности мыслить действенными, событийны­ми категориями, задание обнаруживает пространственно-вре­менное, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, характер творческого воображения и фантазии, чувст­во юмора и др.).

«Объявление»

Сделать этюд, в процессе которого появляется необхо­димость составить объявление в газету. Объявление дается от первого лица. Варианты отделов, куда может быть адресовано объяв­ление:

  • в бюро находок;
  • а клуб знакомств;
  • в бюро по обмену жилплощадью;
  • в отдел жалоб и предложений и т. д.

Положительно оценивается оригинальность сюжета, эмо­циональная насыщенность, «эффект личного присутствия» в теме этюда, жизненная достоверность, неожиданность поступ­ков и поворотов сюжета.

Задание может выполняться в любой жанровой форме, на выбор.

(Кроме способности к событийно-действенному мышле­нию, задание выявляет эмоциональную возбудимость на со­бытие, уровень знания человеческой психологии, ост­роумие, характер творческого воображения и др.).

«Видение проблемы»

(задание по тестам американских психологов)

Назвать проблемы, возникающие в связи с перечисленны­ми ниже темами:

Питание. Школа. Молодежь.

Библиотека. Съезд. Транспорт.

Телевидение. Лечение. Вуз.

Эстрада. Космос. Спорт.

Погода. Квартира. Тюрьма.

Театр. Воспитание. Бюрократ.

Аэрофлот. Культура. Море.

Метро. Зодчество. Животные.

Завод. Фольклор. Природа.

Детский сад. Кинематограф. Космос.

Атом. Мода. Реклама, и т. д.

Для выполнения задания одному испытуемому могут быть предложены 1 - 2 темы.

Положительно оцениваются ответы, содержащие способ­ность видеть существующие, «открывать» новые проблемы в жизни, количество названных проблем, их уникальность Значимость.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, уметь видеть и анализировать диалектические противоречия в жизни, задание выявляет аналитические спо­собности, природную наблюдательность, знание человеческой психологии, эрудицию в разных областях общественно-поли­тической жизни, способность к анализу и синтезу, парадок­сальному восприятию фактов, остроумие и др.).

«Драматический эпизод»

(модифицированный тест Е. Торренса)

Предлагается прослушать драматический эпизод, записанный на магнитофон. В кульминационный момент истории выключить магнитофон и предложить испытуемому закончить эпизод.

Аналогичный вариант: прослушать эпизод с

  • комедий­ным содержанием;
  • трагическим событием.

В задании может быть использован литературный, драма­тургический материал, или нафантазированный.

Положительно оценивается соблюдение целостности ис­тории, неожиданность развязки, оригинальность мышления, количество интересных психологических подробностей.

(Кроме способности мыслить действенными, событийны­ми категориями, задание выявляет пластическое видение, ха­рактер творческого воображения и фантазии, остроумие, ли­тературные навыки и др.).

«Моделирование сюжета»

Составить короткий рассказ, в котором должен использо­ваться набор указанных слов (и словосочетаний). Например: «раздался крик», «вихрь», «открыл глаза», «капельки крови», «поднялся». (Возможен любой другой набор слов, словосоче­таний, фраз).

На составление рассказа дается 10 минут.

Положительно оценивается оригинальность сюжета, ло­гика, завершенность основной мысли, яркое событие, эмоцио­нальная, насыщенность, неожиданность развязки, количество интересных подробностей.

(Кроме способности мыслить действенными и событийны­ми категориями, задание выявляет характер творческого во­ображения и фантазии, пространственно-временное восприя­тие, пластическое видение, литературные навыки и др.).

«Драматург»

Придумать фабулу (цепь событий) для режиссерского этюда. (Возможные темы: «Оборотень», «Кража», «Вознаг­раждение», «Мольба», «Сватовство», «Удар», «Обмен», «Ис­поведь», «Охота», «Примирение», «Скандал», «Взятка» и др.).

Положительно оценивается оригинальность сюжета, ло­гичность и последовательность событий, значительность содер­жания, количество неожиданных моментов.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет характер творческого вооб­ражения, пространственно-временного восприятия, пластичес­кое видение, литературные навыки и др.).

«Мизансценический диалог»

Сделать короткий этюд на общение без слов. Возможные темы: «Первое свидание», «Отказ», «Сюрприз», «Контакт», «Сговор», «Шантаж», «Обман», «Обида», «Розыгрыш», «Сплетня», «Выбор», «Происшествие», «Кухня», «Конец», «Признание», «Тайна» и т. д.

В этюде могут принять участие 2 - 3 исполнителя. Должны присутствовать: завязка, кульминация, развязка истории.

Положительно оцениваются оригинальность сюжета, неожиданность развязки, выразительность пластического рисунка, психологическая насыщенность, раскрытие темы.

(Кроме способности мыслить действенными, событийны­ми категориями, задание выявляет пластическое видение, чувство жанра, характер творческого воображения и фантазии, эмоциональную возбудимость и др.).

«Психологический портрет»

Предлагается рассмотреть фотографию - портрет. Дать психологическую характеристику изображенному человеку (определить возраст, профессию, биографические события, интересы, особенности характера и т. д.).

В качестве фотографий желательно использовать портреты известных людей, чтобы процедура оценивания ответа была более объективной.

Оценивается положительно наиболее полное сходство с биографией изображенного человека, максимальное количество схожих признаков, глубина психологического анализа.

(Кроме способности мыслить действенными и событийны­ми категориями, задание выявляет знание человеческой психологии, эрудиции в сфере искусства, ассоциативно-образное восприятие, эмоциональную возбудимость, способность к ана­лизу и синтезу, природной наблюдательности, физиономис­тике и др.).

«Внутренний монолог»

Предлагается рассмотреть 2 - 3 фотографии с изображе­нием людей в различных ситуациях. Сочинить внутренний монолог людей, изображенных на фотографиях.

Положительно оценивается оригинальность внутреннего монолога, соответствие эмоциональному состоянию людей и изображенной ситуации, количество интересных и неожидан­ных подробностей в монологе.

(Кроме способности мыслить действенными и событийны­ми категориями, задание выявляет знание человеческой пси­хологии, ощущение стиля и жанре, способность к анализу и синтезу, гибкость, ассоциативность мышления и др.).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЧУВСТВО СТИЛЯ И ОЩУЩЕНИЕ ЖАНРА

Искусство богато разнообразием и неповторимостью ин­дивидуальных стилей. Любой настоящий художник обладает самобытным стилем. Стиль - это особое зрение, устойчивое единство многих характерных черт и свойств, приемов и спо­собов выражения художественной задачи, присущие только данному художнику. В понятие художественный стиль входит и ЧТО (содержание), и КАК (форма). Способность чувствовать, безошибочно угадывать признаки художественного стиля - грань творческого дарования, необходимое качество в режис­серской профессии.

У режиссера постоянно возникает необходимость глубо­ко и тонко понимать жанровую природу художественного про­изведения, искать соответствующий этому способ актерского существования.

Чувство стиля и ощущение жанра художественного про­изведения в разных видах искусства - может выявляться и тренироваться.

«Распределение ролей»

(задание А. А. Гончарова)

Предлагается назвать любимую пьесу, которую хотел бы поставить на сцене. Необходимо распределить роли в данной пьесе между популярными актерами театра. Выбор аргумен­тировать.

Ответ оценивается за соответствие роли исполнителю, ху­дожественную совместимость автора, пьесы, исполнителей, возможность единого «ансамбля»:

(Кроме ощущения стиля и жанра, данное задание выяв­ляет ассоциативно-образное мышление, пластическое виде­ние, способность ощущать художественное целое спектакля и др.).

«Стиль»

Дается несколько репродукций картин известного худож­ника (или сценографа). Определить индивидуальный стиль данного художника, его неповторимое своеобразие.

Цикл составляется из трех (не менее) картин художника, например: репродукции картин литовского художника М. К. Чюрлениса (рис. 25, 26, 27, 28).

Анализ особенностей стиля выявляется в композиции, цве­товой гамме, идейно-тематическом содержании, технике ис­полнения и т. д.

Ответ положительно оценивается за оригинальность ана­лиза, соответствие действительным стилевым особенностям, эмоциональную насыщенность.

(Кроме ощущения стиля и жанра, задание обнаруживает способность к художественному анализу и синтезу, эмоциональному восприятию произведения искусства, внимание к деталям, наблюдательность, творческое воображение и др.).

«Свой театр»

(задание А. А. Гончарова)

Предлагается представить, что испытуемый молодой, пер­спективный режиссер, и у него есть возможность набрать се­бе труппу из ведущих мастеров русской сцены, пригласить: одного художника-сценографа, одного композитора, одного режиссера и трех-четырех актеров. Кого бы он пригласил в свой театр? Ответ аргументировать.

Положительно оценивается удачное объединение раз­личных художников в единый художественный «организм», оригинальность и убедительность аргументов.

(Кроме ощущения стиля и способности оценить творчес­кую и психологическую совместимость различных художников, Задание определяет уровень художественного вкуса, наблю­дательность, творческое воображение и др.).

«Ассоциативное соответствие»

(задание М. М. Буткевича)

Прослушать музыкальный фрагмент и рассмотреть 4 - 5 репродукций картин известных художников. Определить, ка­кая из картин наиболее соответствует данной музыке.

Авторов живописных и музыкальных произведений назы­вать не следует.

Например, предлагаются следующие репродукции:

  • «Дети, бегущие от грозы» К. Е. Маковского;
  • «Разборчивая невеста» П. А. Федотова;
  • «Всадница» К. П. Брюллова;
  • «У омута» И. И. Левитана;
  • «Купание красного коня» К. С. Петрова-Водкина.

И музыкальный фрагмент «Революционного этюда» Ф. Шопена.

(Ответ: музыкальному фрагменту из «Революционного этюда» Ф. Шопена соответствует картина К. С. Петрова-Вод­кина «Купание красного коня»).

Аналогично этому могут использоваться другие произве­дения музыкального и изобразительного творчества.

(Кроме ощущения стиля и жанра, задание обнаруживает уровень художественного вкуса, наблюдательность, осведом­ленность в сфере смежных искусств, гибкость ассоциативных связей и др.).

«Авторская стилистика»

Рассмотреть эскиз декораций к спектаклю. Определить пьесу, которую можно поставить в данных декорациях. Автор эскиза и название спектакля абитуриенту не объявляются. (Например: эскиз декорации к балету «Маскарад» Э. Стенберга или др.).

Ответ оценивается за стилевое соответствие стимулу, убе­дительность аргументов.

Вариант: рассмотреть эскиз декораций известного худож­ника-сценографа к драматическому спектаклю. Назвать автора и название спектакля.

(Кроме ощущения стиля и жанра задание выявляет способ­ность к художественному анализу и синтезу, наблюдатель­ность, осведомленность в области сценографии, пространст­венно-временное, ассоциативно-образное восприятие, собы­тийное мышление, пластическое видение и др.).

«Образ спектакля»

Внимательно рассмотреть эскиз декорации. Рассказать, каким видится образ данного спектакля.

Ответ оценивается положительно за адекватность сти­мулу, оригинальность, тропность мышления.

(Кроме ощущения стилевых и жанровых особенностей художественного произведения, задание выявляет ассоциа­тивно - образное восприятие, пластическое видение, способ­ность к творческому воображению и фантазии, анализу и син­тезу художественного произведения и др.).

«Жанровый»

Предлагается сделать этюд на одну из заданных погово­рок или пословиц в трех жанрах:

  • психологической драмы;
  • комедии;
  • трагедии;
  • детектива;
  • водевиля;
  • сказки.

(Например, сделать этюд на тему «Не в свои сани не са­дись», в трех жанрах). Выбор жанра определяет испытуемый.

Пословицы и поговорки могут быть самые различные «Овчинка выделки не стоит», «Услышал звон, да не знаешь где он», «Велика Федула, да дура», «Шила в мешке не ута­ишь», «Первый блин комом», «Новая метла по-новому метет» и т. д. и т. п.

Оценивается положительно соответствие жанру, сцени­ческая реализация смысла поговорки, оригинальность реше­ния.

(Кроме ощущения жанра и стиля, задание выявляет орга­низаторские способности будущего режиссера, ассоциативно-образное и метафорическое мышление, пространственно-временное восприятие, наблюдательность, творческое вооб­ражение и фантазию, чувство юмора и др.).

«Литературная миниатюра»

Сочинить (устно или письменно) короткую миниатюру с оригинальным содержанием. Литературная миниатюра долж­на быть из 12-15 предложений. Темы могут быть самые раз­личные: «Междугородный разговор», «Очередь», «Новый год», «Зеркало», «День рождения», «Мольба», «Сон», «На­ходка», «Анонимка», «Развод», «Прощание», «Попутчик», «Ревность», «Клад», «Выигрыш» и др. Миниатюра должна быть прочитана в трех жанрах, на выбор испытуемого.

На подготовку дается 30 минут.

Задание оценивается за целостность, оригинальность сюжета, соответствие жанру, эмоциональную насыщенность.

(Кроме ощущения жанровых особенностей, задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, ассо­циативно-образное восприятие, пространственно-временное и событийное мышление, остроту наблюдения, способность чувствовать художественное целое, литературные навыки и др.).

«Эффект личности»

(задание Б. Г. Голубовского)

Рассмотреть 6-8 фотографий советских и зарубежных актеров театра и кино в роли Гамлета из одноименной траге­дии У. Шекспира.

  1. Назвать исполнителей на каждой из фотографий.
  2. Кратко определить различие в трактовках роли Гам­лета «зерно» образа.
  3. Кто из исполнителей роли Гамлета наиболее интере­сен? Чем?
  4. Какая трактовка роли Гамлета наиболее современна? Почему?
  5. Кто из режиссеров поставил «Гамлета»?

Задание выполняется без предварительной подготовки. Оно рассчитано на широкую осведомленность в области исто­рии, теории и критики театрального искусства, эрудицию в вопросах актерского и режиссерского творчества.

Ответ оценивается за точность художественного мышле­ния, соответствие изображенному на фотографии исполнителю и действительной трактовке роли тем или иным актером.

(Кроме ощущения стиля, задание выявляет образное мыш­ление, пластическое видение, характер творческого вообра­жения, художественный вкус, способность к анализу и синтезу, мыслить действенными и событийными категориями и т. д.).

«Экспертиза»

Читается небольшой фрагмент из драматургического про­изведения, затем называется пять имен драматургов. Опреде­лить, кому из пяти драматургов принадлежит этот текст.

Оценивается правильный ответ.

Варианты:

а) зачитываются три коротких фрагмента из разных дра­матургических произведений, разных авторов. Какой из фраг­ментов принадлежит А. Н. Островскому?

б) зачитываются три коротких фрагмента из пьес. Два - из пьес А. П. Чехова. Какой фрагмент следует исключить?

в) аналогично предыдущим могут быть составлены задания по произведениям русской, советской и зарубежной про­зы, поэзии, живописи, музыки, драматургии.

(Кроме ощущения стиля и жанра, задание выявляет эру­дицию в разных видах искусства и др.).

«Литературный фрагмент»

Зачитывается небольшой прозаический отрывок. Опреде­лить, где заканчивается фрагмент одного автора и начинается другой.

При подготовке задания текст отрывка составляется из двух фрагментов разных авторов (например: В. Быкова и В Распутина). Обнаружит ли испытуемый «шов»?

Оценивается правильный ответ, при этом балл может быть повышен, если будут названы авторы.

(Кроме ощущения стиля и жанра, выявляется способность к анализу и синтезу художественного произведения, ассоциативная гибкость мышления, эмоциональная память, эрудиция в области литературы).

«Выбор эскиза»

Предлагается 3-4 эскиза декорации разных театральных художников к разным пьесам. Выбрать эскиз, который наиболее соответствует одной из пьес А. П. Чехова. Выбор аргументировать.

При подготовке эскизов необходимо учесть, что все эс­кизы должны быть выполнены разными художниками, один из которых - эскиз к пьесе А. П. Чехова.

Оценивается ответ за правильное стилевое соответствие.

Варианты,аналогичные вышесписочному, могут осуществляться на основе различных книжных иллюстраций, произведений живописи и одного соответствующего литературного (или поэтического) произведения.

(Кроме ощущения стиля и жанра, задание выявляет эмоциональную и зрительную память, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, характер творческого во­ображения, эрудицию в области разных видов искусства и др.).

5. ВЫЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

«Организаторские способности - понятие психологии управления; способности к организаторской деятельности. В психологическую структуру организаторских способностей входят элементы: коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к се­бе и другим, самообладание, настойчивость».

Все функции театрального режиссера непременно лидер­ские. Уметь быть всегда впереди коллектива, вести его к новым художественным горизонтам, обладать честностью, принципиальностью, порядочностью, самокритичностью, широкой эрудицией, богатством, интеллекта, суметь завоевать подлин­ный авторитет и признание коллектива своими профессио­нальными, морально-нравственными, педагогическими каче­ствами - таким должен быть режиссер-лидер. В сущности, каждый режиссерский этюд, спектакль демонстрирует организаторские способности.

«Организационный»

(задание В. Д. Тарасенко)

Провести массовое мероприятие с исполнителями:

  • собрание;
  • субботник;
  • вечер отдыха;
  • урок аэробики и др.

В этюде должны быть использованы 7—10 человек ис­полнителей. Тему этюда определяет режиссер.

Вариант: Предлагается провести (открытую) репетицию небольшого отрывка (этюда) с группой исполнителей.

Оцениваются организационные, коммуникативные спо­собности, интересный сюжет.

(Кроме организаторских и коммуникативных способно­стей, задание выявляет задатки лидера у будущего режиссера, способность мыслить событийными, пространственно-времен­ными категориями, наблюдательность, эмоциональную «за­разительность» и т. д.).

«Балетмейстер»

(задание А, А. Гончарова)

Предлагается поставить танец с исполнителями. (Напри­мер: украинский, молдавский, русский, цыганский или др. на выбор).

Оцениваются организаторские и коммуникативные спо­собности, интересный сюжет.

(Кроме организаторских способностей, задание обнару­живает способность мыслить действенными, событийными ка­тегориями, педагогические качества, пластическое видение, эмоциональную возбудимость и др.).

«Танцевальная площадка»

(задание Л. Е. Хейфеца)

Предлагается организовать массовый этюд «Танцевальная площадка». В этюде должны участвовать 6-8 человек.

Возможные варианты задания:

а) партнер выше партнерши на три головы, партнерша привлекательной наружности;

б) партнер и партнерша по два метра высотой, впервые на танцевальной площадке;

в) пара: муж и жена, во время танца поссорились;

г) влюбленная пара: он - очень маленького роста, она - высокая, худая, танцуют без остановок;

д) партнер в новом костюме, робкий, плохо видит, парт­нерша очень полная, веселая, и т. д.

Оценивается создание атмосферы «танцевальной пло­щадки», неожиданная развязка события, эмоциональная на­сыщенность, интересный мизансценический рисунок.

(Кроме организационных качеств, задание-этюд может обнаружить способность мыслить событийно, конфликтно, чувство ритма, зрелищности, композиции и др.).

«Режиссер»

(задание О. Я. Ремеза)

Сделать массовый этюд. «Режиссер» распределяет роли между исполнителями, дает им конкретные задания. После выполнения этюда «режиссер» публично проводит анализ этюда, делает замечания «актерам», отмечает достоинства и не­достатки.

Оцениваются организационные и коммуникативные спо­собности, объективность анализа, внимание к деталям, ориги­нальность замысла.

(Кроме организаторских качеств, обнаруживается гиб­кость творческого мышления, способность к анализу и синтезу, событийно-действенному мышлению, эмоциональная экспрес­сивность, ощущение стиля, чувство композиции, художествен­ный вкус и т.д.)

«Массовик-затейник»

(задание-игра)

Организовать любую массовую игру с участниками кол­лектива.

(Игры могут быть самыми разнообразными: «лапта», «ручеек», «городки», «прятки», «фанты» и т. д.). Выбор игры оп­ределяет «режиссер».

Оцениваются положительно: увлеченность, творческий азарт - способность эмоционального «заражения» других, коммуникативные способности.

(Кроме организаторских способностей задание выявляет педагогические задатки, режиссерский темперамент, комму­никативные способности и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.013 с.)