Раздел 2. 1. 12. Психология дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. 1. 12. Психология дошкольного возраста



Психологические особенности развития ребенка в дошкольном детстве. Общая характеристика развития в ребенка в дошкольном детстве. Общие условия развития дошкольника. Структура и динамика социальной ситуации развития.

Физическое развитие дошкольника. Развитие высшей нервной деятельности как условие психического развития ребенка.

Деятельность детей дошкольного детства. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Развитие сюжетно-ролевой игры (Д.Б.Эльконин) Изменение сюжетно-ролевой игры и ее компонентов в дошкольном детстве. Роль игры с правилами в психическом развитии и формировании личности дошкольника.

Зарождение учебной деятельности к концу дошкольного детства. Проблема и характеристика учебной деятельности (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец). Условия развития учебной деятельности.

Развитие познавательных процессов дошкольника. Развитие ощущений и восприятий в дошкольном возрасте. Проблема сенсорного развития. Овладение общественно выработанными эталонами и мерками. Значение целенаправленного формирования сенсорных процессов для психики ребенка (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер).

Развитие мышления дошкольников. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, их особенности, взаимосвязь.

Проблема формирования произвольной и непроизвольной памяти (З.И.Истомина, А.А.Смирнов, П.И.Зинченко).

Развитие воображения дошкольников (Л.С.Выготский). Элементы творчества в детском воображении. Роль игры, изобразительной и конструктивной деятельности, литературных произведений (рассказов, сказок) в развитии воображения.

Формирование устойчивости внимания у дошкольника.

Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения дошкольника. Овладение разными видами речи (ситуативной, контекстной, объяснительной). Значение видов деятельности в развитии речи дошкольника.

Развитие личности детей дошкольного возраста (М.И.Лисина). Влияние стиля взаимодействия на развитие личности дошкольника. Ребенок и «детское общество». Конформность и самостоятельность. Уровень притязаний в дошкольном детстве. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания, самооценки (Л.И.Божович, Б.Г.Ананьев). Соподчинение мотивов. Развитие воли у дошкольника. Связь воли с развитием мотивов поведения. Установление иерархии мотивов.

Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста.

Готовность детей к школе. Функциональные критерии готовности шестилетнего ребенка к школе. Психологическая готовность ребенка к школе. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности. Кризис 6-7 лет, его «психологическое значение».

Раздел. 2.1.13 ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Характеристика социальной ситуации развития младшего школь­ника и психические новообразования возраста. Новая социальная позиция — позиция школьника.

Самосознание и самооценка личности младшего школьника. Ус­тойчивость и адекватность самооценки. Роль учебной деятельности в развитии самооценки. Влияние отношений учеников в классе на раз­витие самооценки младшего школьника. Особенности взаимоотноше­ний младших школьников. Проблема статуса ученика в классе.

Ведущий вид деятельности — учебная деятельность; сопутству­ющий вид деятельности — игра. Мотивация учебной деятельности. Возрастные особенности обучаемости. Значение домашней работы. Ис­пользование современных концепций обучения. Продуктивные виды деятельности младшего школьника: трудовая, изобразительная, кон­структивная, экспериментирование, художественная, музыка в жизни младшего школьника.

Развитие познавательных процессов младших школьников. Соотношение произвольного и непроизвольного вни­мания младших школьников. Особенности формирования и развития. Развитие восприятия младших школьников.

Динамические особенности процесса запоминания и при­поминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность. Особенности кратковременной памяти. Опосре­дованная память младших школьников. Особенности забывания. Сис­тематизация и обобщение при возобновлении учебного материала. Сла­бость памяти как одна из причин отставания детей в учении.

Возрастные особенности процесса мышления у млад­ших школьников. Особенности мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение) в младшем школьном возрас­те. Формирование понятий в процессе обучения. Соотношение теорети­ческого и эмпирического мышления.

Особенности репродуктивного и творческого вообра­жения в младшем школьном возрасте. Фантазии. Особенности приду­мывания сказок, историй младшими школьниками.

Особенности развития речи младших школьников. Чтение и письмо. Интериоризация материала при чтении. Изложение, пересказ, написание писем и небольших сочинений как средства развития речи.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

Становление характера. Сферы проявления характера: предметная деятельность, межличностные отношения.

Роль средств массовой информации, изобразительного искусства, искусства кино, театра, литературы в развитии младшего школьника. Место семьи в воспитании и развитии младшего школьника.

 

Практическая часть

 

Задание 1. Разработайте план консультации для родителей ребенка раннего возраста. Содержание консультации должно быть ориентировано на решение конкретной практической задачи и отражать:

— характеристику детей данного возраста;

— теоретическое обоснование проблемы в развитии и воспитании ребенка (капризный, непослушный, не хочет убирать игрушки, обижает сверстников и т.п.);

— описание особенностей организации жизни детей в данный период;

— необходимый методический материал (потешки, песенки, пальчиковые и сенсорные игры, коммуникативные упражнения, описание приемов воспитательного взаимодействия и т.п.).

Задание 2. Разработайте мини-систему педагогической работы по воспитанию у детей ловкости и смелости на основании принципов и опыта реализации системы физического воспитания в ДУ, предложенной Т.М. Бабуновой (Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007. – С. 69).

Задание 3. На конкретном примере одной из сюжетно-ролевых игр наметьте линии перспективного развития:

а) данной сюжетно-ролевой игры в одной из возрастных групп детского сада;

б) сюжета данной ролевой игры на протяжении периода дошкольного детства.

Задание 4. Продумайте организацию и методику руководства сюжетно-ролевой игрой детей одной из возрастных групп, разработайте дидактический сценарий игры по следующему плану:

Ø тема игры;

Ø цель и задачи игры;

Ø игровой материал;

Ø предварительная работа (подготовка к игре);

Ø игровые роли;

Ø ход игры;

Ø завершение игры;

Ø возможные варианты усложнения игры.

Подберите (разработайте) необходимый игровой материал, подготовьтесь к презентации сюжетно-ролевой игры.

 

Задание 5. Соберите методическую копилку сюжетно-ролевых игр для детей разных возрастных групп. Проанализируйте конспект одной сюжетно-ролевой игры по следующему плану:

Ø соответствие темы и содержания игры возрасту детей;

Ø приемы привлечения детей в игру;

Ø оценка приемов создания интереса к игре;

Ø возможности учета воспитателем в процессе организации и руководства игрой индивидуальных особенностей детей;

Ø соответствие приемов возрасту детей;

Ø определите методы стимулирования творческой активности детей в игре;

Ø соответствие цели игры ее содержанию.

 

Задание 6. Разработайте методические рекомендации для родителей по созданию в семье условий для режиссерской игры ребенка. При разработке рекомендаций учитывайте следующие требования к методическим рекомендациям:

– краткость и четкость рекомендаций;

– отражение требований к подбору игрушек с учетом возраста, интересов, уровня развития, пола ребенка, к созданию детского индивидуального пространства;

– конкретность советов по осуществлению косвенного влияния на развитие игры детей.

 

Задание 7. Подберите примеры конструктивных заданий разного вида для детей одной из возрастных групп (по выбору). Разработайте необходимый дидактический материал и подготовьтесь к демонстрации одного из конструктивных заданий на экзамене.

 

Задание 8. Продумайте и спланируйте подготовительную работу для драматизации какого-либо литературного произведения (возраст детей по выбору). Напишите дидактический сценарий проведения театрализованной игры. Подготовьте необходимый материал для презентации сценария на экзамене.

 

Задание 9. Подберите не менее 5 дидактических игр для разных возрастных групп. Аргументируйте свой выбор. Подготовьтесь к анализу одной игры по следующему плану:

– Разновидность дидактической игры.

– Необходимое количество детей, привлеченных к участию в данной игре.

– Предварительная подготовка педагога к игре.

– Методика объяснения правил в данной игре.

– Целесообразные методы и приемы руководства данной игрой.

– Возможное участие воспитателя в игре.

Задание 10. Подберите игрушку для детей определенного возраста, проанализируйте ее в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями к игровому материалу и оборудованию.

Смоделируйте методику внесения новой игрушки.

 

Задание 11. Изучите фрагменты книги К.И.Чуковского “От двух до пяти”. Выпишите пять любых детских вопросов и охарактеризуйте их по следующему плану:

ü определите возможный возраст ребенка, задающего тот или иной вопрос;

ü продумайте варианты ответов взрослого (от лица воспитателя, родителей, бабушек-дедушек, старших братьев и сестер и т.п.) на один и тот же вопрос с учетом возраста ребенка;

ü проанализируйте качество предполагаемых ответов взрослых с позиций поддержки и стимулирования познавательных интересов детей.

Задание 12. Разработайте одну дидактическую игру, решающую задачи сенсорного воспитания. Определите:

– предварительную подготовку педагога и детей к дидактической игре;

– дидактическую и игровую задачу;

– правила игры;

– игровые действия;

– участие воспитателя в игре, методы и приемы, которые будет использовать педагог, руководя данной игрой;

– возможные варианты усложнения данной дидактической игры.

Задание 13. Определите условия эффективности таких методов обучения как опыты и экспериментирование, моделирование. На конкретных примерах продемонстируйте методику и возможности использования данных методов в одной из возрастных групп детского сада.

Задание 14. Разработайте этическую беседу с использованием предложенного методического материала.

Материал для этической беседы о труде:

 

Стихотворение П.Воронько «Я носила воду» Стихотворение А.Барто «Я лишний»
  Я носила воду, воду – От колодца к огороду. А потом носила вы сад, Поливала десять гряд. И на грядке – погляди-ка! Нынче выросла клубника. Спелых ягод я нарву, Всех подружек созову! Окапывали вишни. Сергей сказал: − Я – лишний. Пять деревьев. Пять ребят – Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. − Ну нет, теперь ты Лишний! – Ребята говорят.
Народная мудрость
Кто не работает, тот не ест!

 

Задание 15. Изучите детский репертуар гродненских театров, тематику выставок и музейных экспозиций. Разработайте содержание консультации для родителей на тему «Формирование у детей оценочного отношения к прекрасному в окружающей жизни и искусстве». Посоветуйте родителям, какие музеи и выставки лучше посетить, какие посмотреть спектакли.

 

Задание 16. Прочитайте рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка» и разработайте беседу, направленную на решение одной из задач воспитания гуманности.

Беседу оформите по следующему плану:

ü тема беседы;

ü программное содержание;

ü материалы;

ü ход беседы;

ü заключение.

 

Задание 17. Разработайте мини-систему коррекционной работы по воспитанию нравственных качеств дошкольника. Представьте и обоснуйте необходимые средства и методы корректировки уже сформировавшихся у ребенка качеств (по выбору): лживость, излишняя скромность, капризность, упрямство.

Задание 18. Разработайте конспект организации коллективного труда детей старшего дошкольного возраста. Подберите содержание детского труда, задания для каждого ребенка, нескольких детей, подгрупп детей. Продумайте способы вовлечения детей в трудовую деятельность, мотивацию деятельности.

Конспект должен содержать следующие разделы:

· Программное содержание;

· Материал;

· Педагогическое руководство трудом детей;

· Подведение итогов трудовой деятельности.

 

 

Задание 19. Решите педагогическую задачу.

Когда шестилетний Игорь выполняет особенно «трудное» поручение, то удовлетворенно отмечает:

– Мы с папой все можем, мы сильные!

Отец, в свою очередь, не забывает поощрять хорошие поступки сына:

– Это правильно, – говорит он в таких случаях. – Если мы хотим, чтобы наша мама была веселая, молодая и красивая, значит, ей надо помогать, иначе она устанет и не станет кормить нас вкусными обедами, не будет гладить нам с тобой рубашки, не сможет следить за порядком в квартире; что же это за жизнь наступит!

Сын доверчиво смотрит на папу и, невзирая на его шуточный тон, вздыхает.

Мама при случае обязательно подчеркнет:

– Как бы я справилась без помощи мужчин!

Основываясь на приведенном примере, проанализируйте, каким образом родители воспитывают у сына уважительное отношение к старшим, мужскую честь, достоинство? Считаете ли вы необходимым уже в дошкольные годы формировать в сыне основы мужественности? Какова здесь, по вашему мнению, роль отца?

Определите педагогические возможности воспитателя в формировании основ мужественности дошкольников.

 

Задание 20. Проанализируйте педагогическую ситуацию

Вы как воспитатель наблюдали детскую игру. Вероника предлагает партнеру по игре: «Я буду мамой, а ты папой. Когда придешь с работы, сядешь здесь с газетой, вот так (показывает). А я буду тебя ругать: «Вот бездельник…» А ты будешь говорить: «Отстань». Мальчик пытается возразить, но девочка старается убедить его: «Все папы и мамы всегда ругаются».

Предложите тему и цель консультации для родителей Вероники. Составьте содержание данной консультации и подготовьтесь к ее проведению. Обоснуйте свой выбор. Возможно ли достигнуть поставленной цели используя только консультирование родителей девочки? Какими методами можно дополнить начатую работу, чтобы достигнуть поставленной цели?

 

Задание 21. Разработайте начало первого родительского собрания, главная цель которого – знакомство родителей с педагогом, родителей друг с другом. В родительское собрание могут быть включены игры на знакомство, элементы коммуникативного тренинга, самопрезентация педагога и родителей, интересные задания, помогающие родителям проявить себя с лучшей стороны. Количество заданий и их содержание определите самостоятельно, главное – познакомить родителей друг с другом и с воспитателем, сформировать первичное впечатление о воспитателе, его личностных и профессиональных качествах.

Задача 22. Разработайте уголок для родителей по подготовке детей к школе. Материал разбейте на рубрики, можно от лица различных специалистов (воспитателя, психолога, учителя начальных классов, врача, самого ребенка и т.д.).

Докажите целесообразность отобранного вами материла.

 

Задание 23. Разработайте свою модель педагогического общения при разрешении следующей педагогической ситуации:

Мальчик Сережа (4 года) недавно начал посещать детский сад. Адаптационный период проходил нормально. Однако через две недели ребенок стал капризничать и плакать, когда мама хотела отвести его в группу. Все ваши попытки отвлечь мальчика не давали видимых результатов. Мама ребенка заявила, что ее сын плачет именно тогда, когда вы осуществляете прием. В те дни, когда работает ваша напарница, никаких проблем нет, и ребенок с радостью идет в группу.

Определите ваши дальнейшие педагогические действия в данной проблемной ситуации. Дайте им характеристику с позиций технологии педагогического общения. Письменно оформите модель вашего педагогического общения при разрешении данной педагогической ситуации.

 

Задание 24. По данному программному содержанию смоделируйте занятие для детей группы «Фантазеры» по теме «Почему нужно беречь воду?».

Программное содержание:

· закрепить знания детей о роли воды в жизни людей, растений и животных; о круговороте воды в природе;

· воспитывать у детей полезные привычки и закреплять их в повседневной жизни;

· прививать навыки экологически грамотного поведения в быту и экономного использования воды, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу;

· учить заботься о порядке и чистоте в окружающем пространстве, умению различать недостойное поведение, исправлять допущенные ошибки.

Задание 25. Разработайте программу профилактико-коррекционной работы по формированию доброжелательных отношений в детском коллективе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.059 с.)