Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия на переломе веков. Альтернативы исторического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
XIX век – это век утверждениянового, индустриального типа цивилизации и достижения его зрелости. Этот тип цивилизации явился следствием трех величайших событий: войны за независимость северо-американских колоний, промышленного переворота в Англии в конце XVIII века, Великой французской революции 1789 – 1794 гг. Наполеон превратил Французскую республику в монархию, став в 1804 году императором. Основным направлением внешней политики его стали завоевательные войны против феодальных монархов. Страны Западной Европы, за исключением Англии, были покорены Наполеоном. Без победы над Россией, завоевания Франции были бы неполными. В России Наполеон в 1812 году встретил ожесточенное сопротивление и армии, и народа. В силу меньшей численности и размеров материальных ресурсов русская армия отступала. Генеральное сражение состоялось под Бородином 26 августа 1812 года. В этом сражении были сломлены силы наполеоновской армии и положено начало концу войны. После Бородинского боя Наполеону удалось занять Москву, но организованное после оставления столицы французами преследование их Кутузовым практически полностью уничтожило шестисоттысячную армию: через реку Березину переправились жалкие остатки наполеоновской армии (30 тысяч человек). В марте 1814 года Париж капитулировал, в него вошли во главе с русской объединенные армии союзников. Во Франции была восстановлена монархия, а во всей Европе установилась абсолютистская реакция во главе со «Священным союзом» монархов России, Австрии и Пруссии, поддержанных Англией. Однако восстановить старый феодальный порядок не удалось, ибо буржуазные отношения уже утвердились: промышленный переворот произошел в большинстве стран Западной Европы. Результатом борьбы за свободное развитие капитализма, наций и государств явились революция 1830 года во Франции, революции 1848 – 1849 годов в Европе. На ходе революций сказалась солидарность европейских монархов, поэтому революции где-то потерпели поражение, где-то были неполными. Однако, несмотря на это, правительства стран в результате революций вынуждены были идти на серьезные уступки, принимать законы, которые облегчали экономическое развитие, вели к ликвидации последних феодальных пережитков. Развитие капитализма вызвало рост классовой борьбы. Если раньше буржуазия, крестьянство и рабочие выступали единым фронтом против феодальных порядков, то теперь их пути расходятся. В 40-е годы XIX века появился марксизм, объявивший себя выразителем идеологии рабочего класса. Свержение буржуазии, господство пролетариата, основание вместо буржуазного нового общества, без классов и частной собственности – так определили свою цель К.Маркс и Ф.Энгельс. Буржуазные революции обеспечили быстрое развитие капитализма. Это стало возможным и в результате того, что к началу XIX века была накоплена огромная сумма знаний в различных областях науки, что способствовало развитию новой техники, технологии: парового железнодорожного транспорта, электричества, выпуска машин машинным способом, перехода от простой кооперации к комплексу машин. Начался переход к крупной машинной индустрии. Россия в первой половине XIX века оставалась еще крепостнической страной, хотя и в ней развивался капитализм. Наметились новые явления в экономике страны. В центрально-промышленных регионах страны получил распространение процесс отходничества крестьян на мануфактуры. Некоторые помещики с целью повышения доходности и рентабельности своих хозяйств стремились использовать наемный труд, новые технические средства, выращивать технические культуры. В промышленности выросло число крупных предприятий. Наиболее развитыми отраслями промышленности являлись хлопчатобумажные предприятия, сахарные заводы, кожевенная отрасль. К 1825 году уже более половины числа рабочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Развивалась мелкая промышленность в виде народных промыслов, росло купечество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими. В первой четверти XIX века Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. После гибели Павла I на престол взошел его старший сын Александр I (1801 – 1825). Он понимал, что социально-экономическая и политическая системы России нуждаются в серьезной модернизации. В первый период своего царствования Александр I осуществил ряд мероприятий либерального характера. Царь опирался в своих преобразованиях на Негласный комитет, в состав которого входили П.А.Строганов, В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, А.Чарторыйский и др. В 1801 году был принят указ, по которому всем лицам свободного положения дано было право покупать землю. Этот указ положил начало разрушению монополии дворянства на землю. В 1803 году последовал указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать на волю своих крепостных. По этому указу отпущено было на свободу всего 47 тысяч крепостных душ. Комитет не разрешил основной вопрос русского общественного устройства – крепостного права. А без его разрешения нельзя было основать будущий правопорядок, о чем мечтали члены Комитета, постепенно он распался. Его функции перешли к М.М.Сперанскому (1772 – 1839). Сперанскому государь поручил разработать программу государственных реформ, что и было сделано. Суть программы Сперанского сводилась к созданию в России представительных органов снизу доверху, уравниванию всех сословий перед законом, учреждению принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть программы преобразований Сперанского состояла в создании в России монархии буржуазного типа, утверждении правового государства. Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 года. 1 января 1810 года был открыт в преобразованном виде Государственный совет – совещательный орган, члены которого назначались императором. В 1811 году были преобразованы министерства. Но далее дело не пошло, проект остался проектом. В 1812 году Сперанский лишился доверия царя, был уволен с должности, сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Для реализации программы Сперанского не было тогда объективных условий в российской действительности. Возможно и то, что Александр I боялся скороспелости программы, ее непопулярности среди дворянства и окружающих его сановников. И все-таки Александром I были проведены также реформы в области образования. Было учреждено шесть учебных округов во главе с попечителем, образованы уездные училища, губернские гимназии и университеты (Дерптский, Харьковский, Казанский). Эти мероприятия способствовали созданию системы народного образования, появлению слоя европейски образованного дворянства и проникновению в его среду либеральных идей. Позднее Александр I в 1818 – 1819 годах поручил воскресить проект Сперанского графу Новосильцеву. Новосильцев составил «Уставную грамоту». По его проекту Россия должна была стать федерацией, иметь свой парламент, большие полномочия на местах. Однако этот проект, как и при Сперанском, не получил санкции. Не был пущен полным ходом и вновь устроенный либеральный порядок в Польше и Финляндии. В последние годы царствования Александра I стало заметно его равнодушие к внутренним делам и вопросам гражданского управления. Всю административную работу он возложил на графа Аракчеева (1769 – 1834). Настал тяжелый режим, особенность которого проявилась в создании военных поселений, бесправии поселян, в усилении произвола полиции и чиновничества. Таким образом, Александр I, начав царствование с огромных надежд современников в него, закончил путь в атмосфере разочарования им. Возможно, положение абсолютного монарха, общая косность, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, верхушки армии, могущество чиновничества, пассивность и политическая апатия народа – все это препятствовало реформам. Реформаторские усилия, дав определенные результаты в области просвещения, печати, госуправления, не завершились коренными изменениями в социально-экономическом, политическом, гражданском строе России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.47 (0.006 с.) |