Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мне кажется, материал мало выкопать и добротно зафиксировать. Его следует понять. Многие раскопщики затрудняются ответить на вопрос, что именно они нашли.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Это и есть незавершенное исследование. Я всегда старался вести себя в соответствии с принципом «поиска смысла». Меня интересовало, зачем предмет здесь оказался именно в этом контексте. Выясняя функциональный и знаковый смысл вещей, мы раскрываем код культуры. А это уже герменевтика. На самом деле, мы не можем собственные выводы доказать. Выводы – это трактовка полученных источников. Выводы недоказуемы, но они хотя бы логически должны быть непротиворечивыми. Но древние культуры алогичны с точки зрения современных смыслов. Поэтому мы должны выяснять, какой смысл вкладывали древние в обряды или оставленные предметы. Вот где двойной разрыв археологической реконструкции по Клейну. Первый – отношение археолога к материалу. Второй – то, как сами древние относились к этому материалу. Если мы считаем, что кремневое орудие – есть скребок, это вовсе не значит, что и древние так полагали. Или там, кивать головой, как болгары, выражая согласие или протест. У болгар это происходит несколько иначе, чем у нас, к чему мы привыкли. Примеры бесчисленны и повсеместны. Поэтому, самое главное – выяснить, что имели в виду сами древние… А что касается философии, то я не договорил. Все философские системы, которые создала европейская после античности культура, склонны к схематизации. Если античные мыслители были убеждены в том, что история как бы движется по кругу, и в каждом круге все повторяется, как смена времен года, то с появлением христианства возникла линейное отношение к историческому времени. Значит, во всем виновато христианство – ведь Блаженный Августин еще в четвертом веке придумал первую схему и периодизацию – от момента творения, через испытания всемирным потопом и явлением мессии – до Страшного суда. То есть история имеет начало и конец. В конце эпохи Возрождения неаполитанец Джамбаттиста Вико попытался объединить античное отношение к истории с христианским – он придумал «спиральную» схему движения истории – история движется по кругу, но линейно, по спирали. Она имеет начало и конец. В ХХ веке идея «культурно-исторических «кругов» была модернизирована Шпенглером. Вико первым оспорил утверждение Декарта, что гуманитарное знание – не наука. А факты в истории не существуют сами по себе – их понимание как реальности, а не простого восприятия создаются условием, при которых познаваемое должно быть создано познающим. Verum et factum convertuntur. Вико, таким образом, стал родоначальником антикартезианства. Ему наследовали такие философы, как Локк, Беркли, Юм, в определенной мере Кант, и даже просветители.
А линейная, как бы трансцендентно заданная схема истории, была воспринята Гегелем, Марксом и Лениным. Ведь коммунизм, как и страшный суд, неизбежен. Та же трактовка, только в совершенно иной терминологии. Только у Гегеля – это некое закономерное движение Мирового Духа, а у Маркса с Лениным – теория общественно-экономических формаций как поступательное движение к коммунизму – светлому будущему всего человечества. А по сути – это идеи Августина и других патристов. Известно, что восточные культуры к окружающему миру подходят совершенно противоположно. Но здесь не о них речь. А о том, что любые концепции, построенные европейцами, заведомо схематизированы. И любые данные – археологические или исторические – всегда подгоняются под схему. Схематизацию европейской культуре задало христианство. Ее не было, например, в античной культуре. И, пожалуй, первый философ в Западном мире, который пытался отказаться от догматических схем, был Ницше. Он создал так называемую ценностную философию, или «философию жизни». Заключалась она всего лишь в поисках смысла истории и жизни. В то время как христианские философии считали, что смыслом существования ведает Мировой дух, Божественный промысл, провидение или что-нибудь в этом роде. Ницше считал, что при традиционном, христианском подходе смысл истории познать невозможно. Единственный смысл в ее изучении состоит в том, чтобы исследовать опыт истории. Тот опыт, который нам может пригодиться, который поможет нам жить. Это воспроизводство подхода Аристотеля к истории. Потому что конкретная, событийная история, которую мы изучаем согласно любой умозрительной философской схеме – это лишь история бесконечных убийств одних людей другими. Открой любой учебник. Все время люди друг друга безостановочно и с неизменным воодушевлением убивают. При этом говорят, что убивать нехорошо. Не было в истории человечества ни единой эпохи, когда бы люди не дрались друг с другом. Мало того, они дерутся и в мирное время, и неизвестно какие войны более жестоки.
Поэтому такой опыт не имеет никакой ценности. Разве что совершенствуются орудия убийства. А так культура, в сущности, стоит на месте. У Ницше есть книжка «О пользе и вреде истории для жизни». Он пишет, что изучать историю вредно, потому что ничего хорошего мы из этого не вынесем. И единственный смысл исторического познания – это найти такие образцы в прошлом, которые изучать полезно, чтобы использовать его в собственном совершенствовании. И этот образец он нашел в античной культуре, потому что она не была столь иерархична. Она была абсолютно демократична. Создавала теоретически для человека любые возможности – хоть богом стань. Но за счет доблести и собственных достоинств. Не обязательно убивать соперника, ты его превзойди своими достоинствами. Боги ведут себя точно так же, как люди. Им свойственны все мыслимые и немыслимые человеческие слабости и пороки. Когда у них плохое настроение, они сердятся, гневаются. Они гадят друг другу, интригуют и подсиживают, мстят, распутничают столь разнообразно, что самому изощренному развратнику и не снилось в своих самых смелых мечтах. Воображения не хватит. Разве что, они бессмертны. Человек может совершить подвиг и стать полугероем. Потом стать полноценным героем. Потом можешь продвинуться до ранга полубога и так далее…
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.011 с.) |