Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет науки истории, методы исторического познания

Поиск

Г.Г.УФИМЦЕВА

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Учебное пособие для студентов всех форм обучения

в качестве учебного пособия

 

Уфа 2012


УДК 93

ББК 63.3 (2)

У88

 

 

Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ

в качестве учебного пособия

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой истории и культуры Уфимского технологического института сервиса, д-р ист. наук, проф. Ш.М. Мухамедина

Зав. кафедрой истории и культурологии Уфимского государственного нефтяного технического университета, д-р ист. наук, проф. А.С. Верещагин

Д-р ист. наук, проф. кафедры гуманитарного образования и социологии Альметьевского государственного нефтяного института К.И. Корепанов

 

 

Уфимцева Г.Г.

У88 Отечественная история: Учеб.пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2012. – с.

ISBN 5-7831-0675-5

 

Целью учебного пособия является оказание помощи студентам в процессе самостоятельной работы.

Основное содержание пособия представляет собой краткий конспект лекций в авторской редакции и отражает основные темы учебной дисциплины. Материал по отечественной истории рассматривается на фоне основных событий всеобщей истории.

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения и несомненно облегчит усвоение материала в силу сжатого, но насыщенного содержания с учетом требований государственного стандарта.

 

УДК 93

ББК 63.3 (2)

 

 

ISBN 5-7831-0675-5 ©Уфимский государственный нефтяной технический университет,2012

 

©Уфимцева Г.Г.,2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Лекция 1. Введение 3

 

2 Лекция 2. Основные тенденции формирования

средневекового общества. Древняя Русь(V-XIIвв.) 7

 

3 Лекция 3. Проблемы образования русского цент-

рализованного государства (XIII-XVI вв.) 14

 

4 Лекция 4. XVII век- новый период русской истории 23

 

5 Лекция 5. XVIII век- век модернизации и просве-

щения. Начало новой эры в развитии России 30

 

6 Лекция 6. Россия в первой половине XIX века.

Выбор путей общественного развития 38

 

7 Лекция 7. Россия во второй половине XIX века 45

 

8 Лекция 8. Россия в начале XX века. Революция

1905-1907 гг., ее последствия 52

 

9 Лекция 9. Революционный 1917 год в России:

проблема исторического выбора 59

 

10 Лекция 10. Новая экономическая политика.

Форсированное строительство государственного

социализма (1921-1939) 67

 

11 Лекция 11. Советское общество в 40-е –первой

половине 80-х годов 74

 

12 Лекция 12. История и современность

(середина 80-х-начало XXI века) 82

 

Литература 94

 

Лекция первая. Введение

 

Этапы развития исторической науки

Историческая наука имеет в своем развитии следующие основные этапы:

1 Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов, вся человеческая история рассматривалась как проявление воли божества: рок определял судьбу народов. Высшим достижением исторической мысли древнего мира были труды античных авторов: Геродота (490-480 – ок. 425 до н.э.), которого считали «отцом истории», Фукидида (ок. 460-400 до н.э.), Полибия (ок. 200- ок. 120 до н.э.), древнекитайского историка Сым – Цяня (145 или 153 – ок. 86 до н.э.).

2 Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому историки данной эпохи трактовали исторический процесс общественного развития идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354 – 430). Оставалась популярной и теория древнего мира о великих людях и героях, творящих историю с помощью героев и по воле богов. «Отцом варварства» считают европейского историка Григория Турского (538 или 539 – 593 или 594), автора «Истории франков» в десяти томах. На Арабском Востоке крупным историком был автор «Всеобщей истории» Якуби (X в. н.э.), в Китае в XI в. историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий всю историю китайского народа с V по конец IX века.

В средневековой Руси в начале XII в. была создана «Повесть временных лет» Нестора – летописца Киево-Печерского монастыря, затем появилось «Слово о полку Игореве».

Новое развитие изучение истории получило в эпоху Возрождения и перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский государственный деятель Н. Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.

3 В эпоху Нового времени уже появляется попытка объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Эта идея принадлежит итальянскому философу, историку Д.Вико (1668 – 1774), утверждавшему объективный характер исторического процесса. Французские просветители считали, что идеи правят миром. Они же развили идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха (А.Тюрго, Ф.Гизо (1747 – 1874), О.Тьерри (1795 – 1856) и др.). Однако в целом западно-европейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений оставалась на идеалистических позициях.

В XIX веке утвердился исторический метод познания, что имело огромное значение для развития исторической науки. Начало этому методу положили представители немецкой классической философии, в частности Г. Гегель (1770 – 1831). Однако последовательно исторический принцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, был разработан К.Марксом (1818 – 1883) и Ф.Энгельсом (1820 – 1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Отсюда понятно утверждение Маркса и Энгельса: «Мы знаем только одну-единственную науку – науку истории». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 3. С.16, Прим.).

В России в XVIII в. имели место первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это семитомная «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева (1686 – 1756), «История Российская» М.М.Щербатова (1733 – 1799) в 20 книгах. В XIX веке выходит «История Государства Российского» Н.М.Карамзина (1766 – 1826), 29-томная «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева (1820 – 1879), «Русская история» Н.И.Костомарова (1817 – 1885) и «Курс русской истории» В.О.Ключевского (1841 – 1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н.Грановский (1813 – 1855).

4 В Новейшее время (конец XIX – XX в.) историческая наука получила огромное развитие. В это время в западной историографии были разработаны различные концепции исторического развития: А.Тойнби, У.Ростоу, М.Вебера и др. Среди отечественных историков новейшего времени наиболее известны С.Ф.Платонов (1860 – 1933), М.Н. Покровский (1868 – 1932), Е.В.Тарле (1876 – 1955), В.В.Струве (1889 – 1965), М.В.Нечкина (1901 – 1985), М.А.Берг и др. В советский период, особенно в 30 – 50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих запрещенных тем в изучении отечественной истории. В настоящее время эти перекосы устраняются. Вышли многие издания отечественной истории, подготовленные на основе объективных подходов к осмыслению исторического опыта России.

Древнейшая история Руси. Образование государства у восточных славян

Условия русского юга, благоприятные для развития человеческой деятельности, очень рано привлекали туда разноплеменное население. Ранее всего на берегах Черного моря возникли греческие колонии. Колонизируя морское побережье, древние греки не удалялись вглубь страны, а привлекали туземцев – варваров к торговому обмену, подчиняли их своему культурному влиянию. Туземцев греки называли скифами. Согласно Геродоту, скифы пришли в Причерноморье из Азии, вытеснив отсюда киммерийцев, создали скифское царство. В течение III – V века н.э. относительно мирный путь развития региона был прерван нашествием племен, получившим наименование «великого переселения народов». Сначала сарматское нашествие опустошило Скифию, сарматов сменили роксаланы и аланы. Затем эти племена были вытеснены германскими племенами готов, их сменяют гунны. С гуннов открывается ряд последовательных азиатских вторжений в VI – VII вв. в южные степи нынешней России и Европу (авары, угры, хазары, печенеги, торки, половцы и, позднее всех, монголо–татары). Кочевники держались в степной полосе, не заходя далеко на север, в лесные пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от разгрома оттесненное к северу постоянное местное население, состоявшее главным образом из славян и финнов.

Славяне. Полагают, что древнейшим местом жительства славян в Европе были, видимо, Карпаты. В результате «переселения народов» началось движение славян по трем основным направлениям: на юг, запад и восток. Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, в VII в. и постепенно расселяясь, дошла до озера Ильмень на севере и до верхней Оки на востоке.

Славяне находились на уровне родо-племенных отношений. По летописям нам известны основные славянские племена – поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, словене. Соседями славян были финские, литовские племена, хазары, волжские болгары. Перечень соседей русских славян будет неполон без варягов, приходивших к ним «из-за моря».

Быт славян. Славяне - народ оседлый, а не кочевой, главным занятием их было земледелие. Земледелие было подсечно-огневым, истощив пашню, славяне покидали свои жилища и осваивали новые места. Пашенное земледелие развилось рано и было большим шагом в развитии производительных сил. Славяне занимались также охотой, бортничеством, рыболовством. Издавна была у них развита торговля (с арабами, греками, хазарами), поэтому у них рано возникли города как торгово-ремесленные центры. Скандинавские саги, знакомые с Русью, звали ее Гардарик, т.е. страной городов (Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев, Чернигов).

Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествляемым силам природы: солнце – Ярило, ветер – Стрибог, гроза – Перун, так и прародителям всего живого – Роду и Роде и многим другим богам. Верили также в таких существ, как лешие, водяные, русалки, домовые и т.п. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, имели место жертвоприношения.

Политическая жизнь. На первой стадии своей исторической жизни славяне жили своим родом во главе с родовым старейшиной. С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, родо-племенное устройство заменялось территориально-общинным. Общины управлялись так называемыми вече, т.е. властью избранных старейшин. Мелкие общины сливались в волости или княжества, в которых людей объединяли уже не родственные отношения, а гражданские. С развитием торговли появилась необходимость охраны товаров в складах и на путях их транспортировки на хазарские и греческие рынки. С этой целью в городах образовывались военные дружины, во главе их стоял князь. Князья нанимались на службу в городах и становились владетельными князьями. А так как городу обычно подчинялась окружающая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество. На основе этих княжеств происходило складывание славянских ранне-средневековых государств. И лишь с течением времени отдельные волости и княжества объединились под одной государственной властью. Государство восточных славян оформилось в IX – X веках. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получившим название Русь.

Образование государства у восточных славян происходит в IX – X вв., когда киевские князья подчиняют своей власти князей других восточнославянских союзов племенных княжеств. К концу X века этот процесс завершается и складывается структура единого государства, состоящего из крупных территориальных единиц – волостей, управляемых князьями – наместниками киевского князя.

Проблема происхождения государства Древней Руси, его названия и статуса русских князей стояла и стоит в центре внимания отечественной историографии. Сегодня историки пришли к выводу, что возникновение древнерусского государства стало возможным лишь в результате экономического и социального развития, внутренних процессов. Внешние влияния лишь могли несколько ускорить или замедлить зарождение государства, но не отменить. Последний вопрос касается варягов, их роли в возникновении государства. По этому вопросу позднее сложились две исторические школы:

1 Скандинавская гипотеза. Суть ее в том, что Русь – это те же скандинавы, жившие по берегам Балтийского моря и осевшие на юге России. Таким образом, восточным славянам отказывали в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси.

2 Славянская школа. Суть ее в том, что Русь всегда была славянской и никогда не смешивалась у историков раннего средневековья с варягами и делается известной раньше варягов.

Несомненно, государство не может быть принесено «из-за моря», не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами. Однако это не дает повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании Киевского государства и их роли в истории восточных славян вообще.

Если не учитывать летописных легенд о новгородцах, которые пригласили княжить к себе Рюрика (862 г.), то историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского князя Олега (879 – 912 гг. правления), который, перейдя с Ильменя (882 г.) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, дал ему имя «матери всех городов русских». Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство с центром в Киеве, вывел южных славян из подчинения хазарам, путем договоров устроил равноправные торговые отношения Руси с Византией, т.е. стал создателем русско-славянской силы и независимости. После смерти Олега правил Игорь (1912 – 945), после Игоря правительницей стала Ольга (945 – 957). Сын Ольги и Игоря Святослав (957 – 972) покончил с существованием хазарского каганата, попытался создать собственную державу на Балканах в 970 – 971 годах и вступил из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Продолжался процесс включения восточнославянских племен, других этнических групп (в основном финно-угорских) в состав Киевской Руси.

После смерти Святослава на Руси произошли междоусобия между его сыновьями (старшие сыновья Ярополк, Олег, Владимир), в которых первые два сына погибли. Владимир остался единодержавным, однако государство обнаружило первые признаки внутреннего кризиса, пошатнулось и внешнее могущество Руси после неудач Святослава. Владимир вел много войн, принял христианство по греческому образцу.

Принятие христианства (988 – 989 гг.) явилось важным событием в истории Киевской Руси и имело большие последствия. Христианство укрепило древнерусское государство, поддержало княжескую власть, облегчило связи с европейскими государствами и Византией. В городах возводились храмы, складывалась русская живопись и архитектура. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее. Особенно это было заметно при Ярославе Мудром (978 – 1054). При нем было положено начало русскому письменному законодательству («Русская правда»), устанавливался государственный порядок.

 

Эпоха Просвещения в Европе

Главное содержание всей внутренней жизни Западной Европы в XVIII веке составило Просвещение. Его историческая необходимость была связана с крушением феодальных отношений, феодального образа жизни, вызвана потребностями капиталистического развития. Не случайно именно Англия стала родиной Просвещения.

Век Просвещения связан с выдвижением идей общественного договора, естественного права, свободы личности, свободы совести. Деятели просвещения боролись за установление «царства разума». Вера в безграничные возможности человеческого ума породили идеи о возможности построить общество на разумных, справедливых началах. Многие из просветителей возлагали свои надежды на просвещенного монарха, который реализовал бы их идеи на практике. Крупнейшими представителями Просвещения были Дж. Локк (1632 – 1704) в Англии; Вольтер (1694 – 1778), Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778), Ш. Монтескье (1689 – 1755), Д. Дидро (1713 – 1784) во Франции; Г. Лессинг (1729 – 1781), Н.Г. Гердер (1744 – 1803), Ф. Шиллер (1759 – 1805) в Германии; Т. Джефферсон (1743 – 1826), Б. Франклин (1706 – 1790) в США. В России идеология Просвещения была представлена М.В. Ломоносовым (1711 - 1765), Н.И. Новиковым (1744 – 1818), А.Н. Радищевым (1749 – 1802).

Большое место в достижении нового общественного порядка просветители отводили распространению знаний. Французские мыслители – члены кружка Д.Дидро издали с 1751 по 1776 годы «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Энциклопедия должна была по их замыслу объединить все современные на тот момент знания человечества. Правда, представления просветителей отличались некоторой схематичностью, которая проявлялась, в частности, в их взглядах на природу общества и человека. Общество они уподобляли организму, а человеческий организм – механической конструкции. Отсюда они представляли возможным вывести абсолютные законы, следуя которым, человечество будет счастливо.

Заслуга просветителей состоит в мощной критике современного им миропорядка, в особенности королевской власти и религии. Если критика церкви, религиозного мракобесия была вполне заслуженной, то сами основы религиозного мировоззрения воспринимались ими слишком упрощенно, некоторые из просветителей были материалистами.

Во второй половине XVIII века в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств утверждается мнение о необходимости модернизации экономической и политической системы. Это явление получило название просвещенный абсолютизм.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы не меняя по сути государственных форм абсолютной монархии, проводить сверху реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Политику просвещенного абсолютизма проводил отчасти прусский король Фридрих II Великий (1740 – 1785), наиболее последовательно германский император Иосиф II (1765 – 1790). Унаследовав австрийские владения (1780 – 1790), он провел целый ряд реформ: освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей, улучшение судопроизводства и др.

Взгляды просветителей подготавливали почву для роста революционных настроений в обществе. Абсолютизм, политическая роль дворянства, невозможность влиять на порядки в государстве уже не удовлетворяли буржуазию, накопившую огромные богатства. Эти причины, а также падение престижа королевской власти, ухудшение положения народных масс вызвали буржуазную революцию во Франции (1789 – 1794).

Историческое значение Великой французской революции в том, что она решительно покончила с феодально-абсолютистским строем, расчистила почву для развития капитализма.

В развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия. Она стала родиной промышленного переворота в XVIII веке. Главным признаком промышленного переворота явилась замена ручного труда на механический и машинный в результате изобретения англичанином Дж. Уаттом паровой машины в 1769 году. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. Осуществлялся переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин, что означало окончательную победу капитализма в сфере производства.

Результатом явилось полное доминирование Англии на мировом рынке, в мировой колониальной политике. XVIII век – время создания английской колониальной империи, главными частями которой стали Северная Америка, включая отобранную у Франции Канаду, и Индия, оттуда также удалось вытеснить французов.

Процессы, происходившие в Великобритании, так она стала называться в XVIII веке, характерны, конечно, не для всей Европы, но именно это явилось схемой, по которой пошло развитие во всех остальных странах, вступивших на путь развития капитализма.

К числу наиболее важных событий XVIII столетия относится образование Соединенных Штатов Америки.

В середине XVIII века в Северной Америке насчитывалось 13 не зависимых друг от друга английских колоний. Колониями управляли губернаторы, назначаемые английским королем. На основе общности территории, английского языка, наличия и осознания единых экономических и политических интересов, единства религии формировалась американская нация. Колонии быстро набирали силу, стремясь к экономической и политической самостоятельности. Однако политика английского короля и парламента была направлена на существенное ограничение свободы экономической деятельности в колониях, обрекала их на роль источников сырья и огромных доходов. Подобное положение не устраивало местное население. С весны 1775 года началась вооруженная борьба колонистов с королевскими войсками, позднее была создана постоянная армия на основе регулярного обучения. 4 июля 1776 года в Филадельфии состоялся конгресс, принявший «Декларацию независимости», автором которой был Т. Джефферсон. В Декларации провозглашался принцип народного суверенитета как основа государственного устройства, утверждалось право народа на восстание против поработителей

На стороне американской армии воевали Франция, Испания, Голландия, Пруссия. 3 сентября 1783 года состоялось подписание мирного договора, по которому Англия признавала независимость США. В 1787 году была принята Конституция, в которой был закреплен принцип разделения трех властей, США провозглашались Республикой с избираемым на четыре года Президентом, Конгрессом и имевшим большие полномочия Верховным Судом. Все 13 штатов сохранили большую степень самостоятельности в решении внутренних дел. Первым президентом в 1789 году был избран главнокомандующий армией колонистов Джордж Вашингтон.

Итак, сопоставление социально-экономического и политического развития ведущих стран Европы в XVIII веке показывает, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах – на крайнем Западе, в ранне-буржуазных государствах, а также во Франции с ее уже развитым буржуазным укладом, а с другой стороны – на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, связанные с эпохой Петра I.

 

Реформы П.А.Столыпина

Роспуск II Государственной думы, издание нового избирательного закона было своего рода государственным переворотом, концом революции. Согласно новому Положению о выборах, менялось соотношение между куриями выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии. Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе «Союзу 17 октября», консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. В результате с первых же заседаний III Думы, начавшихся осенью 1907 года, в ней заработал механизм, получивший название октябристского маятника. Когда в Думе принималось решение по законопроекту реакционного характера, октябристы голосовали вместе с черносотенцами, образовывая правооктябристское большинство. Когда же на повестке стоял законопроект, связанный с преобразованиями, октябристы меняли своих временных союзников, образовывая большинство левооктябристское. Такой состав Думы позволил правительству проводить ту политику, которую оно считало необходимой.

Руководителем внутренней политики государства был П.А.Столыпин (1862-1911), назначенный сначала министром внутренних дел, а затем и председателем Совета министров (с 1906 г.). По стране прокатилась волна арестов, обысков, административных высылок. Во избежание новой революции Столыпин предложил программу преобразований, которые охватили бы разные сферы русской жизни: реформировать местное самоуправление, ввести всеобщее начальное образование, наладить государственное страхование рабочих, законодательства и т.д. Но по мере того как революция уходила в прошлое, Столыпин в своих преобразовательных планах сталкивался со все более упорным сопротивлением царя и окружающих его черносотенцев. В результате единственной реформой, которую ему удалось более или менее последовательно провести, была аграрная реформа.

Целью аграрной реформы было создание условий для расширения социальной базы царизма в обществе, главным образом, в деревне, где Столыпин стремился создать мощный слой зажиточного крестьянства. Суть столыпинской реформы заключалась в праве выхода крестьянина из общины и закрепления причитающейся ему общинной земли в частную собственность. По желанию крестьянина земля должна была быть сведена к одному месту – в отруб или хутор. Из общины стали выходить зажиточные крестьяне, которым были невыгодны обязательные в общине круговая порука и переделы земли. Однако из общины стала выходить и беднота, которая вынуждена была продавать свои земли за бесценок общине или богатым крестьянам и идти к ним в батраки, или уходить в город на заработки, пополняя армию наемных работников. Всего за 1907-1914 годы из общины вышли почти 2 млн. домохозяев (около 25% крестьянских хозяйств). Менее половины их них были зажиточны.

На укрепление слоя зажиточных крестьян была направлена и деятельность Крестьянского банка, который поощрял выделение крестьян, служил посредником между помещиками, желавшими продать свои земли и крестьянами, решившими их купить. На эти цели банк предоставлял льготные ссуды.

Реформа сохранила помещичье землевладение, поэтому не устранила безземелье крестьянства, усилила классовые противоречия в деревне. К крестьянским волнениям, происходившим по прежнему из-за малоземелья, добавились крестьянские выступления против проводимой аграрной реформы. Чтобы ослабить напряженность в центральных губерниях России, Столыпин предпринял переселение крестьян за Урал, где было много свободной земли. Процесс переселения и землеустройства был организован плохо, значительная часть крестьян не смогла утвердиться в качестве самостоятельных хозяев, другая их часть предпочла вернуться в родные края (около 16%).Таким образом, аграрная реформа желательных результатов не дала. К недостаткам реформы следует отнести излишний бюрократизм в ее поведении, когда к самым разным регионам подходили с одинаковыми мерками. Стараясь наверстать упущенное время с 1861 года и при этом не трогая помещичьих земель, Столыпин начал активное насильственное разрушение общины. Однако земельный передел быстрее и лучше шел там, где жизнь уже подготовила крестьян к нему. Там же, где община была крепка, попытка сломать ее вызывала пассивное сопротивление, а иногда и открытые бунты.

Реформы требовали денег. Деньги у власти были, но шли на вооружение (Россия за 1907-1913 годы истратила на него 4,36 млрд.рублей), на поддержку поместного дворянства (987 млн.руб). В то же время на землеустроительные ссуды и пособия в европейской части страны министерство земледелия и Крестьянский банк выделили всего лишь 56,6 млн.рублей. Однако время показало, что тратить деньги на поддержку того, что обречено историей – значит ставить под удар будущее.

Перестройка и распад СССР

После смерти К.Черненко на пост генерального секретаря был избран М.С.Горбачев (март 1985-август 1991). Прежнее партийное руководство все усилия направляло на то, чтобы ничего не менять в стране. Попытка эта завела в тупик. К началу 1985 года положение в экономике было очень тяжелым: падение мировых цен на нефть, война в Афганистане, активное участие в гонке вооружений обострили все проблемы нашего народного хозяйства В обществе нарастало недовольство существующими порядками. В этих условиях М.Горбачев и некоторые его сторонники, наиболее активными из которых были Э.Шеварднадзе и А.Яковлев, вопреки мнению консервативного большинства партийного руководства начали осуществлять курс на реформы. Однако даже прогрессивное партийное руководство было убеждено, что все проблемы и негативные явления в СССР произошли от искажения ленинского понимания социализма, и поэтому все реформы должны проводиться в рамках именно этого общественного строя. Реформаторы весной 1985 года и не представляли себе, насколько трудным окажется этот путь, насколько глубоко кризис поразил советскую систему.

Реформа Горбачева началась под лозунгами «ускорение», «перестройка», «гласность». Основными задачами перестройки были: во-первых, реформировать экономику, возродить товарно-денежные отношения, преодолеть экономическую отсталость; во-вторых, в международных отношениях сделать более привлекательным облик Советского Союза как государства миролюбивого, а для этого -прекратить гонку вооружений, начать конверсию, уменьшить роль военно-промышленного комплекса (ВПК); в-третьих, осуществить демократизацию общества путем предоставления населению прав и свобод.

В дальнейшем же направления перестройки постоянно менялись, так как у реформаторов зачастую не было ясного представления о том, как проводить реформы. Писатель Ю.Бондарев на XIX партконференции (1988) сравнил перестройку с самолетом, который взлетел и не знает, где и когда он приземлится. Да и сама действительность не раз вносила коррективы в первоначальные планы.

В течение 1985-86 годов были проведены важнейшие организационные меры по обновлению руководства, повышению его компетентности, ответственности перед населением за принятые решения. В этих целях было заменено почти две трети первых секретарей обкомов КПСС, других руководителей. В 1988 году была проведена XIX партконференция, на которой были поставлены задачи реформирования партии, были приняты новые Программа и Устав КПСС (лето 1990), были вскрыты злоупотребления и даже уголовные преступления в среде высших партийных и государственных руководителей, среди руководства министерства внутренних дел.

В экономике происходит перевод министерств и ведомств на полный хозрасчет и финансирование, выходит в 1987 году закон о предприятии (объединении), возрождается частный сектор, развиваются кооперативное движение, индивидуальная трудовая деятельность.

Однако экономические свободы не были подкреплены жесткими регуляторами. Например, для контроля за качеством была введена госприемка, которая по замыслу должна была стимулировать производство высококачественной продукции, но поскольку это чисто административная мера не подкреплялась экономическими стимуляторами, то вскоре она тихо сошла на нет. Экономическая неграмотность советского руководства того времени привела к кризису экономики.

Резко сократились поступления в бюджет из-за доведенной до абсурда антиалкогольной кампании (1985). По замыслу руководства она должна была искоренить пьянство в стране, однако вся антиалкогольная кампания в конечном счете свелась к традиционному набору административно-запретительных мер, которые принесли лишь огромные материальные убытки и вызвали сильное недовольство населения действиями властей. В стране падала производительность труда, цены на товары и услуги не менялись, но такая их «стабильность» свидетельствовала о скорой катастрофе. Усиливалась инфляция, поскольку бумажные деньги не подкреплялись товарной массой, дефицит приобретал невиданные в мирное время формы: порой из продажи исчезали сигареты, спички, мыло, соль. Хроническим был дефицит на сложную бытовую технику, молочные и мясные продукты, сахар. Многие продовольственные и промышленные товары распределялись по талонам. Экономические реформы не дали положительного результата, они сопровождались заметным падением уровня жизни народа.

Важным моментом перестройки и ее главным достижением стала гласность. Пресса, радио, телевидение постепенно начали выходить из-под контроля властей, был снят запрет на многие темы идеологического характера, ослаблена цензура, что привело к публикациям многих ранее не издававшихся книг, советские люди узнавали правду о недавнем прошлом своей страны. Первоначально гласность трактовалась как конструктивная критика, направленная на борьбу с искажениями социализма. Был продолжен процесс десталинизации, рассмотрению подлежали все дела репрессированных без исключения. В 1989 году был снят запрет на обсуждение темы Ленина и учения марксизма как абсолютно верного и непогрешимого.

Гласность, расширение свобод и демократии привели к совершенствованию избирательной системы в стране: выборы впервые становились альтернативными, многопартийными. Характерной чертой политической жизни страны стали съезды народных депутатов, первый из которых состоялся в 1989 году. На нем впервые радикально настроенные демократы оформились в Межрегиональную депутатскую группу (Г.Попов, А.Собчак, Ю.Афанасьев) и направили работу съезда в совершенно иное русло, а не строго по регламенту, как было на всех предыдущих съездах партии. Впервые дебаты на съезде полностью транслировались и по радио, и по телевидению. На III съезде народных депутатов СССР (март 1990) был поставлен вопрос о введении должности президента СССР, которым был избран М. Горбачев (14.03.1990-25.12.1991). Тогда же была отменена 6-я статья Конституции СССР (1977) о руководящей роли Коммунистической партии в обществе, которая законодательно закрепляла однопартийную систему.

Однако с ростом демократических преобразований в стране позиции М. Горбачева и его сторонников заметно ослабевали. Это объяснялось тем, что с одной стороны реформами были недовольны все консервативные силы и прежде всего партийная номенклатура, с другой – радикальные демократы критиковали Горбачева за нерешительность, медлительность, половинчатость в осуществлении реформ. В этот период резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий самого широкого спектра. В республиках появляются партии и массовые движения национальной и зачастую националистической ориентации («народные фронты» и т.д.). Новые политические образования все отчетливее занимают антикоммунистические и антисоциалистические позиции.

Кризис охватывает ряды самой КПСС, в ней обозначились различные течения. В 1989-1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Начинается процесс дробления до той поры единой и строго централизованной номенклатуры. В стране начинают складываться новые центры реальной власти в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов. Правящая элита большинства республик умело проводит курс на ликвидацию любых форм своего подчинения слабеющему центру. Добиться этого можно было лишь путем выхода республик из Союза.

В марте 1990 года парламент Литвы принял решение о выходе из состава СССР. Вслед за ней начался «парад суверенитетов», т.е. союзные, в том числе и Россия, и автономные республики стали принимать декларации о суверенитете. Особенно опасным для целостности Союза было противостояние союзного и российского руководства, усилившееся, к тому же, из-за личной неприязни между Горбачевым и Ельциным, который стал председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 года.

Весной и летом 1990 года Латвия, Литва, Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшем приоритет своих законов над законами Союза.

Кровавые события в апреле 1989



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.108 (0.022 с.)