Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
А что такое исторический факт?
Содержание книги
- Как вы познакомились со своей женой.
- Надо полагать, ваша жена рассуждала по-другому. Иначе, не вышла бы за вас замуж.
- Из этой истории следует, что настойчивость вашей будущей супруги оказалась не единственной причиной вашего согласия.
- Ваш тесть был довольно крупным номенклатурным чиновником. Как сложились отношения с ним, при вашем «классовом антагонизме» к большевикам.
- А с чем связано употребление мата в вашей довольно рафинированной семье?
- В вашем доме, этажом выше, живет кира муратова. Вы с ней знакомы.
- Почему не брали интеллигенцию?
- Как вы подружились с Карышковским?
- Знание языков имело такое значение для утверждения вашей кандидатуры.
- А как же ваша «вечная» увольнительная.
- Что гэбешники делали в археологии. Какое отношение эта наука имела к Советской власти.
- Тогда такому начальнику не выдадут открытый лист на следующий сезон.
- Это сродни римскому лимесу – системе оборонных укреплений на востоке Римской империи.
- Когда впервые возникли проблемы во взаимоотношениях со станко. Когда вы впервые их почувствовали.
- Ошибка в истории с печенегами оказалась методологической. Считалось, что один этнос сменяет другой на конкретной территории.
- Чем сильнее инерция, тем крепче традиции?
- Почему все питерские палеолитчики выполняли просьбы станко. Неужели с ним можно было находиться хоть в каких-то дружественных отношениях.
- Как генинг относился к станко.
- Сколько вы над ней работали.
- Как проверить подлинность «теории среднего звена».
- Клейн лишь поставил проблему, Но не решил ее.
- Мне кажется, материал мало выкопать и добротно зафиксировать. Его следует понять. Многие раскопщики затрудняются ответить на вопрос, что именно они нашли.
- Так что же такое «теория среднего звена».
- Семиотика позволяет расшифровать код культуры?
- Какова методика этнологического исследования. И чем она отличается от этологического.
- А что такое исторический факт?
- Получается, что у гуманитариев нет шансов сделать из своего занятия настоящую науку?
- Комары и блохи меня никогда не кусали.
- А что это за история, когда водитель на грузовике гонялся по лагерю за девушкой.
- Сейчас культура несколько иная. Люди так не спиваются, как в советские времена.
- Это не сказывалось на учебном процессе.
- Сколько у него было этикеток?
- Неужели эти люди спились оттого, что жизнь у них не сложилась. От того, что перспективы не имели. . .
- Но Сталин умер, а антисемитизм остался.
- Начальник ПМК Д. И. Абрамзон
- Как ваша экспедиция попала в михайловку из зари.
- Где, на косе. Там же дикие места. Один песок и заросли кустарника.
- Как он собирался списать эту плотину.
- Почему вы решили, что здесь был похоронен именно эмир?
- Какова дальнейшая судьба находки из михайловки.
- Вы, как человек превосходно знающий петербург, дружны со многими носителями питерского снобизма. Лев Лурье даже свой путеводитель открыл главкой, посвященной феномену питерского снобизма. Феномен ли.
- Могут ведь поймать и устроить скандал.
- В Одессе у вас сложились свои отношения с ГБ. Это из-за питерских связей?
- Что пили. Какова культура пития в Питере.
- Значит, нет питерского или одесского снобизма как такового, есть снобизм гуманитарной интеллигенции.
- По-вашему, этот климат отражается на литературе и искусстве Петербурга?
- В свое время, Вы мне говорили, что благодаря перелому позвоночника стали по-настоящему образованным человеком.
- Интересно, как бы себя чувствовал после такой травмы человек, который не умеет читать книжки.
- Сколько за один подход можете сделать.
- Почему он решил, что вы будете следовать его воле.
Похожие статьи вашей тематики
Никто не знает. Факты, это все, что происходило. Впрочем, как и все, что придумано в истории – тоже факты. И совершенно не ясно, как с ними обращаться, какие факты значимые, а какие – нет. Так, позитивисты считают, что для исследования следует сначала собрать решительно все факты, и тогда их совокупность сама укажет не некую закономерность. Но это же немыслимо – как можно собрать все факты. Ведь их мириады мириад. Очевидно, этот вопрос следует решать в каждом конкретном случае и в зависимости от поставленной задачи.
Поэтому я бы отделял факт от события. Откуда мы знаем, какой факт в истории стал событием, а какой – не стал. Только задним числом. Допустим, Богдан Хмельницкий поссорился с подстаростой Чаплинским из-за своей жены и сына. И это факт. Но стал ли он событием? Безусловно, потому что именно эта ссора послужила первым толчком к освободительной войне украинского народа против Речи Посполитой. Таким образом, эта распря стала событием всемирно-исторического значения, потому что имела судьбоносные последствия для всей Европы. Между тем, польская шляхта бесконечно занималась такими же разборками. Но ни одна из этих разборок не стала историческим событием. Повторяю, историк может отличить значимый факт от незначимого лишь задним числом.
Зачем далеко ходить за примерами. Человеческая жизнь – это тоже история, и она наполнена бесчисленным количеством повседневных фактов. Допустим, ты съел на улице пирожок, и это факт. Или, скажем, мы каждый день ходим, и неоднократно, в сортир. И это факты. Но они вовсе не являются для нас событиями.
А может ли поедание пирожка стать событием? Безусловно, если ты этим пирожком, не дай тебе Бог, отравишься. Это отравление окажется тяжелым, у тебя обнаружат гастрит, язву, панкреатит и прочие удовольствия, сделают соответствующие операции, назначат пилюли и диету, в результате чего ты станешь инвалидом. И на всю жизнь запомнишь этот пирожок, потому что он стал событием, определившим твою несчастную судьбу.
А может ли обычное посещение сортира стать событием? Конечно же может, да еще каким! Как-то, будучи студентом, я сдал сессию «на отлично», но Заира мне все равно не дала стипендию. И жаловаться некуда, только в центральную прачечную. Я пригорюнился, но что же делать? И тут нас погнали на лекцию по истории КПСС, в главный корпус университета. Мне не хотелось туда идти, и я пошел в сортир. А там, у писсуара стоит сам ректор университета академик Богатский. Я пристроился у соседнего писсуара. Стоим рядом. Он меня, естественно, не знает, а я его знаю прекрасно. А обида на Заиру за стипендию свежа. Гложет и терзает душу. И я решил посметь на нее наябедничать. Шикарная возможность. И говорю. «Вот, Алексей Всеволодович, нехорошо получается. Я отлично сдал всю сессию, а мне стипендию не дают. Это нечестно».
Академик скорчил очень недовольное лицо. Он холодно посоветовал мне это выяснять в деканате, и, желая указать мне мое место, строго спросил: «А как ваша фамилия?». Я ответил. Он задумался, что-то вспомнил, и спрашивает: «А вы не родственник профессора Добролюбского?». «Это мой дедушка». «Боже, как время летит! Он же был моим учителем».
Богатский растрогался, обнял меня за плечи и повел к себе в ректорат. Короче, мне дали стипендию не только «за дедушку», но, прежде всего, потому, что я оказался в сортире, «в нужном месте в нужный час». И это стало событием, которое повлекло за собой дальнейшие, воистину судьбоносные для меня последствия.
А именно. Когда набирался штат в одесский отдел археологии, то Богатский к тому времени стал президентом Южного центра Академии наук. И решал кадровые вопросы. У меня почти не было шансов попасть на эту работу. Но очень хотелось. И я решил рискнуть обратиться к Богатскому, потому что мы уже знакомы. Обратился – и меня действительно взяли. Благодаря этому я стал профессиональным археологом, кандидатом, доктором наук, профессором, и т.д. и т.п. Так вот, если бы я тогда не пошел в сортир, то ничего этого бы не произошло. И мы бы сейчас с тобой сейчас не разговаривали. Так факт рядового посещения туалета предопределил как всю мою научную судьбу, как и всю мою жизнь. Но опять же, я это понимаю задним числом.
Как видишь, исторические факты не существуют сами по себе. Они оцениваются как исторические, когда становятся событиями. Или не становятся. В историческом исследовании это невозможно определить. Все зависит от постановки вопроса. Для кого событие, для кого нет. Все факты носят лишь оценочный, а вовсе не «объективный» характер. Так и у Ницше – он оценивал лишь античную культуру в истории человечества как событие. Вся остальная история – это не события, а бесчисленные серии фактов.
|