Семиотика позволяет расшифровать код культуры? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семиотика позволяет расшифровать код культуры?



Она позволяет предположить этот код и удовлетворительно его объяснить.

Возможно, на себя эти функции берет культурная антропология?

Все пока пытаются только сформулировать, что такое культурная антропология. То есть, сформулировать ее научные задачи. Ведь расшифровка кода культуры выходит за пределы конкретного профессионального знания. Потому что это область исторической психологии… Ты не знаешь, что такое постмодернизм? Так я могу тебе сказать. Это гуманитарно-теоретическая установка. Это целое течение, теорией назвать его нельзя. Последователи этого направления считают, что факты ничем не отличаются от вымысла. И поэтому, вся мировая история – чистая литература. Ты ничего, на самом деле, не докажешь. Кто что хочет, то и пишет. Взывать к источникам бессмысленно. Источник может быть ложным, поддельным, подтасованным. Мы не выясним никогда степень его правдивости. Он уникален. Тем более, достается нам через те или иные руки. Это не значит, что мы не можем выяснить его хронологическую принадлежность. Само описанное в документе событие может быть искажено. И мы никогда об этом не узнаем.

В чем же смысл истории по Ницше?

Ницшеанская философия вовсе не отрицает историю как диахронный, и, возможно, закономерный процесс, – он для нее не важен, и она просто на него не обращает внимания. Основная идея философии истории у Ницше – это система ценностей какого-либо древнего общества, которую можно воспринять и использовать для своего блага и процветания. Это же - установка того или иного современного общества на такую систему ценностей. Установка на то, чтобы найти в прошлом такое комфортное общество, которое могло бы служить образцом. Иными словами, опыт истории может быть только ценностным.

Это означает, что мы можем воспользоваться удачным опытом своих предков. Примерно так родитель учит своего ребенка жизни, при этом используя опыт своих родителей и прародителей. Родитель желает своим детям, чтобы они были счастливы в своей жизни, удачливы, успешны и хорошо устроены. Конечно, бывают патологические исключения. Но нормальные люди желают своим детям добра. А дети, если сомневаются, как поступить, обращаются к родителям. Или, там, пойдешь к священнику, если не доверяешь родителям. Или к другу, или учителю. Для чего ты обращаешься за советом к кому бы то ни было? Ты хочешь воспользоваться его опытом.

Вот мы и ищем совета у прошлого. То есть, мы ищем те эпохи и общества, которые обладали искусством жить счастливо. И Ницше нашел только одну такую эпоху – античность. Выбор эпохи зависит от того, чего ты желаешь. В этом смысле кто-то может восхищаться и периодом нацизма в Германии. Или сталинским режимом. Ведь было же кому-то тогда хорошо и комфортно.

Это не научный подход.

Безусловно. Но только с точки зрения поиска закономерностей в истории. А если воспринимать историю как поиски смысла, то ее изучение превращается в ценностно-культурную процедуру. Поэтому культурная антропология изучает человеческие побуждения при изучении истории.

Похоже, Ницше сам и придумал эту античность. Никто в Элладе, кроме двух-трех философов, не рассуждал теми категориями, которые приписываются грекам. Народ пахал, зарабатывал деньги, снаряжал караваны к варварам… Эпоха Возрождения, Ницше – придумали эту культуру для себя, потому что им хотелось подражать именно такой культуре.

Правильно. Классицизм был придуман? Придуман, конечно же! Потому что на них произвели огромное впечатление Помпеи, руины и прочее. Они понравились культуре XVIII века, и им тоже захотелось так жить. Отец классицизма Винкельман утверждал, что единственный способ для нас быть великими и неповторимыми, - это подражать древним. Классицизм отличается античным влиянием в архитектуре, литературе, во всем. Люди того времени стали называть себя античными именами. Стали вести себя, как античные герои. Они жили там, все это придумав. Потому что им было комфортно в той, античной эпохе.

Опять-таки – кто они? Во всей Европе древним подражала лишь верхушка общества, интеллектуалы. Все остальное население пахало в своих провинциях…

А античную культуру кто создал? Арголидские или беотийские козопасы ее сделали, что ли? Они собирали свои оливки и пасли свои стада. И слышали о Гекатее Милетском или Аристотеле, не чаще чем сегодня торговка с «Привоза» слышит о Ницше или Марксе с его Гегелями и Фейербахами. Абсолютно они ни о чем таком не думали. Они торговали, пиратствовали, растили детей, ходили на войну, ловили рыбу, выращивали хлеб, склочничали, дрались, воровали, хитрили. Живые нормальные люди. Жили точно так же, как и мы.

Однако у них не было религиозного и идеологического гнета. Например, античный мир никогда не знал религиозных войн. Все боги общие, местные или местечковые, ведут себя как люди. Им органично присущи все человеческие черты. Любой свободнорожденный человек может сделать любую карьеру. Для этого он должен пройти испытания, конечно же. Пройти ряд инициаций. В этом идея подвигов Геракла. Он был обычным человеком. Ничего не было бы, если б он не совершил свои инициационные подвиги. И тогда его вознесли на Олимп. Получается, что так может жить каждый, если сильно постарается, то будет вознагражден. Кстати, идея Олимпийских игр точно такая же. Не убить соперника, не навесить себе кучу скальпов на пояс, как это делали скифы и прочие в своих людоедских иерархических сообществах. Или, там, как в Египте, Вавилоне, Ассирии, ацтеков, майя и прочие, идея и символ общественного устройства которых – пирамиды да зиккураты. … А греки не строили пирамид. У них иная социальная и культурная установка.

Почему же. Древнегреческое общество тоже вполне иерархично…

Дело в том, что сама постановка вопроса, при которой человек признается хозяином своей судьбы, – безусловно, достижение античной цивилизации. И самое значимое – личность, а не бог. Греки могли возражать богам. Кто имел смелость, у того иногда и получалось. Например, за Одиссеем гоняется Посейдон, а он не испугался и выколол глаз его сыну Полифему, отправляясь в море. Ты представляешь, какого уровня этот поступок! Так поступить с сыном самого Посейдона, перед тем как сесть в свою утлую лодку и отправиться в море. Он получил за это по полной программе. Но Одиссей надеялся на помощь, потому что до этого заслужил благосклонность Афины. Разве она просто так к нему хорошо относилась? Он в свое время спас ее честь. Во время осады Трои у троянцев был палладий Афины. Это каменюка такая, типа омфалоса. В палладии как бы заключались ее девственность и честь. Троянцы его украли у греков и спрятали в Трое. Одиссей с Диомедом прокрались ночью по каким-то канализационным коллекторам в город, нашли этот палладий и уперли его. Еще подрались за право его нести. В результате, он достался Одиссею, после чего Афина ему была бесконечно благодарна. И все штучки Посейдона нейтрализовала. При этом богиня посылала Одиссея на всяческие авантюры и испытания, в результате которых он совершил все свои подвиги. Противная, обычная баба. С другой стороны Афина по рангу круче Посейдона, потому что он рожден богами, а она непосредственно вылезла из головы Зевса со своими змеями и всеми делами.

А войны греки вели бесконечно. На каждой горе сидел свой царь. Нравы были совершенно людоедские. Но в эпоху культурного переворота в Древней Греции противников не убивали, а выгоняли. Собрали Народное собрание, устроили полный остракизм, постановили и все дела. Вот Геродота выгнали. Он отправился путешествовать не от хорошей жизни. Тут тебе и причины Великой греческой колонизации. Они там себе становились ойкистами и отправлялись на новые поселения. Это абсолютно демократическая постановка вопроса. А если и казнили, так уж за какие-то совершенно чудовищные провинности.

Ницшеанская философия – это не любовь к ближнему, как лицемерно проповедуется в христианстве. Это как бы любовь к «дальнему». Есть один очень хороший пример. Не помню, где его вычитал. Функции врача и сиделки совершенно различны по отношению к больному. Больной нуждается в операции, чтобы излечиться. Он будет страдать во время этой операции и сиделка не позволяет ее делать, потому что ей жалко мучить больного. Но в этом случае он помрет. Врач же считает, что больной-то будет страдать во время операции, но зато потом будет здоров. По крайней мере, есть шансы.

Конечно, вся греческая культура придумана. Но очень по-человечески. Никакая другая культура не знает такой постановки вопроса. В христианстве, например, она иная. Это, конечно, зависит от установки в каждом конкретном случае. Ницшеанство дало толчок науке. Получается, что все связано с системой ценностей человека. Изучение ее переходит в другую плоскость. А именно – в психологию, изучение инстинктов, рефлексов. На этой почве и основе возникла психоаналитическая теория Фрейда, теория высшей нервной деятельности Павлова, да и, наконец, этология Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена.

Психоаналитическая теория не выполнила поставленных перед собой задач…

Это не совсем так. Потому что психоанализ - все же это научное занятие. И многие задачи эта теория выполнила. Но ее возможности тоже ограничены. Потому что человек не может проникнуть в свое подсознание сам. Мы можем изучать только сознание по внешним проявлениям. Мы с тобой разговариваем и я слышу только то, что ты мне говоришь. А ты – только то, о чем говорю я. И если я захочу тебе удачно соврать, то мне надо будет применить свой актерский талант. Ты, в свою очередь, должен быть тонким психологическим собеседником, чтобы по каким-то неуловимым деталям это обнаружить. Люди, которые хорошо собой владеют, не выдадут тебе своих истинных намерений или мыслей. Наоборот, они их чаще всего скрывают. Как утверждал Талейран, язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли. Вся жизнь из этого состоит. Ритуалы – это вежливость. Мы не хотим говорить некоторые вещи, или же говорим их сознательно. Дамам мы говорим комплименты, как бы они ужасно не выглядели. Если ты этого не сделаешь, значит, ты невоспитан, хам, жлобина и тебе, примерно, не место в приличном обществе.

Такое поведение предопределено агрессией. Но сокрытой. Ведь хорошие манеры замещают агрессию. Ухаживание за дамой – есть скрытая агрессия. Ты же не сразу кидаешься на нее с диким сексуальным криком. Ты начинаешь за ней долго ухаживать, целовать ручку, дарить цветы и прочее, то есть обозначаешь свои намерения. И если окажешь ей достаточное количество внимания, то, скорее всего, добьешься успеха. Ведь бессмысленная, спонтанная и открытая агрессия – обоюдоострая вещь. Поэтому общество и культура выработали способы замещения агрессии – улыбки, угрожающие позы, предупреждения, те же ритуалы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.005 с.)