Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики дошкольного воспитания

Поиск

Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи.

Формирование представлений о предметном и социальном мире. Использование наглядных моделей для обеспечения полных и устойчивых представлений. Развитие представлений о себе, сверстниках, окружающих людях. Связь с другими направлениями работы.

Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении. Принципы построения программы и отбора содержания учебного материала. Тематика занятий. Рекомендации по речевому поведению учителя-дефектолога и воспитателя группы. Особенности организации работы по развитию речи в разных возрастных группах. Методы и приемы развития речевой активности и потребности в общении с окружающими у детей с нарушениями в развитии. Методика работы по обогащению лексики детей и обеспечению активного использования новых слов в общении. Формирование связной речи.

Теория и методика игры.

Игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Историческое происхождение игры. Социальная природа игры. Общие теории игры. Развитие проблемы психологии детской игры в отечественной науке. Возникновение игры в онтогенезе. Психологические предпосылки сюжетно-ролевой игры. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением умственного развития. Характеристика основных методов руководства игровой деятельностью дошкольников с отклонениями в развитии. Организация обучения, создание условий для обучения игре детей в различных возрастных группах. Роль игрушки в развитии игры детей с проблемами в развитии. Организация, содержание и методы работы по обучению предметной игре детей младшего дошкольного возраста с проблемами в развитии. Организация, содержание и методы обучения бытовой отобразительной игре. Формирование предпосылок ролевого поведения. Характеристика основных приемов и методов ознакомления с новой игрой. Дидактические игры. Их место в системе коррекционно-воспитательной работы. Сюжетно-ролевая игра и ее значение в создании психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Методика обучения изобразительной деятельности.

Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка. Возрастные особенности детского изобразительного творчества. Особенности продуктивной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии. Организация обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях. Методы и приемы работы, коррекционная направленность. Методы обогащения предметного рисунка (лепки), методы обучения сюжетному рисованию (лепке). Оценка детских работ. Аппликация. Декоративное рисование в структуре коррекционно-воспитательной работы в специальном детском саду.

Методика обучения конструированию.

Конструкторская деятельность и психическое развитие ребенка с проблемами в развитии.

Основные методы и формы работы по обучению конструированию на занятиях. Содержание коррекционно-развивающих программ.

Методика обучения труду.

Содержание трудового обучения в специальных дошкольных учреждениях. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста с проблемами развития. Коррекционные возможности трудового воспитания. Организация работы по трудовому воспитанию в специальных дошкольных учреждениях. Формирование гигиенических навыков и обучение самообслуживанию. Обучение хозяйственно-бытовому и ручному труду в специальных дошкольных учреждениях. Содержание и методика трудового воспитания по этим направлениям.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Восприятие в онтогенезе. Восприятие ребенка с нарушениями зрения. Формирование предметных представлений и способов обследования предметов, формирование сенсорных эталонов. Развитие качеств и свойств предметности восприятия. Формы организации психолого-педагогической коррекционной работы по развитию зрительного восприятия. Индивидуально-дифференцированный подход к детям в зависимости от вида, формы и течения глазного заболевания. Планирование работы по развитию зрительного восприятия.

Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения.

Понятие об ориентировке в пространстве и мобильности.

Обучение детей ориентированию в соответствии с их возможностями и возрастом. Роль органов чувств и двигательной сферы в процессе пространственной ориентировки. Значение формирования представлений об окружающем. Формирование пространственного мышления. Использование игровой деятельности в процессе ориентирования. Связь занятий по ориентировке с другими видами детской деятельности. Социально-бытовая ориентировка. Виды программ по обучению детей с нарушениями зрения ориентировке.

Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Дактильная речь, дактилирование, дактильный знак. Кинетические системы коммуникации; невербальная коммуникация. Русский жестовый язык. Калькирующая жестовая речь. Лингвистическая структура жестового языка. Лингвистический состав жестового языка. Морфология жестового языка (основные способы выражения субъектно-объектных значений, принадлежности, времени, модальности, аспектуальности и др.). Синтаксис жестового языка. Конситуативные и полипредикативные высказывания.

Функциональные особенности жестовой речи. Билингвизм глухих. Проблема жестовой речи как средства обучения. Альтернативные подходы к использованию жестовой речи в современной зарубежной и отечественной сурдопедагогике.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. - М.: Академия, 2002.

2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика [Текст] / Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2001.

3. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учеб. для студентов вузов пед. спец./ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 2001.-208с.

4. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: Город, 1998. – 262 с.

5. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева; Ин-т корр. педагогики образования. - М.: Полиграф Сервис, 2000. – 250 с.

6. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под. ред. Н. М. Назаровой. – М. Академия, 2000. – 400 с.

7. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

2. Алексеев, О.Л. Теоретические основы тифлотехники [Текст] / О.Л. Алексеев. – Екатеринбург, 1992. – 284 с.

3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М., 1989.

4. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст]/ Р. М. Боскис; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004.

5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с. 22 экз.

6. Дети с нарушением общения [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. - М., 1989.

7. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2003. – 272 с.

8. Ипполитова, М.В., Бабенкова, Р.Д., Мастюкова, Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст] / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. - М., 1993.

9. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). - М., 1998.

10. Лебединская, К.С., Никольская, О.С. Диагностика раннего детского аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М., 1991.

11. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова; под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.

12. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст]: Книга 1 / под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

13. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст]: Книга 2 / под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с.

14. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова.-СПб.: СОЮЗ, 2003. - 320с.

15. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возврата [Текст] / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. - М.: Просвещение, 1991. – 161 с.

16. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV типа (для детей с нарушением зрения) [Текст] / под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003.

17. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. – 226 с.


ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.19.163 (0.006 с.)