Методология и методы психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методы психологии



Глава 2

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Ключевые слова: методология; принцип; стратегия: метод; методика; проблема; цепь; объект; предмет; гипотеза; методы организационные; методы эмпирические; методы обработки данных; методы интерпретационные; методы неэкспериментальные; методы экспериментальные, методы психодиагностиче­ские наблюдение, эксперимент, опрос, анкета, беседа, интервью, анализ про­дуктов деятельности, социометрия, тест.

Понятие методологии. Виды методологии

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой — достаточно объективными, точными и надежными методами, т.е. теми путями, средствами и способами, с помощью которых добываются научные факты, позволяющие проверить эти идеи.

Что же такое психологический факт? Как отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар, «факт сам по себе ничто, он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает» (Фресс, Пиаже, 1966). Например, в качестве психологического факта может выступать определен­ный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности. Если же мы наблюдаем за группой детей, то в качестве психологического факта могут выступать акты совместной деятельности группы, общения между детьми, проявления общего настроения и многое другое. Очевидно, что факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей.

Однако наблюдения за определенным психологическим фактом недостаточ­но. Многие родители располагают огромным запасом конкретных фактов из жизни своих детей, но это не делает их научными работниками в области, скажем, детской психологии. Даже более или менее систематизированные дневниковые записи не могут рассматриваться в качестве научных работ по психологии, а слу­жат лишь материалом для дальнейшего научного анализа и интерпретации с точки зрения методологии научного исследования. В этой связи, вопрос о разработке методологии психологии всегда был и остается одним из самых актуальных.

Методология (от греч. methodos — путь исследования, logos — наука) -система принципов и способов организации и построения теоретической и практи­ческой деятельности, а также учение об этой системе. Методология — учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.

Методы (от греч. methodos — путь исследования или познания) — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.

Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках, Методика -- это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

Одна из важнейших задач современной психологии заключается в том, чтобы рассматривать все разнообразие используемых методов и методик как единую систему (т.е. в рамках системного подхода). Любой объект должен рассматри­ваться с различных сторон, с помощью различных методов и на разных уровнях методологического анализа.

С точки зрения методологического анализа выделяются три уровня анализа любого явления (схема 1).

Схема 1

Планирование и построение исследования

1. Принцип единства сознания (психики) и деятельности психика формируется и проявляется в деятельности
2. Принцип развития (генетической обусловленности) всякое изучаемое психическое явление рассматривается как результат определенного развития, в его конкретной истории
3. Принцип детерминизма обусловленность психологических процессов внешними и внутренними факторами
4. Принцип объективности исследователь не оказывают влияния на получаемые результаты

Психологическое исследование имеет несколько общих этапов и начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Проб­лемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих теоретических и практических задач, стоящих перед психо­логией как наукой. Например, всегда актуальными являются задали изучения влия­ния определенных видов деятельности индивида на развитие отдельных сторон его психики.

Далее определяется цель исследования как желаемый конечный результат исследования. Цели исследования могут быть теоретическими, практическими и прикладными. В зависимости от поставленных целей выделяют следующие виды научных исследований:

Теоретическое — разрабатывается концептуальная модель изучаемых явле­ний, после чего созданная теория соотносится с результатами других иссле­дований.

Эмпирическое — направлено на получение и описание полученных фактов в рамках какой-либо одной теории.

Прикладное -- направлено на решение какой-либо прикладной проблемы и внедрения научных результатов.

На схеме 4. представлены цели и причины исследований.

На основе имеющихся проблем, определенной цели и теоретического анали­за опубликованной литературы в соответствующей области психологии определя­ются задачи конкретного исследования, его объект и предмет Объект исследова­ния — это тот контингент испытуемых, который будет изучался В качестве объек­та исследования могут выступать индивид, группа людей, общности людей и др. Следовательно, для характеристики объекта исследования необходимо ответить

Методы исследования

Понятие метода в психологии

Метод — это путь, способ познания, посредством которого познается предмет

науки (С. Л. Рубинштейн).

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью кото­рых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства при­меняемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрирован­ными методы самых разных наук: философии и социологии, физиологии и меди­цины, биологии и истории и др.

Метод психологии — это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основ­ных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, ко­торые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования за­ключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины XIX века, выделилась в самостоятельную науку и начала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем интроспекции (самонаблюдения), наблюдения за поведением других людей (например, дневниковые записи), умозрительных рассуждений. Од­нако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность послу­жили причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи между психологическими явлениями.

Намерение сделать психологическую науку более точной и практически по­лезной наукой было связано с внедрением лабораторного эксперимента. Со вто­рой половины XIX века предпринимаются попытки количественной оценки психо­логических явлений. Одной из первых таких попыток было открытие серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинам стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические фор­мулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Конец XIX века считается начальным этапом развития дифференциально-психо­логических исследований, в котором для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Сегодня в ходе психологического исследования используются такие методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы Как правило, в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно до­полняют и контролируют друг друга. Конкретные методы исследования базируются на методологических принципах, исходящих из теоретических положений науки Любой метод исследования несет на себе печать, той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов. Исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, раз­рабатываются определенные варианты основных методов — методика изучения тех или иных сторон развития психики ребенка. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.

2.5.2. Классификация методов

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов: т. Организационные методы включают: сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.), лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

2. Эмпирические методы — это методы сбора первичной информации. Вклю­чают:

обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение):

«различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, конс­татирующий, формирующий);

психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проектив­ные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

праксиметрические методы — это приемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продук­тов деятельности;

моделирование:

• биографический метод.

3. Методы обработки данных включают: методы количественного (статисти­ческий) и качественного (дифференциация материала по группам, их анализ) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия законо­мерности.

4. Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объясне­ния закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают:

. генетический метод — предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический). так называемое исследование «вглубь»;

. структурный (классификация, тапологизация) метод: психография, типологи­ческая классификация, психологический профиль — исследование «вширь».

Классификация методов исследования, предложенная Б. Г. Ананьевым, представлена на схеме 7.

Более упрощенную классификацию предлагает И. Б. Гриншпун, согласно которому, методы исследования подразделяются на неэксперименталъные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности), экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации) и психодиагностические ( различного рода тесты) (схема 8).

Р. С. Немов предлагает следующую классификацию методов: основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных, отражены на схеме 9.

Приведенные классификации методов исследования различны по своей структуре, но содержание методов не имеет различий.

 

Схема 3

Классификация методов исследования по Р. С. Немову

2.5.3. Характеристика методов

1. Неэкспериментальные методы

Наблюдение — это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Наблюдение — основной, наи­более распространенный в психологии эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.

Вначале появились наблюдения психологов за собственными детьми, оформ­ляемые в виде записей и дневников (В. Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыб­ников, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина и др.). Однако следует отметить, что наблю­дения разных авторов проводились с разными целями, вследствие чего их трудно сопоставлять друг с другом. Затем стали появляться научные учреждения, где этот метод был основным. Так, П. М. Щелованов организовал в 1920 году в Ленинграде клинику развития детей, в которой жили преимущественно подкидыши и сироты, за развитием которых велось круглосуточное наблюдение.

Следует обратить внимание на тот факт, что наблюдение становится методом —ихологического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений (как это было в первых дневниковых записях), а осуществляет переход к объяснению их психологической природы этих явлении. Сущ-ность наблюдения состоит не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фактов.

Возможность использования этого метода естественных наук в психологии основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Общеизвестно, что психика человека формируется и проявляется в его деятель-ности — в действиях, словах, мимике и т.д. Нэ основании внешних проявлений мы судим о внутренних процессах и состояниях.

Наблюдение в психологических исследованиях используется в различных вариантах:

наблюдение как вид деятельности

• наблюдение как метод;

• наблюдение как частная методика (технология).

Главными особенностями наблюдения как метода психологического исследо-вания являются целенаправленность и опосредованность (наблюдение не на-прямую, а через что-то). В данном случае исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых, вследствие чего они протекают естественно Однако эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положи-тельные, но и отрицательные последствия. В частности, не всякое даже специ­ально зафиксированное восприятие поведения детей можно считать научным на-блюдением. Чтобы стать подлинным методом научного исследования, наблю­дение должно быть правильно построено (должны быть четко сформулированы цель и задач исследования).

Недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования:

• Большие временные затраты в связи с пассивностью наблюдателя. Трудно
предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проб-
лемы; в то же время нек^оторые явления вовсе недоступны для наблюдения.

• Уникальность и неповторимость наблюдаемых явлений.

• Трудность установления причины явления (слитность наблюдаемых факторов с
попутными явлениями, а также много неучитываемых условий).

• Субъективизм исследователя. Опасность субъективизма возрастает в том слу­
чае, если исследователь не только фиксирует в протоколе то, что он
воспринимает, но и высказывает свое мнение о происходящем. Такой тип записи
М. Я. Басов назвал «истолковательным».

• Необходимость учитывать культурные и ментальные особенности объекта
наблюдения.

• Трудность осуществления статистической обработки данных.

» Трудоемкость. Для реализации наблюдения необходимы высокая психологиче­ская образованность исследователя и огромная затрата времени. Однако у этого метода имеются и свои безусловные бостоинстеа:

• Универсальный характер.

• Гибкость наблюдения.

• «Скромность» наблюдения (на сегодняшний момент, однако, устарело, т.к. нужна видеокамера).

• Не искажает естественного протекания психических процессов.

• Богатство собираемых сведений. Благодаря наблюдению перед исследователем развертывается конкретная жизнь определенного человека, которую можно сравнить с другими конкретными наблюдениями и сделать соответствующие выводы.

Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Необходимо со­ставить подробную программу того, какие люди будут наблюдаться, в какие дни и часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни будут наблюдаться и др., т.е. ответить на вопросы об объекте и предмете исследования. Большое значение имеет разработка схемы наблюдения, которая составляется лишь после предвари­тельного изучения объекта и предмета исследования. Результаты заносятся в про­токол, после чего подвергаются математической обработке. Все это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки наблюдения как метода.

В настоящее время для достижения объективности и точности наблюдения используются также такие технические средства, как киносъемка, магнитофон, фотография. Для уточнения результант наблюдения используется шкала, на которой отмечаются интенсивность протекания того или иного психического явления: сильно, средне, слабо и т.д.

Важной методической проблемой при осуществлении наблюдения является вопрос о взаимодействии исследователя и испытуемых: испытуемый не должен знать, что он стал объектом изучения, иначе естественность поведения, которая является главным преимуществом метода, утрачивается. В качестве «шапки-невидимки» используются «зеркало Гезелла», включенное наблюдение (когда наблю-датель становится для наблюдаемых привычным человеком, при котором они ведут себя естественно).

В зависимости от объек^та наблюдения выделяют следующие виды:

• Самонаблюбение — метод наблюдения человека за самим собой на основе
рефлексивного мышления. В качестве объекта самонаблюдения могут высту-
пать цели, мотивы, результаты деятельности. Данный метод лежит в основе
самоотчетов. К недостаткам метода можно отнести его субъективность, вследст­
вие чего самонаблюдение используется чаще всего как дополнительный метод;

• Объективное наблюдение (внешнее наблюдение) — наблюдение над другим
человеком, со стороны.

В психологии могут применяться различные способы организации объ-ективного наблюдения (схема 10).

Схема 10

Способы организации объективного наблюдения

 

Непосредственное Опосредованное (проводит сам исследователь, (используются результаты наблюдений непосредственно наблюдая за подготовленные другими людьми: сообщение изучаемым явлением и процессом) воспитателей, кино-, магнито-, видеозаписи)
Явное (открытое) Скрытое протекающее в условиях осознанного факта (с помощью «зеркала Гезелла») присутствия посторонних)
Включенное (причастное) Невключенное (непричастное) (наблюдатель выступает как член наблюдаемой (исследователь ведет наблюдение группы, анализирует событие «изнутри») извне)
Систематическое (сплошное) Несистематическое (выборочное, (регулярное наблюдение в течение оп- случайное) ределенного периода, фиксируются все (наблюдается какое-либо одно проявления психической деятельности) психическое явление)
Долгоовременное (лонгитюдное} Кратковременное (в течение Единичное (в течение длительного определенного промежутка (проводится времени) времени) один раз)
Каузальное (причинное) (за каким-либо Эпизодическое определенным случаем) (фиксируют отдельные факты поведения)

 

Наблюдение как частная методика предполагает:

• цель и программу наблюдения;

• наличие объекта и ситуации наблюдения;

• категории наблюдения и фиксация результатов.

Очевидно, что в конкретных психологических исследованиях почти никогда не применяется один какой-либо метод. Каждый этап исследования требует исполь­зования своего метода или сочетания нескольких. Обычно в психологических исследованиях с детьми, уже владеющими речью, используется беседа, которая дает возможность установить, как сам ребенок понимает ту или иную ситуацию, что он о ней думает.

Беседа — это неэкспериментальный метод психологического исследования, который предусматривает прямое или косвенное накопление информации путем вербального (словесного) общения. Беседу можно использовать не только как метод сбора первичной информации о человеке в процессе общения с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы, но и как метод изучения и выяснения индивидуально-психологических особенностей личности (склонностей, интересов, степени воспитанности, отношения человека к жизненным явлениям, собственным поступкам и др.).

Беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, предложениями. Проходит в форме личного общения по специально составленной программе. Сильная сторона беседы — в живом контакте исследователя с испытуемым, в возможности индивидуализации вопро­сов, их варьирования, использования дополнительных уточнений, в возможности оперативной диагностики достоверности и полноты ответов.

В ходе беседы могут быть использованы следующие тиль/ вопросов:

• ориентировочно-психологические — используются для снятия напряжения, для
перехода от одной темы к другой;

• вопросы-фильтры — дают возможность выяснить некоторые детали из жизни
испытуемых;

• контрольные вопросы — проверка достоверности полученной информации.

Преимущество хорошо спланированной беседы или другого опроса не только в том, что они дают более достоверные результаты, но и в том, что ответы детей можно обрабатывать статистически. Так, при массовых обследованиях, результа­ты которых затем подвергаются статистической обработке, используется стандар­тизированная беседа с точно сформулированными вопросами. Каждый вопрос при этом имеет четкую целевую установку, которая дает возможность затем осущест­вить содержательную интерпретацию ответов.

Одним из видов беседы является интервью. Это один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях, под которым следует понимать планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной инфор­мации с помощью ряда условных вопросов или вербальных стимулов. Интервью как специфическая форма беседы может быть использована для получения све­дений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и др.

Интервью можно разделить на структурированное и неструктурированное. В интервью первого типа вопросы тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке. В неструктурированном интервью, наоборот, вопросы построе­ны так. чтобы у испытуемого оставалась определенная свобода в ответах.

Интервью можно брать не только у отдельной личности, т.е. его можно про­водить не только в индивидуальной форме, но и в групповой. Групповое интервью приближается по форме к групповой дискуссии.

Метод интервью может быть богатым источником информации. Тем не менее интерпретация полученных данным носит порой субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним про­явит себя испытуемый во время интервью. С последним фактом связано возможное утаивание и искажение жизненно важной информации. Однако несмотря на зто, интервью, особенно дополненное информацией из более объективных источ­ников, является одним из важнейших методов оценки личности.

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. испытуемого. Цель опроса — выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружаю­щих людях, явлениях действительности.

Более полно опросники будут рассмотрены в разделе «Психодиагностические методы».

Анкетирование (анкета)

Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответст­вующие основной задаче исследования вопросы.

Анкета представляет собой опросный лист, содержащий систему вопросов, вставленных определенным образом с учетом содержания вопросов, формы их предъявления (открытые, требующие полного развернутого ответа, и закрытые, требующие ответа «да» или «нет»), а также количества и порядка следования. По-рядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел

Анкетирование может быть устным или письменным, проводиться в индивидуальной или группой формах, однако во всех случаях оно должно отвечать -nтребованиям репрезентативности и однородности выборки.

Анализ продуктов (результатов) деятельности (творчества) — это иссле­довательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Это метод опосредованного эмпирического изучения чело-зека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности.

Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает вконтакт с самим испытуемым, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности. Использование этого метода основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика человека н е только формируется, но и проявляется в деятельности.

Изучение продуктов труда заключается в психологическом анализе различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ и др. Данный метод широко используется в педагогической психологии в форме анализа сочинений, конспектов, комментариев, выступлений и др., в детской психологии — в форме анализа рисунков, поделок и др.

По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, точности испытуемого. Анализ количества и качества изделий в течение определенного времени позволяет обнаружить период наи­высшей продолжительности труда, начало утомления и сделать выводы о наи­лучшем режиме труда.

Просмотр нарисованных испытуемым картин или рисунков может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, выработанное™ навыков, уровня развития творческих возможностей. При изучении рисунков анализируется их сюжет, содержание, манера изображения, а также сам процесс рисования (время, затраченное на рисунок, степень увлечен­ности) и т.д.

Социометрия (социальное измерение) — это исследовательский метод, позволяющий изучать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы, разработанный Дж. Морено. Модификация теста проведена Я. Л. Коломинским. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены малой социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-анти­патий.

Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной соци­альной группы.

Форма проведения: индивидуальная и групповая. В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач применяются разно­образные варианты самих процедур исследования: «Выбор в действии», «Позд­равь товарища». Полученные в ходе исследования данные заносятся в социометрическую матрицу, на основании которой составляется социограмма — специальный рисунок, диаграмма, отражающая целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов, ожидаемых выборов, а также рассчитываются различные коэффициенты отношений.

Экспериментальные методы

Эксперимент — один из главных методов современной психологии; это иссле­дование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и изме-

рения их связей между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Эксперимент —

это метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих

активное проявление изучаемых явлений. Для эксперимента характерно:

1. Активная позиция исследователя: это означает, что исследователь может вы­звать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки вы­двинутой гипотезы:

2 Создание заранее продуманной, искусственной ситуации, в которой изучаеглое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать. Рассмотрим основные признаки эксперимента, по которым он отличается от

наблюдения.

1. Активная позиция самого исследователя. Он может вызвать интересующее его явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства выдвинутой гипотезы.

2. В эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явлениями и психологическими и непсихологическими условиями их возникновения и протекания.

Многократное повторение опытов (серий экспериментов) и достаточное количество испытуемых позволяют проверить гипотезы о закономерных связях между явлениями посредством применения специальных математических методов.

Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где даются общие сведения об испытуемых, фиксируется характер экспериментальной задачи, время опыта, данные об экспериментаторе, результаты эксперимента, как количественные, так и качественные, особенности поведения испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т.д.

В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к видам эксперимента, поэтому мы считаем уместным привести две классификации — отечественную и зарубежную (схема 11).

Схема 11

Виды эксперимента

 

Отечественная классификация Зарубежная классификация
Естественный эксперимент естественный полевые условия Классический эксперимент
Лабораторный эксперимент проводится как естественный, но в лабораторных условиях
Моделирующий эксперимент создаются определенные условия Квазиэксперимент
  Корреляционное исследование (корреляция — связь)

На схеме 12 отражена специфика использования естественного и лабораторного эксперимента.

Схема 12

Виды эксперимента

 

 

 

Лабораторный Естественный
С использовани- I Без использова-! Психолого-педагогический и другие в зависимости ем аппаратуры | ния аппаратуры | от области психологии
Констатирующий Формирующий
Установление фактического состо­яния и уровня тех или иных особен­ностей психического развития к мо­менту проведения эксперимента Активное формирование изучаемого свойства в про­цессе специально организованного эксперименталь­ного изучения
Обучающий Воспитывающий
Обучение каким-либо зна­ниям, умениям Формирование качеств личности

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах, лабораторном, естественном, формирующем.

Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении с по­мощью различных приборов и приспособлений. Так, например, на специальных эк­ранах демонстрируются фигуры, загораются разноцветные лампочки, подаются звуковые сигналы. При этом испытуемому нередко приходится самому нажимать на кнопки, двигать рычаги и осуществлять иные ответные действия. Для регистрации психофизиологических показателей используются датчики, закрепленные на теле испытуемого.

В лабораторных экспериментах исследуются особенности ощущений и восприятий, быстрота реакций на различные раздражители, объем внимания и др. В указанном случае данные здесь измеряются и регистрируются автоматически, с большой объективностью и точностью. Однако недостатком здесь является отсутствие естественности и жизненности, поскольку необычные условия лаборато­рии нервируют испытуемого, вследствие чего он может показать не такие ре­зультаты, как в естественных условиях, и полученные данные будут иметь весьма ограниченный характер.

Для того, чтобы придать лабораторным опытам естественность, используется один из главных методических приемов детской психологии — игровое моделирование экспериментальных и жизненных ситуаций.

Наиболее продуктивным и распространенным в детской психологии является естественный эксперимент. Естественный эксперимент это эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается.

Отличительной особенностью естественного эксперимента, по мнению А. Ф. Лазурского, является то, что испытуемый не подозревает, что над ним проводится эксперимент. Благодаря этому он ведет себя естественно, отпадают смущение и преднамеренность ответов, часто свойственная испытуемому в лабораторном эксперименте. Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности испытуемых.

Формирующий эксперимент

В формирующем эксперименте, в отличие от перечисленных выше видов эксперимента, выдвинутая гипотеза проверяется в процессе активного воздейст­вия на испытуемого, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению существовавших ранее. Это воздействие может включать создание специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, которые должны привести согласно предположению исследователя, к определенным изменениям в психике или личности испытуемого. Возникновение запланированных новообразований означает, что мы научились управлять определенной стороной психического развития, и выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 6591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.472 с.)