ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА



для студентов специальности 1-010101 – Дошкольное образование

 

 

2013 г.

 

Программа разработана кафедрой педагогики и психологии детства

 

 

Зав. кафедрой _______________ Е.В.Чекина

 

Рецензенты:

 

______________ Т.В. Лантух, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

____________ Л.И. Москалева, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Детский сад № 18 г. Гродно

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методической комиссией по специальностям педагогического факультета

 

Протокол № ____ от ________________2013 г.

 

 

Рекомендована к утверждению Советом педагогического факультета

 

Протокол № ____ от ________________2013 г.

 

 

Рекомендована к утверждению Советом университета

 

Протокол № ____ от ________________2013 г.

 

 


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели и задачи государственного экзамена

Целью государственного экзамена является оценка качества академических, социально-личностных и профессиональных компетенций, приобретенных выпускником в результате освоения содержания образования по специальности 1-010101 – Дошкольное образование; установление соответствия уровня профессиональной подготовки будущих педагогов требованиям образовательного стандарта.

Задачи государственного экзамена:

1) определить уровень готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности;

2) установить качество сформированности у обучающихся компетенций по следующим видам профессиональной педагогической деятельности:

· учебно-воспитательной;

· учебно-методической;

· коррекционно-развивающей;

· инновационной;

· организационно-управленческой.

3) оценить способности выпускников к творческой профессиональной педагогической деятельности, их готовность вести поиск решения педагогических задач, выстраивать алгоритмы профессионального поведения.

 

1.2. Требования к компетентности выпускника (согласно образовательному стандарту специальности):

 

академические компетенции

− владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

− владеть исследовательскими навыками;

− уметь работать самостоятельно;

− иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

− иметь лингвистические навыки;

− уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;

 

Социально-личностные компетенции

− обладать качествами гражданственности;

− быть способным к социальному взаимодействию;

− обладать способностью к межличностным коммуникациям;

− владеть навыками ведения ЗОЖ;

− быть способным к критике и самокритике;

− уметь работать в команде;

Профессиональные компетенции

− владеть системой знаний о сфере образования и современных направлениях развития психолого-педагогических наук и их методов;

− знать сущность, содержание и структуру образовательного процесса;

− использовать различные методы, средства, формы обучения, прогрессивные приемы руководства деятельностью детей, применять современные технические средства обучения;

− внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, подходы, методы и приемы работы;

− уметь проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс, разрабатывать соответствующую документацию;

− владеть эффективными формами коммуникации с воспитанниками, родителями, представителями общественности;

− на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере профессиональной деятельности.

 

Выпускник должен:

знать:

− особенности ребенка раннего и дошкольного возраста;

− цель, задачи, содержание и формы образовательной работы в современном дошкольном учреждении;

− принципы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников, условия оптимизации сотрудничества дошкольного учреждения и семьи;

− содержание понятий, законы и специфику развития психики в онтогенезе;

− критерии психологической зрелости, психологию взросления;

− психологические аспекты деятельности специалистов дошкольного образования;

− механизмы педагогического взаимодействия педагога с детьми;

 

уметь:

− творчески применять образовательные технологии в процессе педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в разных типах дошкольных учреждений;

− составлять перспективный и календарный планы образовательной работы с детьми на основе действующей образовательной программы;

− изучать возрастные особенности развития психики;

− применять методы психологического анализа различных форм поведения и деятельности детей;

− учитывать возрастные особенности развития в работе с детьми;

− адекватно оценивать и проектировать педагогическую деятельность.


 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Теоретическая часть

Раздел 2.1.1. ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Дошкольная педагогика как наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу. Предмет дошкольной педагогики, его своеобразие. Понятийный аппарат дошкольной педагогики. Задачи дошкольной педагогики.

Народная педагогика как первоисточник развития дошкольной педагогики. Исторические традиции белорусской народной педагогики. Средства и методы воспитания в белорусской народной педагогике.

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания. Необходимость учета возрастных особенностей в развитии личности. Возрастные периодизации в истории развития педагогической мысли. Современные подходы к возрастной периодизации. Своеобразие периода раннего и дошкольного детства. Учет половых различий и индивидуальных особенностей в воспитании детей.

Педагогическая деятельность как общественно значимая профессиональная деятельность. Специфика предмета, объекта труда. Общие и специальные профессионально значимые личностные качества педагога. Функции педагога. Профессиональные умения.

Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста. Понятие о цели воспитания. Идеальная и реальная цели воспитания. Объективный и субъективный характер цели воспитания. Задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка. Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка. Структура и содержание Конвенции о правах ребенка, принятой и утвержденной Генеральной ассамблеей ООН (1989 г.). Основные положения Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993 г.). Законодательные акты, постановления правительства Республики Беларусь по вопросам прав детей. Социальная защита детей-инвалидов, охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника. Характеристика семьи как социального воспитательного института. Воспитательный потенциал семьи, факторы, его определяющие. Типичные трудности и ошибки родителей в воспитании детей. Условия успешного семейного воспитания.

Система дошкольного образования Республики Беларусь.Дошкольное образование как педагогическая система, направленная на целостное, полноценное развитие и воспитание дошкольника, его подготовку к школе. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» о целях и задачах дошкольного образования. Дошкольные учреждения разных видов, типов.

Современное программное обеспечение деятельности дошкольных учреждений.Научные основы создания современных программных документов для дошкольных учреждений. Национальная программа дошкольного образования «Пралеска», ее отличительные особенности. Принципы построения и структура программы, характеристика ее основных компонентов. Методическое обеспечение программы. Характеристика вариативных белорусских образовательных программ (Л.Д.Глазырина, В.Н.Шебеко, В.А.Силивон и др.).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.007 с.)