Выявление способности к пространственно-временному восприятию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление способности к пространственно-временному восприятию



Эта способность определяется ощущением пространства и времени, чувством зрелищности, гармонией содержания и формы, соотношением частей и целого, способностью к ана­лизу и синтезу. Наглядное представление о способности к про­странственно-временному восприятию окружающей действи­тельности и искусства может дать построение сценической мизансцены. Мизансцену называют «языком» режиссера, од­ним из основных выразительных средств его. Способность мыс­лить пластическими образами, через внешние признаки осуще­ствлять внутреннее движение мысли и чувства - важная осо­бенность режиссерского дарования. Создание спектакля - художественно-образное отражение реального мира - всег­да происходит по определенным пространственно-временным закономерностям, как бы заново «открываемых» режиссером в каждом отдельном спектакле.

Сценическое пространство организуется индивидуально для каждого спектакля, исходя из драматургии и режиссерско­го замысла. В условиях сцены реальные пространство и время должны приобретать образно-изобразительный эквивалент, соответствовать авторскому изложению, главной мысли ре­жиссерского замысла и выражаться мизансценически. Задатки этой способности могут проявляться и успешно развиваться специальным тренингом.

«Организация сценического пространства»

При помощи необходимой декорации, бутафории, рекви­зита организовать сценическое пространству, в котором вид­ны «следы» предстоящего или произошедшего события. (Мо­гут быть использованы музыка, шумы, свет и др.). Задание вы­полняется без участия исполнителей.

Тему события и его название определяет сам испытуемый. На подготовку дается 30 - 40 минут.

Оценивается положительно узнаваемость атмосферы, не­стереотипно организованное событие, склонность к тройному мышлению.

(Кроме способности мыслить пространственно-временны­ми категориями, задание выявляет наблюдательность, чувство композиции, зрелищности, пластическое видение, способность мыслить событийно, конфликтно и др.).

«Демон»

(задание М. О. Кнебель)

Описать по памяти все позы «Демона» на картинах М. А Врубеля. Определить эмоциональное зерно в каждом из вариантов.

Вариант: Подробно описать композицию, жанровые и стилевые особенности известной картины (Напри мер: «Сватовство майора» П. А. Федотова, «Московский дворик» В. Д. Поленова и т. д.).

Оценивается адекватность суждений изображению на картинах, эмоциональная насыщенность, внимание к деталям, использование интересных ассоциативных связей

(Кроме способности мыслить пространственно-временными категориями, задание выявляет эмоциональную память, ассоциативно-образное восприятие, пластическое ви­дение, способность к анализу и синтезу, ощущение стиля, жанра и др.).

«Музыкально-пластическая импровизация»

Исполняется 2-3 разнохарактерных музыкальных фрагмента разных композиторов. Необходимо сценически дейст­вовать в характере заданных мелодий, оправдывая логику действий, поступков.

Положительно оценивается оригинальность пластического рисунка, соответствие характеру музыки, появление контрапункта.

(Кроме пространственно-временного восприятия, задание выявляет чувство ритма, музыкальность, ощущение жанра, способность мыслить действенными и событийными категория­ми, пластическую выразительность и др.).

«Пауза»

Предлагается сделать массовый этюд, в котором кульми­нация - немая сцена (пауза). (Возможные темы: «Обыск», «Сюрприз», «Происшествие», «Секрет», «Зоопарк», «Шпаргалка», «Вор» и т. д.).

Положительно оценивается построение острого конфликта, склонность к метафоризации, достоверность и вырази­тельность эмоциональных реакций, целостность композиции.

(Кроме пространственно-временного восприятия выявля­ется ассоциативно-образное мышление, способность мыслить действенно, событийно; пластическое видение, ощущение сти­ля, чувство жанра, способность к анализу и синтезу и др.).

«Магнитные фигурки»

(задание-игра)

Предлагается игра «Магнитные фигурки», в которой есть магнитный экран и разноцветные фигурки разной геометри­ческой формы. За пять минут на экране необходимо построить смысловую композицию и дать ей название.

При анализе композиций предпочтительнее отмечать те, которые асимметричны, необычны по форме, но гармоничны по цветовому решению.

(Кроме пространственно-временного восприятия выявля­ется ассоциативно-образное восприятие, чувство цвета, ком­позиции и зрелищности, характер творческого воображения, фантазии и др.).

«Мысленная перестановка»

Рассмотреть фотографию или репродукцию известной картины и сделать одну или несколько мысленных переста­новок в композиции. При этом композиция должна приобрести новый изобразительный и смысловой эффект.

Каждый предложенный вариант изменения композиции необходимо аргументировать.

Положительно оценивается оригинальность мысленной пе­рестановки, количество вариантов.

(Кроме пространственно-временного восприятия, выявля­ется способность мыслить действенно, событийно, проверяется чувство композиции, характер творческого воображения и др.).

«Натюрморт»

Из имеющегося реквизита (небольших разнообразных по характеру предметов) необходимо на отдельном столе скон­струировать натюрморт, эстетически привлекательный, оправданный по смыслу и форме, по возможности носящий «сле­ды» происшедшего или предстоящего события. Дать название натюрморту.

Положительно оценивается оригинальность композиции, яркое событие, образное название.

(Кроме пространственно-временного восприятия, задание выявляет чувство композиции, зрелищности, ассоциативно-образное и событийное мышление, пластическое видение, харак­тер творческого воображения, фантазии и др.).

«Скульптура»

С помощью исполнителей построить «скульптуру». Дать ей название. При выполнении задания могут использоваться необходимый реквизит, бутафория, детали костюмов и т. д. Режиссеры народных театров на общем практическом занятии (1985 г.) интересно «построили» скульптуры, которые называ­лись: «Лучший клоун мира» (посвященный Ч. Чаплину, «Аби­туриент. 2000 года», «Перестройка», «Последний алкоголик», «Королева Красоты», «Жертва любви» и т. д.).

Оценивается положительно: уникальность «формы», глубина «содержания», образное название.

(Кроме пространственно-временного восприятии, задание выявляет оригинальность мышления, чувство зрелищности, композиции, пластическое видение, ассоциативно-образное восприятие, остроумие, юмор, характер творческого вообра­жения, фантазии и др.).

«Общие признаки»

Предлагается рассмотреть 3-5 фотографий, объединенных в одну серию на основании общих признаков. (Могут быть общими: тема, деталь, композиция, цвет, атмосфера и т. д.). Перечислить общие признаки, объединяющие фотографии в одну серию. На выполнение задания дается 3 минуты. Фотографии и иллюстрации подбираются в одну серию на основании большого количества общих признаков, поэто­му предельное их число заранее известно педагогам экзаменаторам. Высший балл - назвавшему все общие признаки. Положительно оценивается ответ за максимальное количество названных общих признаков, соответствие временному лимиту.

(Кроме пространственно - временного восприятия задание выявляет гибкость образного мышления, внимание к де­талям, наблюдательность, способность к анализу, синтезу и др.).

«Рассказ по рисункам X. Бидструпа»

Предлагается рассмотреть набор рисунков X. Бидструпа, сочинить рассказ.

Задание выполняется без предварительной подготовки.

Положительно оцениваются оригинальность и логичность сюжета, психологическая насыщенность, необычность характеристик персонажей, интересное событие, внимание к детям, соответствие жанру, чувство юмора.

Вариант:

Для составления рассказа могут быть использованы набор иллюстраций фотографий, карикатур, объединенных одной темой, сюжетом или другими общими признаками.

(Кроме пространственно-временного восприятия, задание выявляет чувство жанра и ощущение стиля, юмор, литературные навыки, пластическое видение, характер творческого воображения и фантазии, способность к событийно-действенному мышлению, анализу, синтезу и др.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.006 с.)